Василь Владимирович Быков (1924 – 2003 гг.)

Содержание

Слайд 2

Родился В.В. Быков 19 июня 1924 г. в деревне Бычки Ушачского

Родился В.В. Быков 19 июня 1924 г. в деревне Бычки Ушачского района
района Витебской области в крестьянской семье. Детство писателя было безрадостным: «Голодная жизнь, когда надо идти в школу, а нечего поесть и надеть…».
Окончив семилетку, Василь поступил на скульптурное отделение Витебского художественного училища, которое вскоре пришлось оставить: в 1940 г. были отменены стипендии.
Война застала Быкова на Украине. В составе действующей армии он отступал до Воронежа. Затем, после Саратовского пехотного училища, в звании младшего лейтенанта вернулся на фронт и воевал до Победы — на Украине, в Румынии, Венгрии, Австрии.
Дважды был ранен. Окончательно демобилизовался в 1955 г.; жил в городе Гродно (Белоруссия).

Слайд 3

Василь Быков в Румынии, 1944

Предчувствую сакраментальный вопрос про страх: боялся ли?

Василь Быков в Румынии, 1944 Предчувствую сакраментальный вопрос про страх: боялся ли?
Конечно, боялся, может, порой и трусил. Но страхов на войне много, все разные. Страх перед немцами — что могли взять в плен, застрелить; страх из-за огня, особенно артиллерийского или бомбежек. Если взрыв рядом, так, кажется, тело само, без участия разума, готово разорваться на куски от диких мук. Но был же и страх, который шел из-за спины — от начальства, всех тех карательных органов, которых в войну было не меньше, чем в мирное время. Даже больше.

«Долгая дорога домой»


Слайд 4

В 1949 г. в «Гродненской правде» были напечатаны первые рассказы Быкова.

В 1949 г. в «Гродненской правде» были напечатаны первые рассказы Быкова. Сам
Сам писатель свою литературную биографию ведёт с рассказов «Смерть человека» и «Обозник», написанных в 1951 г. на Курилах. Главной темой его прозы стала Великая Отечественная война — эпоха «колоссальных усилий народа».

Уже в ранних повестях («Журавлиный крик», 1960 г.; «Третья ракета», 1962 г.; «Альпийская баллада», 1964 г.; «Мёртвым не больно», 1966 г.; «Круглянский мост», 1969 г., и др.), большей частью увидевших свет на страницах журнала «Новый мир» и получивших «благословение» А. Т. Твардовского, отчётливо видны выбранные молодым прозаиком литературные ориентиры.

Слайд 5

Василь Быков отказывается от напыщенности и помпезности в изображении войны, от

Василь Быков отказывается от напыщенности и помпезности в изображении войны, от лакировки
лакировки действительности. Он предлагает читателю неприкрашенную «окопную правду», рисует военные будни, увиденные глазами младшего офицера (так называемая «лейтенантская проза»). Анатомия мужества, с одной стороны, и предательства — с другой, исследуется в повестях «Сотников» (1970 г.; экранизирована режиссёром Л. Шепитько под названием «Восхождение», 1977 г.), «Обелиск», «Дожить до рассвета» (обе 1973 г.), «Волчья стая» (1975 г.), «Его батальон» (1976 г.) и др.

Слайд 6

Замысел подсказан реальной судьбой человека, которого лейтенант Василь Быков встретил на своих

Замысел подсказан реальной судьбой человека, которого лейтенант Василь Быков встретил на своих
фронтовых путях-дорогах, и встреча с ним надолго запала в память, многие годы будоражила сознание, пока не отразилась в сюжете, не проросла в идеи и образы повести

«Как создавалась повесть «Сотников»

Слайд 7

Это случилось в августе 1944 года в разгар знаменитой ясско-кишиневской операции.

Это случилось в августе 1944 года в разгар знаменитой ясско-кишиневской операции. Советские
Советские войска прорвали оборону, окружили большую группировку гитлеровцев. Проезжая в те дни мимо румынского села, где множества незнакомых лиц, вдруг увидел лицо человека, которое показалось ему знакомым. Пленный тоже задержал на нем отрешенный взгляд, и в следующее мгновение Василь Быков узнал бывшего однополчанина, который давно считался погибшим. Как выяснилось теперь, он не погиб, а раненым попал в гитлеровский концлагерь. В ужасающих условиях плена не нашел в себе сил для сопротивления и борьбы и, желая выжить во что бы то ни стало, сознательно пошел на временную, конечно же, временную сделку с совестью. Записавшись во власовскую армию, он утешал себя надеждой перебежать к своим в удобный момент. День за днем человек, поначалу без вины виноватый, увязал в отступничестве, принимал на себя все растущее время предательства. Как говорится, ничего не попишешь: уж такова логика фашизма, который, ухватив свою жертву за мизинец, не остановится до тех пор, пока не проглотит ее целиком. Так сформулировал В. Быков поучительный урок открывшейся ему человеческой судьбы, которая спустя четверть века привела к писательскому осознанию нравственной идеи, положенной в основу повести «Сотников».

Слайд 8

В произведениях 80—90-х гг. (повести «Знак беды», 1982 г., «Карьер», 1986

В произведениях 80—90-х гг. (повести «Знак беды», 1982 г., «Карьер», 1986 г.,
г., «В тумане», 1987 г., «Облава», 1990 г., «Стужа», 1993 г., «Полюби меня, солдатик…», 1996 г.; рассказ «Жёлтый песочек», 1997 г.) писатель ставит проблемы соотношения исторического времени и индивидуальных судеб героев.

