Сказка как отражение обряда инициации

Содержание

Слайд 2

Инициация

Initiation (от лат. initio - начинать, посвящать) - переход индивида из одного

Инициация Initiation (от лат. initio - начинать, посвящать) - переход индивида из

статуса в другой, в частности включение в некоторый замкнутый круг лиц
(в число полноправных членов племени, в мужской союз, эзотерический культ,
круг жрецов, шаманов и т. п.), и обряд, оформляющий этот переход; обряды
или ритуалы инициации также называются переходными или посвятительными.

Слайд 3

Сказка и обряд

Прямое соответствие между сказкой и обрядом.

Переосмысление обряда сказкой

Обращение обряда

Сказка и обряд Прямое соответствие между сказкой и обрядом. Переосмысление обряда сказкой Обращение обряда

Слайд 4

Отражение обряда в элементах сказки

Герой попадает в дремучий лес (мнимая смерть)

"Большей частью

Отражение обряда в элементах сказки Герой попадает в дремучий лес (мнимая смерть)
входы в подземный мир были окружены непроницаемым девственным лесом. Этот лес был постоянным элементом в идеальном представлении о входе в Аид"

Слайд 5

Избушка на курьих ножках (врата в иной мир)

"За той степью -- дремучий

Избушка на курьих ножках (врата в иной мир) "За той степью --
лес, а у самого лесу стоит избушка"
"У этой избушки ни окон, ни дверей, - ничего нет"

Слайд 6

Баба-Яга (страж)

"Если Хель имеет цвет трупа, то это означает не что иное,

Баба-Яга (страж) "Если Хель имеет цвет трупа, то это означает не что
как то, что она, богиня смерти, сама есть труп"

Слайд 7

Истязание

«…схватила толкач, начала бить Усынюшку; била, била, под лавку забила, со

Истязание «…схватила толкач, начала бить Усынюшку; била, била, под лавку забила, со
спины ремень вырезала, поела все дочиста и уехала»

Слайд 8

Обучение

Обряд посвящения был школой, ученьем в самом настоящем смысле этого слова.

Обучение Обряд посвящения был школой, ученьем в самом настоящем смысле этого слова.

Однако не в этом все-таки суть дела.
Дело не в знаниях, а в умении, не в
познании воображаемого мира
природы, а во влиянии на него.
Именно эта сторона дела хорошо
отражена сказкой "Хитрая наука", где, как указано, герой выучивается превращаться в животных, т. е. приобретает уменье, а не знание.

Слайд 9

Волшебный дар (магические умения)

«…сводится к приобретению духа-хранителя, к приобретению волшебной силы маниту»

Волшебный дар (магические умения) «…сводится к приобретению духа-хранителя, к приобретению волшебной силы маниту»

Слайд 10

Конец путешествия

После совершения акта посвящения наблюдались у различных народов и в
различных

Конец путешествия После совершения акта посвящения наблюдались у различных народов и в
местах три разные формы продолжения или прекращения стадии
посвящения:
1) посвящаемый после исцеления от ран непосредственно возвращался
домой, или уходил туда, где он женится;
2) он оставался жить в лесу, в избушке, хатке или шалаше, на более
продолжительный срок, исчисляющийся месяцами или даже годами;
3) он из лесной избушки переходил на несколько лет в "мужской дом".
Имя файла: Сказка-как-отражение-обряда-инициации.pptx
Количество просмотров: 39
Количество скачиваний: 0