Слайд 2Физиология периферического речевого аппарата
Дыхательный отдел служит для подачи воздуха
Слайд 3Физиология периферического речевого аппарата
Голосообразовательный отдел служит для формирования голоса
Слайд 4Физиология периферического речевого аппарата
Артикуляционный отдел является резонатором, который дает звуку силу и
окраску и порождает характерные звуки нашей речи
Слайд 5Физиология центрального речевого аппарата
В коре головного мозга производится отбор команд для организации
речевых движений – формируется артикуляторная программа
Слайд 6Физиология центрального речевого аппарата
Артикуляторная программа осуществляется в исполнительной части речедвигательного анализатора (дыхательной,
фонаторной и резонаторной системах)
Слайд 7Физиология центрального речевого аппарата
Речевые движения производятся настолько точно, что в результате возникают
звуки речи и формируется устная (или эксперессивная) речь
Слайд 8Физиология центрального речевого аппарата
Нервные импульсы, поступающие от ЦРА, приводят в движение органы
периферического речевого аппарата
Слайд 9Физиология центрального речевого аппарата
При этом имеется и обратная связь, функционирующая по двум
направлениям:
Кинестетическому пути
Слуховому пути
Слайд 10Физиология центрального речевого аппарата
Слуховые и
кинестетические сигналы поступают
в кору от речевых
органов
Слайд 11Физиология центрального речевого аппарата
Кинестетический контроль позволяет
предупредить ошибку и внести поправку
до
того, как звук произнесен
Слайд 12Физиология центрального речевого аппарата
Слуховой контроль действует только
в момент произнесения звука
Благодаря слуховому
контролю человек
замечает ошибку
Слайд 13Физиология центрального речевого аппарата
Обратные импульсы идут от речевых органов в ЦНС, где
фиксируется, при
каком положении органов речи произошла ошибка, а затем от центра посылается импульс, который
вызывает точную артикуляцию
Слайд 14Физиология центрального речевого аппарата
И снова возникает обратный импульс, но уже
о достигнутом
результате
Так происходит до тех пор, пока приходят
в согласие артикуляция и слуховой контроль (акустико-моторные координации)
Слайд 16Физиология центрального речевого аппарата
Обратную связь сравнивают с движением
по кольцу, т.е. импульсы
идут
от центра к периферии и далее –
от периферии к центру
Так формируется вторая сигнальная система (РЕЧЕВОЙ РЕФЛЕКС)
Слайд 17Физиология центрального речевого аппарата
Так формируется вторая сигнальная система:
Особая роль принадлежит системам временных
нервных связей
Это динамические стереотипы, которые возникают благодаря многократному восприятию элементов языка (фонетических, лексических и грамматических) и их признесению
Слайд 18Вывод: Речевые функции -
Образование воздушной струи
Фонация (голосообразование)
Образование фонем (звуков речи) -
артикуляция
Слайд 19Физиологическое дыхание
Произнесение речи всегда тесно связано с дыханием
Речевое дыхание отличается от обычного
Слайд 20Физиологическое дыхание
Вне речи
вдох происходит активно за счет сокращения дыхательных мышц, а
выдох – пассивно за счет опускания стенок грудной клетки
Слайд 21Физиологическое дыхание
Фазы
вдоха и
выдоха
в покое
мало отличаются по длительности
(1:2)
Слайд 22Типы дыхания
По способу преимущественного
расширения грудной полости различают
типы физиологического дыхания:
Грудное
Брюшное
Смешанное
Слайд 23Типы дыхания
Грудное (реберное) дыхание – активная работа мышц грудной клетки
Диафрагма малоподвижна
Живот при вдохе втянут
Разновидности:
ключичное и верхнереберное (нерациональные) – поверхностное дыхание
Слайд 24Типы дыхания
2. Брюшное (диафрагмальное) дыхание –
активное сокращение диафрагмы и мышц передней
брюшной стенки
при относительном покое реберных мышц
Слайд 25Типы дыхания
3. Смешанное (грудобрюшное, диафрагмальное) дыхание –
активны мышцы грудной и брюшной
полостей, а также диафрагма.
Наиболее рациональное диафрагмальное дыхание, особенно для фонации
Слайд 26Типы дыхания в зависимости от пола:
Женщины – грудной тип
Мужчины – брюшной тип
Дети
– смешанный тип
Глубокое или полное дыхание сочетает в себе все 3 типа
Слайд 27Процесс дыхания
Процесс жизненного дыхания протекает
ритмично в одной циклической последовательности:
«вдох –
выдох – остановка»
Слайд 28Процесс дыхания
Взрослый здоровый человек делает
16 – 18 полных дыхательных движений
в
минуту
Слайд 29Процесс дыхания
Соотношение времени вдоха и выдоха 1:1,25
Вдохнув как можно глубже, можно ввести
в легкие
дополнительно 1500-1800 куб. см. воздуха
Воздух, оставшийся в легких после глубокого выдоха, называется остаточным (1000-1500 куб.см.)
Слайд 30Процесс дыхания
Объем резервного воздуха составляет 1500-1800 куб.см.
