Владимир Семёнович Маканин

Содержание

Слайд 2

Биография.

Родился 13 марта 1937г. в уральском городе Орске. Семья его принадлежала к

Биография. Родился 13 марта 1937г. в уральском городе Орске. Семья его принадлежала
советскому «среднему классу»: отец, Семен Степанович, работал инженером-строителем, мать, Анна Ивановна, была учительницей. При этом к моменту рождения сына семья обитала в бараке. Детство Владимира Маканина пришлось на военные годы, которые и в уральском тылу были полны нехваток и лишений. Нередко приходилось жить впроголодь. Память об этой поре часто всплывает на страницах произведений писателя. После войны семья перебралась в Черниковск – промышленный пригород Уфы. Там Владимир закончил среднюю школу, проявив хорошие способности к физике и математике. После этого он отправился в Москву и поступил в МГУ на механико-математический факультет.

Слайд 3

Получив университетский диплом (в котором лишь две «четверки»), будущий писатель отработал пять

Получив университетский диплом (в котором лишь две «четверки»), будущий писатель отработал пять
лет в Военно-артиллерийской академии им. Дзержинского. Будни «почтового ящика» — математические расчеты, командировки на полигоны, соперничество отделов и лабораторий – послужили материалом для дебютного романа Маканина «Прямая линия» (1965). После того, как роман вышел в свет отдельной книгой, автор был принят в Союз писателей. Но еще раньше, в 1964 г., страсть к литературе пересилила тягу к математике и практические соображения. Маканин оставил свою инженерную профессию и поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Для многих людей с техническим образованием это был тогда легальный способ переместиться в гуманитарнотворческую сферу – примерно в одно время с ним на этих курсах учились Андрей Битов и Тимур Пулатов, Грант Матевосян и Рустам Ибрагимбеков.

Слайд 4

По окончании курсов, в 1971 г. Маканин поступил на работу в издательство

По окончании курсов, в 1971 г. Маканин поступил на работу в издательство
«Советский писатель» на должность редактора. В том же году была издана его вторая книга, в которую вошли повести «Безотцовщина» и «Солдат и солдатка». В 1972 г. Маканин попал в серьезную аварию и получил тяжелую травму позвоночника. Ему пришлось провести несколько месяцев на больничной койке, закованному в гипс. С помощью врачей и собственными усилиями писатель сумел справиться с последствиями травмы. Впечатления от этого периода жизни легли в основу рассказа «Пойте им тихо». Следующий сборник Маканина, «Повесть о Старом поселке» (1974), в основном благодаря его заглавной повести, стал «манифестом» того метода, который писатель взял на вооружение — по меньшей мере на ближайшие двадцать лет. Это подробное, достоверное, иронически дистанцированное изображение повседневной жизни под знаком ее суетной обыденности – с параллельным выявлением глубинных, архетипических закономерностей, образующих скрытый от глаз фундамент этой жизни.

Слайд 5

Такой подход, явственно, хоть и без вызова, отклонявшийся от соцреалистической магистрали, Маканин

Такой подход, явственно, хоть и без вызова, отклонявшийся от соцреалистической магистрали, Маканин
искусно и изобретательно воплощал в своих многочисленных повестях, романах и рассказах 70-х — 80-х годов. Они составили сборники «Старые книги» (1976), «Портрет и вокруг» (1978), «В большом городе» (1980), «Голоса» (1982), «Предтеча» (1983), «Река с быстрым течением» (1983), «Где сходилось небо с холмами» (1984), «Человек свиты» (1988) , Кавказский пленный (1994) и многие другие. Произведения Владимира Маканина в это время охотно печатали издательства. Это происходило потому, что темы его повестей и рассказов, их конфликты и коллизии лежали в стороне от привычных проблемных площадок советской прозы, располагавшихся между кондовым конформизмом и дозволенной «гражданской смелостью», и потому казались идеологически приемлемыми, безвредными. Но по этой же причине журналы, жаждавшие актуальности, мало интересовались его вещами, и творчество Маканина долгое время не попадало в фокус внимания ведущих критиков и в эпицентр громких дискуссий.

Слайд 6

Кавказский пленный.

Рассказ "Кавказский пленный" В. Маканина сильно хвалили на Западе. Автор опровергает

Кавказский пленный. Рассказ "Кавказский пленный" В. Маканина сильно хвалили на Западе. Автор
кавказский миф, лишая его романтического ореола. Его герои свыклись с военными буднями, озлобившись и очерствев. Смерть они принимают как данность, спокойно относятся к трупам, закапывая их в землю. Об этом равнодушии Маканин упоминает несколько раз. При этом смерть он описывает максимально жутко и страшно, чтобы читатель не мог воспринимать смерть равнодушно. Для солдат же война превращается в работу, при этом автор ставит перед собой задачу не допустить подобного в мирной жизни. Очень необычной оказывается временная и пространственная организация произведения. Между настоящим временем и его назначением проходит зыбкая грань. При этом отдельные временные отрезки выбиваются из общего потока, обретая в повести собственное значение. Само пространство при этом разбивается на отдельные отрезки, которые, в конце концов, повторяются и переплетаются между собой. Появляется стойкое ощущение, что герои попали в запутанный лабиринт, выхода из которого просто нет. Они навечно стали его пленными. Скончался 1 ноября 2017 года после тяжёлой болезни. Похороны состоялись 3 ноября недалеко от дома, на сельском кладбище.

