Вишневый сад А.П. Чехов

Содержание

Слайд 2

Пусть на сцене всё будет так же сложно и так же вместе

Пусть на сцене всё будет так же сложно и так же вместе
с тем просто, как в жизни.
А.П.Чехов.

Слайд 3

Особенности драматургии А. П. Чехова проявляются:

В раскрытии сложных образов персонажей не через

Особенности драматургии А. П. Чехова проявляются: В раскрытии сложных образов персонажей не
борьбу контрастных страстей, а в обычной жизни.
2. В иллюзии течения жизни, которая создается бытовыми деталями, бытовыми темами разговоров, — психологической детализацией.
3. В общем эмоциональном тоне, который создается музыкой, звуками, паузами.
4. В смысловой роли пауз, которые раскрывают взаимоотношения героев.
5. В многотемности диалогов: каждый герой ведет свою тему в разговоре, их реплики внешне не связаны.

Слайд 4

Особенности драматургии А. П. Чехова проявляются

6. В отсутствии описания и объяснения

Особенности драматургии А. П. Чехова проявляются 6. В отсутствии описания и объяснения
психологии действующих лиц.
7. В скупых художественных средствах, способствующих редкой психологической достоверности.
8. В поведении героев, которые в минуты особого напряжения почти не говорят или не выражают в словах своих истинных чувств. Автору важен подтекст, то, что за словами.
9. В сложном подтексте, передающем не мысли героя, а суждения автора.

Слайд 5

Особенности драматургии А. П. Чехова проявляются

10. В отсутствии стремительно развивающегося действия.

Особенности драматургии А. П. Чехова проявляются 10. В отсутствии стремительно развивающегося действия.
Наиболее важные события происходят за сценой, это называется внутренним динамизмом.
11. В несовпадении внешней и внутренней сути героев.
12. В лирически окрашенном пейзаже, в эмоциональности и психологичности финалов действий и пьесы в целом.

Слайд 6

Определите жанр, жанровое своеобразие пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» (ответ один)

1.Комедия: представления

Определите жанр, жанровое своеобразие пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» (ответ один) 1.Комедия:
героев «Вишневого сада» не совпадают с реальным ходом вещей.
2.Драма: гибнет сад, все навсегда теряют общий дом; торжествуют идеалы новой – лопахинской – жизни, старые идеалы предаются забвению.
3.Комедия: в пьесе имеют место комические положения и даже фарс.
4.Комедия: в пьесе используются приемы площадного театра, балагана (падение с лестницы, фокусы и т.д.).
5.В пьесе особым образом соединяются драматическое и комическое. Жанровая природа «Вишневого сада» сложна.

Слайд 7

Жанровое своеобразие

Вышла у меня не драма, а комедия. Последний акт

Жанровое своеобразие Вышла у меня не драма, а комедия. Последний акт будет
будет веселый, да и вся пьеса веселая, легкомысленная.
А.П. Чехов
Это не комедия, не фарс, как Вы писали, – это трагедия, какой бы исход к лучшей жизни Вы ни открывали в последнем акте.
К.С. Станиславский

Слайд 8

Жанровое своеобразие

Автор отказал персонажам «Вишневого сада» в праве на драму:

Жанровое своеобразие Автор отказал персонажам «Вишневого сада» в праве на драму: они
они представлялись ему неспособными на глубокие чувства. Чехов подчеркивает, что грусть его героев часто легковесна, что в их слезах скрывается обычная для слабых и нервных людей слезливость.
Сочетание комического и серьезного – отличительная черта чеховской поэтики.
Это ЧЕХОВСКИЙ ЖАНР , сочетающий вечные драматические противоположности – СМЕХ и СЛЕЗЫ.

