Тема природы и человека в балладе М.Ю.Лермонтова Три пальмы. 6 класс

Содержание

Слайд 2

Тема природы и человека в балладе М.Ю.Лермонтова
«Три пальмы».

Тема природы и человека в балладе М.Ю.Лермонтова «Три пальмы».

Слайд 3

Восточное сказание

«Три пальмы»

Восточное сказание «Три пальмы»

Слайд 4

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними

В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли. Родник между
из почвы бесплодной,
Журча, пробивался водою холодной,
Хранимый под сенью зелёных листов
От знойных лучей и летучих песков.

Слайд 5

И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко

И многие годы неслышно прошли; Но странник усталый из чуждой земли Пылающей
влаге студёной
Ещё не склонялся под кущей зелёной,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.

Слайд 6

И стали три пальмы на Бога роптать:
«На толь мы родились, чтоб здесь

И стали три пальмы на Бога роптать: «На толь мы родились, чтоб
увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор? …
Не прав твой, о небо, святой приговор!»

Слайд 7

И только замолкли – в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонков

И только замолкли – в дали голубой Столбом уж крутился песок золотой,
раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шёл, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Слайд 8

Мотаясь, висели меж твёрдых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой

Мотаясь, висели меж твёрдых горбов Узорные полы походных шатров; Их смуглые ручки
подымали,
И черные очи оттуда сверкали …
И, стан худошавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.

Слайд 9

И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, поражённый стрелой;
И белой

И конь на дыбы подымался порой, И прыгал, как барс, поражённый стрелой;
одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И, с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копьё на скаку.

Слайд 10

Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их весёлый раскинулся стан.
Кувшины ,звуча,

Вот к пальмам подходит, шумя, караван: В тени их весёлый раскинулся стан.
налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро поит их студёный ручей.

Слайд 11

Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали

Но только что сумрак на землю упал, По корням упругим топор застучал,
без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнём.

Слайд 12

Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальным

Когда же на запад умчался туман, Урочный свой путь совершал караван; И
на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

Слайд 13

И нынче всё дико и пусто кругом –
Не шепчутся листья с гремучим

И нынче всё дико и пусто кругом – Не шепчутся листья с
ключом:
Напрасно Пророка о тени он просит –
Его лишь песок раскалённый заносит,
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.

Слайд 14

Дактиль( - - - ) ударение на 1 слоге
Амфибрахий( - - -

Дактиль( - - - ) ударение на 1 слоге Амфибрахий( - -
) ударение на 2 слоге
Анапест( - - - ) ударение на 3 слоге
Так называются 3 стихотворных размера
Определим, каким размером написана эта баллада?
Запишите в тетрадь
В песчаных\степях а\равийской\ земли
Ударение падает на второй слог-
Вывод: ???

Слайд 15

Смежная(АА ББ )
Перекрёстная (АБ АБ )
Кольцевая (А ББ А )

Запишите в тетрадь Способы

Смежная(АА ББ ) Перекрёстная (АБ АБ ) Кольцевая (А ББ А )
рифмовки в стихотворении

Слайд 16


В песчаных степях аравийской земли (А)
Три гордые пальмы высоко росли. (А)
Родник

В песчаных степях аравийской земли (А) Три гордые пальмы высоко росли. (А)
между ними из почвы бесплодной, (Б)
Журча, пробивался волною холодной, (Б)
Хранимый под сенью зелёных листов, (В)
От знойных лучей и летучих песков. (В)

Определите способ рифмовки в балладе.

Слайд 17

Разделим балладу на части и представим картины , описанные поэтом .
Сколько картин

Разделим балладу на части и представим картины , описанные поэтом . Сколько
вы представили ?
3 картины, верно?

Слайд 18

1.Пальмы 3 строфы-яркая зарисовка, наполненная красками и звуками Докажите это, выпишите словосочетания из текста

1.Пальмы 3 строфы-яркая зарисовка, наполненная красками и звуками Докажите это, выпишите словосочетания из текста

Слайд 19

2.Караван 3 строфы-яркая зарисовка, наполненная красками и звуками Докажите это, выпишите словосочетания из текста

2.Караван 3 строфы-яркая зарисовка, наполненная красками и звуками Докажите это, выпишите словосочетания из текста

Слайд 20

3.Пребывание гостей Пепел 3 строфы-показана картина гибели с помощью олицетворения ( одушевления предметов) Выпишите их из

3.Пребывание гостей Пепел 3 строфы-показана картина гибели с помощью олицетворения ( одушевления
текста

Слайд 21

Олицетворение показывает, что речь в стихотворении идёт не просто о пальмах.