Слайд 7

Через все произведение Маканина проходит высказывание Достоевского о красоте. Но здесь оно

Через все произведение Маканина проходит высказывание Достоевского о красоте. Но здесь оно
приобретает иное значение. Суровая и чужая красота кавказских гор становится враждебной и чуждой для русского человека. Горы представляют смертельную опасность для русских солдат. Красота чеченского юноши поначалу пробуждают в Рубахине новые и сильные чувства, появляется ощущение, что они способны сыграть важную роль в жизни русского солдата, изменить его, но и эта красота никого не спасает. Как только у него появляется ощущение опасности, которая исходит от пленного, главный герой жестоко с ним расправляется. Маканин приходит к выводу, что там, где царит озлобленность и хаос, красоте просто не находится места. Она обретает губительную силу, его красота не спасает, как у Достоевского, а убивает.

Слайд 8

Уникальность повести.

Маканин беспощадно разоблачает романтический кавказский миф, который был создан русскими классиками

Уникальность повести. Маканин беспощадно разоблачает романтический кавказский миф, который был создан русскими
- Пушкиным, Лермонтовым, Толстым. Современный автор открывает читателю глаза на истинный Кавказ, который больше никого уже не очаровывает. Классическую фразу Достоевского он полностью опровергает, доказывая, что на войне не может быть ничего романтичного и красивого. Повсюду только обезображенные трупы, кровь и искалеченные судьбы тех, кому удалось выжить.

Слайд 9

Асан

В центре романа - фигура майора Александра Жилина. От его лица ведется повествование, но

Асан В центре романа - фигура майора Александра Жилина. От его лица
не сразу это понятно. Роман  открывается возмутившей “чеченских писателей” сценой прибытия в Чечню вусмерть пьяного пополнения, которое прикрепляют к колонне, везущей горючее. Всем на все “начхать”. “Зато майору Жилину не начхать на грузовики с горючкой. Майор Жилин - это я”. Так во второй главе авторское повествование вдруг предстает повествованием от первого лица. Различие между автором и героем, впрочем, станет очевидным лишь в конце романа, в сцене смерти героя, где “я” постепенно переходит в “он”, герой - в автора. До этого момента полет авторской мысли совершается внутри сознания героя, на котором, таким образом, и должна во многом лежать ответственность за правдивость рассказанного, за меру условности изображенного мира. Видеть историю по-своему - это тоже право того “я”, которому Маканин стал преданно служить в постсоветскую эпоху.

Слайд 10

 А условность в том, что Жилин изображается как воплощение чеченского бога войны, то ли придуманного, то

А условность в том, что Жилин изображается как воплощение чеченского бога войны,
ли угаданного Маканиным. Асан - имя, взятое из якобы расхожей фразы этой войны: “Асан хочет  крови”. “Всего лишь этой поговоркой (приговоркой) идол Асан и зацепился за Время. Говорят, старики-горцы, умирая, иногда произносят эти три слова”. Асан - заглавный чеченский идол, которого раскопал книжный генерал Базанов. Жилин слушает генерала вполуха, пялится на его красавицу-жену, а тот ведь говорит - о нем, Жилине. Образ Асана-Жилина - узнаваемое экзистенциальное уравнение Маканина, концентрированный  результат авторской попытки  понять Чечню в ее напряженном  и выходящем за пределы культуры диалоге со своим большим соседом. Этот образ, на котором держится роман и которого в упор не видят писатели, специализирующиеся на Чечне, достоин отдельного разговора, поскольку именно он выделяет книгу из бесконечного ряда “человеческих документов”, натуралистических кадров, над которыми сознание многочисленных авторов подняться не в силах - все силы уходят в нерв.

Слайд 11

Место и роль творчества Владимира Маканина в современной литературе.

Творчество Владимира Семеновича

Место и роль творчества Владимира Маканина в современной литературе. Творчество Владимира Семеновича
Маканина составляет одну из интересных и ярких страниц современной литературы. Лауреат престижной премии Букера в 1996 году за повесть "Стол, покрытый сукном и с графином посередине" и Государственной премии в области литературы и искусства за роман "Андеграунд, или Герой нашего времени" и повесть "Кавказский пленный", писатель признан ведущими литературными критиками - Л.А. Аннинским, А.С. Немзером, А.М. Марченко, И.Б. Роднянской, Л.И. Сараскиной, - одним лидеров отечественной словесности. Критики называют Маканина интеллектуальным, умозрительным, жестоким по отношению к читателю писателем, который не гонится за дешевой популярностью. Его произведения требуют огромного труда от читателя. Почти все пишущие о нем единодушны, пожалуй, в одном: писателю чуждо морализаторство, нравоучительство. Сюжет и центральные конфликты маканинского романа отталкиваются от русской классической литературы.

Слайд 12

Список использованных источников: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%91%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 https://www.litmir.me/br/?b=94321&p=1 http://lib.ru/PROZA/MAKANIN/makanin.txt https://iz.ru/666891/zoia-igumnova/vladimir-makanin-moia-zhizn-shakhmatnaia-partiia http://www.litkarta.ru/dossier/makanin-novgaz-interview/

Список использованных источников: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%91%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 https://www.litmir.me/br/?b=94321&p=1 http://lib.ru/PROZA/MAKANIN/makanin.txt https://iz.ru/666891/zoia-igumnova/vladimir-makanin-moia-zhizn-shakhmatnaia-partiia http://www.litkarta.ru/dossier/makanin-novgaz-interview/