Слайд 9

Характерная черта сюжета «Вишневого сада» – внешняя «бессобытийность». Главное событие пьесы

Характерная черта сюжета «Вишневого сада» – внешняя «бессобытийность». Главное событие пьесы –
– продажа вишневого сада – происходит на сцене; герои только говорят о нем.
Отсутствует в пьесе и традиционный персонифицированный конфликт. Особая природа конфликта позволяет обнаружить в чеховских произведениях внутреннее и внешнее действие, внутренний и внешний сюжеты.
Причем главным является не внешний сюжет, разработанный достаточно традиционно, а внутренний, который В.И. Немирович-Данченко назвал «вторым планом», или «подводным течением».

Сюжет и конфликт

Слайд 10

Сюжет и конфликт

Сюжет и конфликт

Слайд 11

В развитии сюжета пьесы необходимо учитывать и значение внесценических персонажей. К ним

В развитии сюжета пьесы необходимо учитывать и значение внесценических персонажей. К ним
стягиваются многие сюжетные линии комедии:
Раневская — «парижский любовник»;
Аня — ярославская бабушка — Раневская;
Лопахин — Дериганов;
Симеонов -Пищик — Дашенька.
Все они участвуют в развитии действия.
Чеховские персонажи обычно раскрываются не в действиях, а в монологах - самохарактеристиках.

Слайд 12

Диалоги в пьесе Чехова — иллюзия общения. За «случайными» репликами персонажей —

Диалоги в пьесе Чехова — иллюзия общения. За «случайными» репликами персонажей —
одиночество героя в мире, неспособность услышать и невозможность быть услышанным. Каждый персонаж ведет свою речевую партию. Она может быть статична или динамична. В чеховской пьесе значима каждая реплика; проигрываясь в речевых партиях персонажей, она получает полифоническое звучание.

Слайд 13

Среди героев пьесы есть представители разных социальных слоев и поколений.
Владельцы

Среди героев пьесы есть представители разных социальных слоев и поколений. Владельцы усадьбы,
усадьбы, дворяне Раневская и Гаев – милые добрые люди. Они не могут жить без вишневого сада, однако ничего не делают, чтобы спасти его: их время уже прошло.

Образная система
Главные герои


Слайд 14

Купец Лопахин – деловой и практичный человек. Он любит Раневскую «больше,

Купец Лопахин – деловой и практичный человек. Он любит Раневскую «больше, чем
чем родную» и пытается ей помочь. Но Раневская не слушает его, и Лопахин поступает, как настоящий капиталист: покупает имение, чтобы разбить вишневый сад на дачные участки.

Слайд 15

Петя Трофимов и Аня – честные и благородные молодые люди. Их

Петя Трофимов и Аня – честные и благородные молодые люди. Их помыслы
помыслы устремлены в будущее: Петя говорит о «непрерывном труде», Аня – о «новом саде». Однако красивые слова не приводят к конкретным действиям и потому не внушают абсолютного доверия.


Слайд 16

Интересен принцип, на котором основана образная система «Вишневого сада»: не контраст,

Интересен принцип, на котором основана образная система «Вишневого сада»: не контраст, а
а сходство. Общие черты можно заметить у Раневской, Ани и Шарлотты Ивановны, Гаева, Епиходова и Пети Трофимова. Кроме того, героев пьесы объединяет внутреннее одиночество и ощущение кризисности бытия.


Слайд 17

Последняя пьеса А.П.Чехова «Вишневый сад» стала одним из самых знаменитых произведений

Последняя пьеса А.П.Чехова «Вишневый сад» стала одним из самых знаменитых произведений мировой
мировой драматургии ХХ века. Благодаря общечеловеческому содержанию и новаторским чертам она получила известность за рубежом еще при жизни автора. Характерно, что уже тогда ей предрекали долгую творческую жизнь


Слайд 18

Старые хозяева вишневого сада Раневская

 
1 действие 
Лопахин о Раневской.
Аня о матери.
Раневская о своих

Старые хозяева вишневого сада Раневская 1 действие Лопахин о Раневской. Аня о
ощущениях по возвращении на Родину.
Гаев о расточительности сестры, истории её замужества, характере.