Олицетворение показывает, что речь в стихотворении идёт не просто о пальмах. В
В описании пальм можно увидеть образы людей, которые были недовольны своей жизнью. Они хотели быть полезными для людей, хотели подарить им свою прохладу и радовать взор своей красотой.

Слайд 22

КАРТИНА ГИБЕЛИ ОАЗИСА ПРОНИКНУТА ГОРЬКИМ ЧУВСТВОМ НЕБЛАГОДАРНОСТИ И ВОЗМУЩЕНИЯ ТЕМ, ЧТО КАРАВАН

КАРТИНА ГИБЕЛИ ОАЗИСА ПРОНИКНУТА ГОРЬКИМ ЧУВСТВОМ НЕБЛАГОДАРНОСТИ И ВОЗМУЩЕНИЯ ТЕМ, ЧТО КАРАВАН
ЗАБОТИТСЯ ТОЛЬКО СЕЙЧАС И ТОЛЬКО О СЕБЕ, ЧТО ЛЮДИ НЕ ДУМАЛИ О ТОМ, ЧТО ОАЗИС МОЖЕТ ДАТЬ ВОДУ И ПРОХЛАДУ ЕЩЁ И ДРУГИМ ЛЮДЯМ.

Слайд 23

СРАВНИТЕ ПЕРВУЮ И ПОСЛЕДНЮЮ СТРОФЫ БАЛЛАДЫ.
-ДЛЯ ЧЕГО АВТОР СКРЕПЛЯЕТ НАЧАЛО И КОНЕЦ

СРАВНИТЕ ПЕРВУЮ И ПОСЛЕДНЮЮ СТРОФЫ БАЛЛАДЫ. -ДЛЯ ЧЕГО АВТОР СКРЕПЛЯЕТ НАЧАЛО И КОНЕЦ ПРОИЗВЕДЕНИЯ АНТИТЕЗОЙ?
ПРОИЗВЕДЕНИЯ АНТИТЕЗОЙ?

Слайд 24

Антитеза служит выражению мысли и чувства писателя.
Прекрасный оазис в начале произведения и

Антитеза служит выражению мысли и чувства писателя. Прекрасный оазис в начале произведения
картина гибели его в конце. А представьте себе, что в стихотворении не было бы этой мрачной картины. Тогда у нас не возникло бы такого сильного чувства горечи от гибели прекрасных пальм. Благодаря антитезе в предметах открываются новые свойства, мир предстаёт перед нами во всей его сложности, противоречиях, контрастах, текст становится эмоционально окрашенным.

Слайд 25

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО ПОЭТ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ НАС :
НЕЛЬЗЯ

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО ПОЭТ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ НАС : НЕЛЬЗЯ
ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ТЕМ , ЧТО КОПИЛОСЬ В ПРИРОДЕ СТОЛЕТИЯМИ, ДУМАЯ ТОЛЬКО О СВОЁМ СОБСТВЕННОМ СЕГОДНЯШНЕМ БЛАГОПОЛУЧИИ.
ЧЕЛОВЕК ВСЕГДА ДОЛЖЕН ДУМАТЬ О ТЕХ , КТО ПРИДЁТ ПОСЛЕ НЕГО, И БЕРЕЧЬ ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА.

Слайд 26

ВЫВОД:
ПОЭТ ПРОТИВОПОСТАВЛЯЕТ КРАСОТУ И БЛАГОПОЛУЧИЕ ОАЗИСА ДО ПРИХОДА КАРАВАНА ТОМУ РАЗОРЕНИЮ,КОТОРОЕ ОСТАВИЛИ

ВЫВОД: ПОЭТ ПРОТИВОПОСТАВЛЯЕТ КРАСОТУ И БЛАГОПОЛУЧИЕ ОАЗИСА ДО ПРИХОДА КАРАВАНА ТОМУ РАЗОРЕНИЮ,КОТОРОЕ
ПОСЛЕ СВОЕГО УХОДА ЛЮДИ. АНТИТЕЗА ПОМОГАЕТ ОСТРЕЕ ПОЧУВСТВОВАТЬ ПЕЧАЛЬ О РАЗОРЕНИИ ПРЕКРАСНОГО УГОЛКА ЗЕМЛИ