Символизм в живописи и литературе

Содержание

Слайд 2

Символизм (фр. symbolisme; греч. symbolon – символ, знак) – течение модернизма,
которое затронуло

Символизм (фр. symbolisme; греч. symbolon – символ, знак) – течение модернизма, которое
некоторые виды искусства,
такие как литература, живопись, музыка.
Главным его нововведением считается образ
символ, который пришел на смену
традиционному художественному образу.

Слайд 3

Своей главной целью символисты считали
выражение абсолютных истин и
отображение реальной жизни посредством
использования метафорических

Своей главной целью символисты считали выражение абсолютных истин и отображение реальной жизни
образов и
аллегорий, имеющих символическое
значение. Основными характерными чертами
данного стиля можно назвать: новаторские
стремления к экспериментам, мистицизм,
таинственность, недосказанность и
завуалированность.

Слайд 4

Символизм в живописи

Гюстав Моро
1864 г.
«Эдип и Сфинкс»
Художником использован
миф о встрече Эдипа

Символизм в живописи Гюстав Моро 1864 г. «Эдип и Сфинкс» Художником использован
со
сфинксом на пути между
Фивами и Дельфами. Эдип
должен был правильно
ответить на загадку
Сфинкса, чтобы пройти.

Слайд 5

М. Врубель
1890г.
«Демон сидящий»
Сюжет картины был навеян художнику поэмой Лермонтова
«Демон». Демон – образ

М. Врубель 1890г. «Демон сидящий» Сюжет картины был навеян художнику поэмой Лермонтова
силы человеческого духа,
внутренней борьбы и сомнений.

Слайд 6

К. Сомов
1897-1900 г.
«Дама в голубом»
(«Портрет Е. М.
Мартыновой»)
В портрете используется комбинация
атмосферы XVIII века

К. Сомов 1897-1900 г. «Дама в голубом» («Портрет Е. М. Мартыновой») В
со старинным
парком и платьем героини – и самой
героиней, в которой зрители должны были
узнать свою современницу. По мнению
искусствоведов – это женщина конца XIX
века.
Изображения рук также выразительны: в
левой руке, поднесенной к груди, и в
бессильно опущенной правой есть что-то
невыразимо беспомощное.
На заднем плане видна мужская фигура, с
которой ассоциируют самого Сомова. Она
подчеркивает одиночество героини:
мужчина здесь, но не с нею. Также синий
цвет платья женщины является символом.

Слайд 7

Символизм в литературе Европа

Стефан Малларме
1842 – 1898 г. - французский поэт, один из

Символизм в литературе Европа Стефан Малларме 1842 – 1898 г. - французский
вождей
французскогосимволизма.
Могучий, девственный, в красе извивных линий,
Безумием крыла ужель не разорвёт
Он озеро мечты, где скрыл узорный иней
Полётов скованных прозрачно-синий лёд?
И Лебедь прежних дней, в порыве гордой муки
Он знает, что ему не взвиться, не запеть:
Не создал в песне он страны, чтоб улететь,
Когда придёт зима в сиянье белой скуки.
Он шеей отряхнёт смертельное бессилье,
Которым вольного теперь неволит даль,
Но не позор земли, что приморозил крылья.
Он скован белизной земного одеянья,
И стынет в гордых снах ненужного изгнанья,
Окутанный в надменную печаль.

Слайд 8

Шарль Бодлер
1821 – 1867 гг.

Поль Верлен
1844 – 1896 гг.

Артюр Рембо
1854 – 1891

Шарль Бодлер 1821 – 1867 гг. Поль Верлен 1844 – 1896 гг.
гг.

Слайд 9

Поэт, вот образ твой! Ты также без усилья
Летаешь в облаках, средь молний

Поэт, вот образ твой! Ты также без усилья Летаешь в облаках, средь
и громов,
Но исполинские тебе мешают крылья
Внизу ходить, в толпе средь шиканья глупцов. (Ш. Бодлер «Альбатрос»)
…А я, - я шел, мечтая о Платоне,
В вечерний час,
О Саламине и о Марафоне…
И синими трепетом мигал мне глаз
(П. Верлен «Парижские кроки»)
Не слишком ли хорош тот непременный дар
Напевов, что поют рыбачка и корсар,
Затем, чтоб верили исчезнувшие реи
В ночные празднества блистательных морей!
(А. Рембо «Алмея ли она»)

Слайд 10

Символизм в России

Д. С. Мережковский
1865 – 1941 гг.
Началом эпохи символизма в
русской

Символизм в России Д. С. Мережковский 1865 – 1941 гг. Началом эпохи
литературе можно
назвать выход статьи
Д. С. Мережковского «О
причинах упадка и новых
тенденциях современной
русской литературы» в 1892 г.

Слайд 11

Старшие символисты

В. Я. Брюсов
1873 – 1924 гг.

Н. М. Минский
1855 – 1937 гг.

Ф.

Старшие символисты В. Я. Брюсов 1873 – 1924 гг. Н. М. Минский
К. Сологуб (Тетерников)
1863 – 1927 гг.

Слайд 12

Время возникновения: в конце 1880-х, начало 1890 – х гг.
Представители: Д. Мережковский,

Время возникновения: в конце 1880-х, начало 1890 – х гг. Представители: Д.
З. Гиппиус, К. Бальмонт, В. Брюсов, Н. Минский, Ф. Сологуб
Отношение к реальности: отрицание реальности, сомнение в ней и уход в сконструируенную, альтернативную реальность (обязательное двоемирие).
Отношение к традиции: интерес к культурной и исторической экзотике с элементами мистицизма (Средневековье и т.д.)
Понимание истории: история – это бесконечное движение по кругу (бесмысленное). А.А. Блок «Ночь, улица, фонарь».
Представление о поэте: поэт – это демиург (создатель), создатель собственного мира или же маг, шаман, который уводит читателя в фантезийную ирреальность.

Слайд 13

Младшие символисты

А. А. Блок
1880 – 1921 гг.

А. Белый (Б. Бугаев)
1880 – 1934

Младшие символисты А. А. Блок 1880 – 1921 гг. А. Белый (Б.
гг.

Вяч. Ив. Иванов
1866 – 1949 гг.

Имя файла: Символизм-в-живописи-и-литературе.pptx
Количество просмотров: 55
Количество скачиваний: 0