Слайд 19

Старые хозяева вишневого сада Раневская

2 действие
«Дачи и дачники – это пошло, простите»
Монолог

Старые хозяева вишневого сада Раневская 2 действие «Дачи и дачники – это
Раневской «О, мои грехи…»
3 действие
«…без вишневого сада я не понимаю своей жизни…»
4 действие
«О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!.. Прощай!..»

Слайд 20

Старые хозяева вишневого сада. Гаев

1 действие
Речь шкафу.
«Честью моей, чем хочешь, клянусь, имение

Старые хозяева вишневого сада. Гаев 1 действие Речь шкафу. «Честью моей, чем
не будет продано!»
Бильярд, леденцы, нянька Фирс, склонность к демагогии.

Слайд 21

Новый хозяин вишневого сада. Лопахин

1 действие
Лопахин о себе «Со свиным рылом в

Новый хозяин вишневого сада. Лопахин 1 действие Лопахин о себе «Со свиным
калашный ряд…», «Мой отец был крепостным у вашего деда и отца…»
«Выход есть…»
2 действие
«Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей»

Слайд 22

Новый хозяин вишневого сада. Лопахин

3 действие
«Я купил» (монолог победителя?)
4 действие
«Не могу без

Новый хозяин вишневого сада. Лопахин 3 действие «Я купил» (монолог победителя?) 4
работы, не знаю, что вот делать с руками…» «Когда я работаю подолгу, без устали, тогда мысли полегче, и кажется, будто мне тоже известно, для чего я существую.»

Слайд 23

Мотив будущего в пьесе. Аня

 В 1 действии :
«Мама не перенесла, ушла,

Мотив будущего в пьесе. Аня В 1 действии : «Мама не перенесла,
ушла без оглядки…Как я её понимаю, если бы она знала! А Петя Трофимов был учителем Гриши, он может напомнить…», «Тебя все любят, уважают…но, милый дядя, тебе надо молчать…»
В финале 3 действия:
«Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь, ты поймешь…»
В 4 действии:
«Начинается новая жизнь, мама!», «Я подготовлюсь, выдержу экзамен в гимназии и потом буду работать, тебе помогать…Мама, приезжай…», «Прощай, дом! Прощай, старая жизнь!»
Чье влияние более всего испытывает Аня, воспитанная в традициях дворянских усадеб?

Слайд 24

Неоднозначность образа Пети Трофимова

 
Вечный студент, облезлый барин, недотёпа, поношенный студенческий мундир, потерянные

Неоднозначность образа Пети Трофимова Вечный студент, облезлый барин, недотёпа, поношенный студенческий мундир,
калоши.
Спор Трофимова и Лопахина во 2 действии.
Трофимов и Аня в финале 2 действия. «Мне ещё нет тридцати, я молод, я ещё студент, но я уже столько вынес!...Я предчувствую счастье…»
В 4 действии в диалоге с Лопахиным: «Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!»

Слайд 25

Значение второстепенных персонажей пьесы

Дуняша – Епиходов – Яша/Раневская – Лопахин - парижский

Значение второстепенных персонажей пьесы Дуняша – Епиходов – Яша/Раневская – Лопахин -
возлюбленный
Пищик «Не теряю никогда надежды. Вот, думаю, уже все пропало, погиб, ан глядь, - железная дорога по моей земле прошла, и… мне заплатили. А там, гляди, ещё что-нибудь случится не сегодня- завтра….Двести тысяч выиграет Дашенька…у неё билет есть.»
Шарлотта : «Так хочется поговорить, а не с кем…»
Дуняша, Яша – пародия на господ.
Епиходов – пародия на Трофимова.
Имя файла: Вишневый-сад-А.П.-Чехов.pptx
Количество просмотров: 45
Количество скачиваний: 0