Символизм и кго истоки

Содержание

Слайд 2

Название, предложенное нами,-СИМВОЛИЗМ,- единственно подходящее для новой школы, только оно передает без

Название, предложенное нами,-СИМВОЛИЗМ,- единственно подходящее для новой школы, только оно передает без
искажений творческий дух современного искусства

18 сентября 1886
Париж. Газета «Фигаро»

Жан Мореас «Манифест символизма»

Человеческое восприятие мира несовершенно, поэтому изображаемая действительность ошибочна
Тайны мира можно постичь лишь эмоционально и интуитивно
Отражением этой «высшей истины» и одновременно способом её постижения является символ-намек

Из истории символизма

Слайд 3

«СИМВОЛИЗМ» - направление в европейском и русском искусстве, сосредоточенное преимущественно на

«СИМВОЛИЗМ» - направление в европейском и русском искусстве, сосредоточенное преимущественно на художественном
художественном выражении посредством СИМВОЛА «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия.

в Россию пришёл в 90-х годах XIX века;
цель – вывести искусство из глубокого кризиса; ·
характерные черты: попытка познать запредельную суть мира, отсюда интерес к мистическому, символическому;
создание собственного поэтического языка, музыкального в своей основе, построенного на тончайших, мерцающих смысловых обертонах слова.

Слайд 4

Дмитрий
Сергеевич
Мережковский
1866 - 1941

1892 год – доклад
«О причинах упадка и
новых течениях
современной русской
литературы»

Дмитрий Сергеевич Мережковский 1866 - 1941 1892 год – доклад «О причинах

Слайд 5

1894 – 1895 – издано
три сборника
стихотворений
«Русские символисты».
Инициатор –
Валерий Яковлевич
Брюсов (1873 –

1894 – 1895 – издано три сборника стихотворений «Русские символисты». Инициатор –
1924),
он же автор большинства
стихотворений.

Слайд 6

Символизм в России

символизм
как художественное
направление

символизм
как миропонимание,
мировоззрение,
своеобразная
философия
жизни

Символизм в России символизм как художественное направление символизм как миропонимание, мировоззрение, своеобразная философия жизни

Слайд 7

Два этапа в русском символизме

старшие символисты
(с 1890 года)

младосимволисты
(с 1900 года)

Д.С. Мережковский
В.Я. Брюсов
З.Н.

Два этапа в русском символизме старшие символисты (с 1890 года) младосимволисты (с
Гиппиус
Ф.К. Сологуб
К.Д. Бальмонт
Мирра Лохвицкая

А.А. Блок
В.И. Иванов
Андрей Белый
С.М. Соловьёв

Слайд 8

Философская основа символизма.

- идея конструирования мира в процессе творчества; - - сверхрациональная

Философская основа символизма. - идея конструирования мира в процессе творчества; - -
чуткость и тончайшее владение искусством намека.

Главные средства передачи тайных смыслов - символ и музыка.

Символистская лирика будила «шестое чувство» в человеке, утончала его восприятие. Читатель выступал в роли соавтора.

Слайд 9

Философская основа символизма

Владимир Сергеевич
Соловьёв
1853 - 1900

Философская основа символизма Владимир Сергеевич Соловьёв 1853 - 1900

Слайд 10

Основные положения философии
В.С. Соловьёва

1. Идея двойственности и двуединства
мира. В основе

Основные положения философии В.С. Соловьёва 1. Идея двойственности и двуединства мира. В
мира лежит некая
универсальная, вечная, духовная
сущность, а эмпирическая
действительность – нечто
производное, вторичное. Но тот мир
и этот существуют в единстве.
Мир тот познаётся через этот.

Слайд 11

2. «…у него была непоколебимая вера
в близкое завершение исторического
процесса… Соловьёв… был

2. «…у него была непоколебимая вера в близкое завершение исторического процесса… Соловьёв…
убеждён в
близости великого переворота…
Этот переворот предносился его
воображению как торжество полного
осуществления Божественной
правды в организации человечества».
Л.М. Лопатин

Слайд 12

3. Человечество утратило истинные
духовные ориентиры. Социалистические
учения, пытающиеся устроить рай на
Земле

3. Человечество утратило истинные духовные ориентиры. Социалистические учения, пытающиеся устроить рай на
без Бога, невозможно осуществить.
Выход – в религиозном преображении,
когда каждый станет подобным
Христу. Соловьёв был убеждён, что
это и есть истинная цель
исторического процесса.

Слайд 13

4. Человек и природа имеют смысл
только в своей связи с Божеством.

4. Человек и природа имеют смысл только в своей связи с Божеством.

Человек должен стремиться,
подражая Христу, развивать в себе
заложенное изначально Божественное
начало.

Слайд 14

5. Будущее искусства Соловьёв видел в
соединении с религией.

6. Торжество христианских идеалов
возможно

5. Будущее искусства Соловьёв видел в соединении с религией. 6. Торжество христианских
лишь на началах любви. Это
не обыденная влюблённость, а особое,
мистическое, таинственное ощущение
связи между людьми. Такая любовь –
шаг к преобразованию мира на
новых духовных началах – началах
всеединства.

Слайд 15

Характерная черта символизма - обращённость к грядущему, ожидание в нём необыкновенных событий.

Характерная черта символизма - обращённость к грядущему, ожидание в нём необыкновенных событий.

Слайд 16

Основные особенности символизма

1. Крайний индивидуализм, повышенный
интерес к внутреннему миру личности.

2. Идея жизнетворчества

Основные особенности символизма 1. Крайний индивидуализм, повышенный интерес к внутреннему миру личности.
средствами
искусства. Искусство – «постижение мира
иными, не рассудочными путями»
(В.Брюсов).

3. Противопоставление социального и
индивидуального, уход от социальных
задач. Искусство – чисто художественное
явление.

Слайд 17

Основные особенности символизма

4. Культ таинственного.

5. Сближение духовно-нравственного с
религиозным.

6. Выделение в слове иррационального:
звучание,

Основные особенности символизма 4. Культ таинственного. 5. Сближение духовно-нравственного с религиозным. 6.
ритм должны заменить значение.

7. Элитарность.

Слайд 18

Два географических полюса

Не только сотрудничали, но и конфликтовали

петербургские

московские

Мережковский
Гиппиус
Отстаивали приоритет религиозно-философских поисков символизма

Брюсов
Задачи:
Искусство

Два географических полюса Не только сотрудничали, но и конфликтовали петербургские московские Мережковский
для искусства
Имя файла: Символизм-и-кго-истоки.pptx
Количество просмотров: 42
Количество скачиваний: 0