Взгляды Тютчева в контексте идейно-политического движения его времени

Содержание

Слайд 2

Фёдор Иванович Тютчев

Фёдор Ива́нович Тю́тчев (23 ноября [5 декабря] 1803, Овстуг,

Фёдор Иванович Тютчев Фёдор Ива́нович Тю́тчев (23 ноября [5 декабря] 1803, Овстуг,
Орловская губерния — 15 [27] июля 1873, Царское Село) — русский лирик, поэт-мыслитель, дипломат, консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской Академии Наук с 1857 года, тайный советник.

Слайд 3

Тютчев и «любомудры»

Поэт принадлежал к поколению, которое вышло на литературную сцену после

Тютчев и «любомудры» Поэт принадлежал к поколению, которое вышло на литературную сцену
трагического поражения декабристов. Энергии политического действия оно противопоставило энергию мысли и вошло в историю под именем «любомудров». Если декабристы были одержимы практической волей, то «любомудры» видели свое призвание в развитии мысли. Они убедились: прежде чем делать русскую историю, нужно ее понять.

Слайд 4

Славянофилы

По своим убеждениям Тютчев был сторонником панславистской идеи и был очень

Славянофилы По своим убеждениям Тютчев был сторонником панславистской идеи и был очень
близок славянофилам. Он верил в могущественную империю славянских народов под руководством России, российского императора. Он искренне исповедовал панславизм. С этой точки зрения, его можно назвать русским националистом. 

Слайд 5

Западники

Как и славянофилы, Ф.И. Тютчев исходит из противопоставления России и Запада как

Западники Как и славянофилы, Ф.И. Тютчев исходит из противопоставления России и Запада
двух миров, органически различных по своему жизненному строю. Запад, утверждает он, не знает ничего подобного цельности и единству России, которые являются результатом подлинно христианского характера русского народа. Основа нравственной природы его – чувство смирения, способность к самоотвержению и самопожертвованию, на которых зиждется подлинно христианское православное братство

Слайд 6

В своей обыденной жизни он в огромной мере был привязан к западным

В своей обыденной жизни он в огромной мере был привязан к западным
ценностями и западному образу жизни. В нем постоянно происходила борьба между тем, что он называл «русской шишкой» (любопытно, что он сказал это по-французски – по-французски он говорил лучше, чем по-русски) и его «западной шишкой». У него не отнять русского патриотизма и любви к России. Но во многом он, конечно, был человеком Запада. И современники считали его западным человеком. Он прожил в Западной Европе 22 года. Одевался он по-европейски – в отличие от славянофилов, предпочитавших крестьянское платье и патриархальные бороды. Однако наряду с прозападным образом жизни Тютчев был серьезно озабочен будущим России.

Слайд 7

Тютчев и консерваторы

Тютчев известен как яркий представитель консервативного движения. Ф.И.Тютчев развил и

Тютчев и консерваторы Тютчев известен как яркий представитель консервативного движения. Ф.И.Тютчев развил
конкретизировал идеи Карамзина, создал не только теоретическую формулу, но и особое мировоззрение, повлиявшие на становление идейных установок таких мыслителей и общественный деятелей России, как Леонтьев, Данилевский, Достоевский, Победоносцев и др. Воззрения Ф.И.Тютчева были основаны на глубоком переосмыслении исторического пути России, его духовно-нравственных ценностей, национальных интересов и ориентиров.

Слайд 8

Тютчев и либералы

Тютчев и либералы (с его слов): Напрасный труд — нет,

Тютчев и либералы Тютчев и либералы (с его слов): Напрасный труд —
их не вразумишь,— Чем либеральней, тем они пошлее, Цивилизация — для них фетиш, Но недоступна им ее идея. Как перед ней ни гнитесь, господа, Вам не снискать признанья от Европы: В ее глазах вы будете всегда Не слуги просвещенья, а холопы. Май 1867