Слайд 9

Особенности прозы В.Быкова

1) Герои В.Быкова просты на первый
взгляд, но через

Особенности прозы В.Быкова 1) Герои В.Быкова просты на первый взгляд, но через
их характеры
раскрываются некоторые важные
черты народной войны.
2) В центре повестей писателя
обычно всего несколько эпизодов,
действие обычно сосредоточено
на малом участке пространства
и замкнуто в краткую временную
протяженность.
3) В произведении действуют всего
два-три героя, за ними ощущается
масштаб всенародной битвы, в которой решается судьба Родины.
4) В.Быков изображает войну как жестокую и беспощадную проверку внутренней сути людей, поэтому одной из центральных является проблема нравственного выбора человека на войне.

Слайд 10

По словам Ч. Айтматова,
судьба сберегла Быкова для того, «чтобы он

По словам Ч. Айтматова, судьба сберегла Быкова для того, «чтобы он жил
жил и писал от имени целого поколения».

Слайд 11

Великий писатель и автор культовых военных произведений Василь Владимирович Быков скончался

Великий писатель и автор культовых военных произведений Василь Владимирович Быков скончался 22
22 июня 2003 года.
Могила гения литературы находится на Восточном кладбище Минска.

Слайд 12

Журавлиный крик (1959)
Третья ракета (1962)
Фронтовая страница (1960)
Альпийская баллада (1963)
Западня (1962)
Мёртвым не

Журавлиный крик (1959) Третья ракета (1962) Фронтовая страница (1960) Альпийская баллада (1963)
больно (1965)
Круглянский мост (1968)
Сотников (1970)
Обелиск (1971)
Дожить до рассвета (1972)
Волчья стая (1974)
Его батальон (1975)
Пойти и не вернуться (1978)
Знак беды (1982)
Карьер (1986)
Облава (1986)
В тумане (1987)
Блиндаж (1987/2007)
Стужа (1991)
Полюби меня, солдатик (1996)
Афганец (Час шакалов) (1998)
Волчья яма (1999)
Болото (2001)
Долгая дорога домой (2002)

Творчество писателя

Слайд 13

Василя Владимировича Быкова часто называют человеком, который выжил Но стоит сказать,

Василя Владимировича Быкова часто называют человеком, который выжил Но стоит сказать, что
что он не просто выжил, участвуя в боях на полях Великой Отечественной войны, но и остался в памяти многих любителей литературы как бессмертный автор героических произведений.
Повести и рассказы Василя Быкова пропитаны жесткой правдой тех не простых лет, он не боялся отходить от идеологических ярлыков, за что подвергался гонениям и травле. Но труды писателя прошли сквозь многие годы и были экранизированы именитыми режиссерами.

Слайд 14

22 экранизации произведений Василя Быкова
«Третья ракета» (СССР, 1963, реж. Ричард Викторов) «Альпийская

22 экранизации произведений Василя Быкова «Третья ракета» (СССР, 1963, реж. Ричард Викторов)
баллада» (СССР, 1965, реж. Борис Степанов) «Западня» (СССР, 1966, к/м, реж. Леонид Мартынюк) «Волчья стая» (СССР, 1975, реж. Борис Степанов) «Дожить до рассвета» (СССР, 1975, реж. Михаил Ершов, Виктор Соколов) «Долгие вёрсты войны» (СССР, 1975, минисериал, реж. Александр Карпов) - по повестям «Журавлиный крик», «Проклятая высота» и «На восходе солнца» «Восхождение» (СССР, 1976, реж. Лариса Шепитько) - по повести «Сотников» «Обелиск» (СССР, 1976, реж. Ричард Викторов) «Фруза» (СССР, 1981, ТВ, реж. Вячеслав Никифоров) - по рассказу «На тропе жизни» «Знак беды» (СССР, 1986, реж. Михаил Пташук) «Его батальон» (СССР, 1989, ТВ, реж. Александр Карпов) «Круглянский мост» (СССР, 1989, реж. Александр Мороз) «Одна ночь» (СССР, 1989, реж. Владимир Колос) «Карьер» (СССР, 1990, реж. Николай Скуйбин) «В тумане» (Россия, 1992, ТВ, реж. Сергей Линков) «Пойти и не вернуться» (Россия-Беларусь, 1992, ТВ, реж. Николай Князев) «На Чёрных Лядах» (Беларусь, 1995, реж. Валерий Пономарёв) - по рассказам «На Чёрных Лядах» и «Перед концом» «Отражение» (Беларусь, 2003, БГАИ, к/м, реж. Андрей Голубев) «Обречённые на войну» (Россия, 2008, реж. Ольга Жулина) - по повести «Пойти и не вернуться» «Очная ставка» (Россия, 2008, ВГИК, к/м, реж. Игорь Хомский) «Блиндаж» (Россия, 2011, минисериал, реж. Александр Горновский) «В тумане» (Украина-Германия-Нидерланды-Россия-Латвия-Беларусь, 2012, реж. Сергей Лозница)

Слайд 15

В одной из своих статей В. Быков писал: "Пусть же никогда не

В одной из своих статей В. Быков писал: "Пусть же никогда не
черствеют наши сердца к завоеваниям и ранам войны. Нельзя строить будущее без памяти о прошлом, нельзя пренебречь величайшим из человеческих потрясений - всенародным подвигом, преподавшим людям настоящего и будущего векопамятный урок свободолюбия и величия духа".

Слайд 16

К 80-летнему юбилею народного писателя Василя Быкова на его родине, в деревне

К 80-летнему юбилею народного писателя Василя Быкова на его родине, в деревне
Бычки Ушачского района, была открыта “Усадьба-музей Василя Быкова”.

Дом - музей Василя Быкова


Имя файла: Василь-Владимирович-Быков-(1924-–-2003-гг.).pptx
Количество просмотров: 113
Количество скачиваний: 4