Серебряный век как литературная эпоха

Содержание

Слайд 2

Основные вопросы
Серебряный век как уникальное явление русской культуры.
Хронологические рамки и многообразие художественных

Основные вопросы Серебряный век как уникальное явление русской культуры. Хронологические рамки и
поисков литературы Серебряного века.
Понятия «серебряный век», «модернизм», «декаданс».
Литература рубежа веков: основные тенденции развития.

Слайд 3

Серебряный век как уникальное явление русской культуры
«Серебряный век», мятежный,
богоищущий, бредивший
красотой,

Серебряный век как уникальное явление русской культуры «Серебряный век», мятежный, богоищущий, бредивший
и ныне не забыт.
Голоса его выразителей
До сих пор звучат…
С.К.Маковский

Серебряный век – это эпоха русского культурного ренессанса, выразившегося в расцвете, прежде всего, литературы и философской мысли.
«Время тысячи вер» – так определил эпоху Николай Гумилёв.

Основное понятие – жизнетворчество

Слайд 4

Серебряный век как уникальное явление русской культуры

Космологизм как выражение всеобщего настроения времени

   «Всё

Серебряный век как уникальное явление русской культуры Космологизм как выражение всеобщего настроения
живёт теперь мыслью о духе, о божестве, о последних тайнах и правдах жизни, и минутами кажется, что придет кто-то сильный, мощный, какой-то новый гениальный и даст простой и научно понятный для всех синтез всему, что разработано, прочувствовано и продумано всеми нами. Он оформит брожения наших душ и умов, рассеет наши туманы и откроет перед нами перспективы новых научно-философских и религиозных исканий» (А. Волынский. Книга великого гнева, 1904).

Слайд 5

 Критическое переосмысление многовекового опыта человечества, существующих представлений о народе, государстве, национальном характере,

Критическое переосмысление многовекового опыта человечества, существующих представлений о народе, государстве, национальном характере,
слове, Боге, мире.

Серебряный век как уникальное явление русской культуры

Серебряный век стал эпохой появления новой чувствительности, художественно-интуитивного познания мира.

Поиски нового стиля мышления, совмещающего в себе рационалистические и иррациональные моменты, научный подход и религиозный образ мысли.

Напряжённые поиски новых художественных форм и возникновение новых направлений (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм).

Слайд 6

Серебряный век как уникальное явление русской культуры

Тесная связь искусства с философией.
Влияние

Серебряный век как уникальное явление русской культуры Тесная связь искусства с философией.
идей В.Соловьёва. Продолжали и развивали эти идеи в своих теориях многие крупные философы: Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, С. Н. Булгаков, П.А.Флоренский, Н.О. Лосский, Л. П. Карсавин.

«Россия переживает эпоху исторического перелома <...> открывается, быть может, совершенно новая эра <...> Не о политическом только ренессансе идёт речь, а о культурном, о новой культуре, построенной на мистических, религиозных началах» (Н.Бердяев).

Феномен «жизнетворчества», стремление организовать быт по законам художественного текста.

Слайд 7

Хронологические рамки периода

Начало 1890-х годов

1914,
1917

1920-е годы

Хронологические рамки периода Начало 1890-х годов 1914, 1917 1920-е годы

Слайд 8

Литературные группы и основные имена

Старшие символисты
Валерий Яковлевич Брюсов
Константин Дмитриевич Бальмонт
Фёдор Сологуб(Фёдор Кузьмич

Литературные группы и основные имена Старшие символисты Валерий Яковлевич Брюсов Константин Дмитриевич
Тетерников)
Дмитрий Сергеевич Мережковский
Зинаида Николаевна Гиппиус
Михаил Алексеевич Кузмин
Младосимволисты
Александр Александрович Блок
Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев)
Вячеслав Иванович Иванов
Акмеисты
Анна Андреевна Ахматова (Горенко)
Николай Степанович Гумилёв
Сергей Митрофанович Городецкий
Михаил Александрович Зенкевич
Георгий Владимирович Иванов
Михаил Леонидович Лозинский
Владимир Иванович Нарбут
Осип Эмильевич Мандельштам

Слайд 9

Литературные группы и основные имена
Футуристы
Кубофутуристы («будетляне»)
Давид Давидович Бурлюк
Василий Васильевич Каменский
Алексей Елисеевич

Литературные группы и основные имена Футуристы Кубофутуристы («будетляне») Давид Давидович Бурлюк Василий
Кручёных
Бенедикт Константинович Лившиц
Владимир Владимирович Маяковский
Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников
Эго-футуристы
Константин Константинович Олимпов(Фофанов)
Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарёв)
Имажинисты
Сергей Александрович Есенин
Анатолий Борисович Мариенгоф
Рюрик Ивнев (Михаил Александрович Ковалёв)
Вадим Габриэлович Шершеневич

Слайд 10

Поэзия «серебряного века» вырабатывает принципиально новую концепцию Человека, стремящегося увидеть в историческом

Поэзия «серебряного века» вырабатывает принципиально новую концепцию Человека, стремящегося увидеть в историческом
– личное, сделать опыт веков, движение времён достоянием своего внутреннего мира. Начало века А. Блок определил как «минута смятения и борьбы лжи и правды».

Многообразие художественных поисков
На рубеже веков произошёл неожиданный взлёт поэзии. Именно этот род литературы является наиболее мобильным, способным быстро реагировать на изменения в жизни людей и общества.

Это смятение и борьба привели к образованию в литературе многочисленных групп, которые вели споры и дискуссии о сущности слова, о новых путях развития литературы.

