Слайд 2Исследователи выдвигают версию о существовании универсальных типов сюжетных схем, характерных для произведений
любого литературного рода.
Таких сюжетных схем четыре:
- циклическая
- кумулятивная
- лиминальная (пороговая)
- сюжет становления.
Слайд 3Циклический сюжет
Имеет трехчастную структуру:
отправка в чужой мир или потеря;
пребывание в
чужом мире и/или прохождение через смерть, поиск;
возврат, возрождение, обретение.
Слайд 5Кумулятивный сюжет
Представляет собой «нанизывание» однородных событий и/или персонажей вплоть до катастрофы.
Слайд 7Лиминальный сюжет
Представляет собой четырехфазную модель фабулы:
обособление;
новое партнерство;
порог (лиминал);
преображение.
Слайд 8Фаза обособления в лиминальном сюжете
Может быть представлена пространственным уходом (поиск, побег, погоня),
затворничеством, избранничеством, самозванством, уходом «в себя», томлением, разочарованием, ожесточением, мечтательностью, т.е. позицией, предполагающей разрыв или ослабление прежних связей.
Слайд 9Фаза нового партнерства в лиминальном сюжете
Это установление межсубъектных связей (обретение «помощников» и/или
«вредителей»), ложное партнерство, искушения.
Слайд 10Лиминальная (пороговая) фаза
Это фаза испытания смертью.
Она может выступать в архаических формах
ритуально-символической смерти героя, посещение героем потусторонней «страны мертвых», это может быть поединок, ранение, утрата близкого существа, зрелище чужой смерти.
Слайд 11Фаза преображения в лиминальном сюжете
Это заключительная стадия инициации.
Это стадия перемены статуса
героя – внешнего (социального) или внутреннего (психологического).
Часто такое перерождение сопровождается возвращением героя в новом качестве к месту своих прежних, ранее расторгнутых или ослабленных связей.
Слайд 13Сюжет становления
Эта сюжетная схема выросла из циклического сюжета в литературе позднего времени
– начиная с 19-го века.
В новой модели сюжета переосмыслена трехчастная схема циклического сюжета.
Место потери – поиска – обретения заняли
ситуация;
становление;
открытый финал.
Слайд 14Сюжет становления
Исходная ситуация данной сюжетной схемы шире «потери» и включает ее в
себя как одну из возможностей.
В торой компонент сюжета «поиск» превратился в становление, не только внешнее, но и внутреннее, то есть это изображение изменения мира и человека, причем герой «становится вместе с миром, отражает в себе историческое становление самого мира» (Бахтин).
Открытый финал вероятностно множествен по своей природе.