Слайд 11

Понятия «серебряный век», «модернизм», «декаданс»

Серебряный век = модернизм

Серебряный век =
модернизм+
неореализм+
авангардизм+
философия,

Понятия «серебряный век», «модернизм», «декаданс» Серебряный век = модернизм Серебряный век =
т.е.
вся культура рубежа веков

Модернизм =
литературные течения рубежа веков (символизм, акмеизм и футуризм)

Слайд 12

Понятия «серебряный век», «модернизм», «декаданс»

В эстетике модернизма отразился пафос «конца века»,

Понятия «серебряный век», «модернизм», «декаданс» В эстетике модернизма отразился пафос «конца века»,
(fin de siècle), неминуемой гибели мира, обреченности, упадка. Поэтому многие годы модернизм отождествляли с декадансом (от фр. décadence – «упадок»).

Декаданс – особый тип сознания, характеризующийся оппозицией к общепринятой «мещанской» морали, провозглашением красоты как самодостаточной ценности, эстетизацией порока, отвращения к жизни, мистицизмом, настроениями безнадёжности, стремлением замкнуться в- мире своих душевных переживаний.

Русский декаданс как литературный феномен представляет собой переходный момент от классической традиции к символизму.

С. Надсон, К. Фофанов, М. Лохвицкая, Д.Мережковский, Ф.Сологуб

Слайд 13

Основные тенденции развития литературы рубежа веков

острая полемика, эстетическая борьба между двумя основными

Основные тенденции развития литературы рубежа веков острая полемика, эстетическая борьба между двумя
литературными направлениями – реализмом и модернизмом ;
небывалый культурный подъём, напряжение творческих сил, наступившее в России после народнического периода, отмеченного позитивизмом и утилитарным подходом к жизни и искусству;
распространение философии А.Шопенгауэра и Ф.Ницше, влияние европейского модернизма (прежде всего символизма);

Слайд 14

Основные тенденции развития литературы рубежа веков

установка на преобразующую мир силу творчества;
утверждение

Основные тенденции развития литературы рубежа веков установка на преобразующую мир силу творчества;
внутренней свободы художника, его избранности, даже мессианства;
былые представления о мире распадались, и когда зашатался в своих основах материальный мир, «зашатался образ человека» (Н. А. Бердяев);
ощущение перелома, переходности, апокалипсические настроения, с одной стороны, и обращённость к будущему – с другой;

Слайд 15

Основные тенденции развития литературы рубежа веков

идея «нового человека»: ницшеанского Сверхчеловека и андрогина

Основные тенденции развития литературы рубежа веков идея «нового человека»: ницшеанского Сверхчеловека и
символистов, Нового Адама акмеистов и «будетлянина» футуристов;
особой тенденцией на рубеже веков стало новое мифотворчество, также связанное с ожиданием нарождающегося будущего, с необходимостью заново осмыслить человеческое существование;
одним из важнейших стал миф о поэте-теурге, «соработнике» Бога.

Слайд 16

Основные тенденции развития литературы рубежа веков

стремление к обновлению художественной формы, модернизация стиха;

Основные тенденции развития литературы рубежа веков стремление к обновлению художественной формы, модернизация

стремление к новому освоению языка;
в прозе – техника «потока сознания», нелинейное повествование, использование лейтмотивов и монтажа как принципов организации текста, экспрессивность и даже алогичность образов.

Слайд 17

Модернизм как основное художественное направление рубежа веков
Модернизм (от франц. modernisme, moderre

Модернизм как основное художественное направление рубежа веков Модернизм (от франц. modernisme, moderre
– новейший,
современный) – эстетические поиски кардинального обновления
Новая модель художественного творчества: область интересов художника переместилась с действительности на способы её репрезентации, манифестации, конструирования
«Фактов не существует, есть только их интерпретация» (Ф.Ницше)
Модернизм – трудное искусство, рассчитанное на активное сотворчество
Модернизм– общее название разнородных направлений, объединённых своей противопоставленностью реалистической и романтической моделям, стремлением разрушить традиционные, консервативные формы искусства и создать новый художественный язык

Слайд 18

Модернистские течения рубежа веков

Модернистские течения рубежа веков

Слайд 19

Модернистские течения рубежа веков

Модернистские течения рубежа веков

Слайд 20

Модернистские течения рубежа веков

Модернистские течения рубежа веков

Слайд 21

Модернистские течения рубежа веков

Модернистские течения рубежа веков

Слайд 23

Поэтические образы-символы воплощаются у поэтов-символистов в звукописной, музыкальной форме, причем звучание самого

Поэтические образы-символы воплощаются у поэтов-символистов в звукописной, музыкальной форме, причем звучание самого
стихотворения имеет не меньшее, а то и большее значение для выражения смысла того или иного символа.

Слайд 24

Если символизм – поэзия намёков, то акмеизм – поэзия точности, ясности.

Если символизм – поэзия намёков, то акмеизм – поэзия точности, ясности.

Слайд 25

Давид Бурлюк

Футуризм – поэзия вызова, эпатажа, опровержения традиции

Давид Бурлюк Футуризм – поэзия вызова, эпатажа, опровержения традиции

Слайд 26

Н. Бердяев: «Это была эпоха пробуждения…Появились новые души, были открыты новые источники

Н. Бердяев: «Это была эпоха пробуждения…Появились новые души, были открыты новые источники
творческой жизни…».

Об эпохе и о себе

З. Гиппиус: «Что-то в России ломалось, что-то оставалось позади, что-то, народившись или воскреснув, стремилось вперед».

М.Волошин: «Один среди враждебной рати Не их, не наш, ни свой, ничей».

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо своё, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
Н. Гумилёв