После глубокого вдоха при максимальном выдохе
можно вывести из легких 3,5 - 4,0 л воздуха - это объем дыхательного, дополнительного и резервного воздуха - ЖЕЛ
Слайд 31Речевое дыхание:
Включено в процесс речи
Обслуживает речь
Является основой голосообразования
Формирует речевые звуки
Формирует речевую мелодию
Слайд 32Отличия речевого дыхания:
Речь образуется в фазе выдоха
Выдох намного длиннее вдоха (1:20; 1:30)
Вдох
короткий (сокращение пауз между отрезками речи)
Речевое ЧДД = 8-10 в минуту
На каждый дыхательный цикл отводится вдвое меньше времени
Объем выдыхаемого воздуха при речи 1000-1500 куб.см. вместо 500 при физиологическом дыхании
Увеличение объема воздуха достигается посредством глубокого вдоха
Слайд 33Отличия речевого дыхания:
Вдох происходит через рот
Речевой вдох обеспечивает поддержание подсвязочного давления
Выдох происходит
при активном использовании выдыхательных мышц
Слайд 34Речевое дыхание детей:
Вначале дети используют в речи физиологическое дыхание
Речевое дыхание формируется постепенно
В
случаях рано возникшей речевой патологии дыхание часто остается на уровне жизненного
Слайд 35Физиология голосообразования (фонации)
«Голосообразование» – сложный физиологический акт, который заключается:
в напряжении голосовых
складок и приведении их друг к другу,
в повышении под действием межреберных мышц и диафрагмы давления воздуха в трахее и бронха
и в периодическом прорыве воздуха через голосовую щель
с возникновением колебаний голосовых складок, обусловливающих
колебания воздушной среды, воспринимаемые как
звуки голоса
Слайд 36Физиология голосообразования (фонации)
ГОЛОС – совокупность разнообразных звуков, возникающих в результате колебания эластичных
голосовых складок
Слайд 37Физиология голосообразования (фонации)
Основные свойства ГОЛОСА:
Сила
Высота
Тембр
Резонанс
Слайд 38Физиология голосообразования (фонации)
Отличия ГОЛОСОВ человека:
Индивидуальная окраска
Высота
Подвижность
Громкость
Особенности произношения слов
Слайд 39Физиология голосообразования (фонации)
Характеристики ГОЛОСА:
Приятный
Вибрирующий
Мелодичный
Звучный
Гнусавый
Дрожащий
Пронзительный
Отрывистый
Низкий
Громкий и т.д.
Слайд 40Физиология голосообразования (фонации)
ПЕВЧЕСКИЕ голоса:
Сопрано
Альт
Контральто
Тенор
Баритон
Бас
Слайд 41Физиология голосообразования (фонации)
ПСЕВДОГОЛОС – пищеводный голос –формирование псевдоголосовой щели в пищеводе и
выработка способности ее произвольного смыкания
В нем нуждаются больные, перенесшие операцию - ларингэктомию
Слайд 42Физиология голосообразования (фонации)
ВЫСОТА ЗВУКА – частота колебаний
В акустике частота звука измеряется в
Гц
Слайд 43Физиология голосообразования (фонации)
ФИЗИЧЕСКИЕ свойства ЗВУКА:
СИЛА (амплитуда)
ВЫСОТА (частота)
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ (время)
ТЕМБР (тон+обертоны)
Слайд 44Физиология голосообразования (фонации)
СИЛА голоса зависит от:
Размаха колебаний голосовых связок
Силы воздушного давления
Выдоха
ИЗМЕРЯЕТСЯ
в децибелах (дБ)
Влияние на голос оказывают резонаторные полости надставной трубы:
Полость рта
Глотка
Носовая полость
Слайд 45Физиология голосообразования (фонации)
ГРОМКОСТЬ голоса – субъективное ощущение интенсивности (силы) звука
ГРОМКОСТЬ зависит от:
Амплитуды
движения связок
Частоты звука
Расстояния от источника звука
Чувствительности слухового аппарата
Слайд 46Физиология голосообразования (фонации)
ВЫСОТА голоса – зависит от частоты колебаний голосовых связок, которая
зависит от их:
Длины
Толщины
Напряжения
Чем длиннее и тоще ГС, тем ниже голос
Слайд 47Физиология голосообразования (фонации)
При повышении ГОЛОСА связки укорачиваются и становятся тоньше
ФАЛЬЦЕТ – плоские,
сильно растянутые и тонкие пластинки без полного закрытия голосовой щели
Слайд 48Физиология голосообразования (фонации)
Любой звук состоит из основного ТОНА и целого ряда звуков
с более высокими частотами - ОБЕРТОНАМИ
Слайд 49Физиология голосообразования (фонации)
ОСНОВНОЙ тон – это тон, порожденный колебаниями всего физического тела
ОБЕРТОН
– частичный тон, порожденный колебаниями частей этого тела
Слайд 50Физиология голосообразования (фонации)
ФОРМАНТА – это обертоны, усиленные резонаторами, обертоны с большой амплитудой
В
отличии от голосового тона Ф. образуется не в гортани, а в резонирующей полости, поэтому сохраняется при шепоте
Слайд 51Физиология голосообразования (фонации)
ТЕМБР голоса (его окраска) отражает акустический состав голоса и зависит
от частоты и силы колебаний:
Характера смыкания ГС
Настройки резонаторов
Индивидуальных особенностей анатомии
Согласованной работы речевых органов и ЦНС
Слайд 52Физиология голосообразования (фонации)
ДИАПАЗОН:
Совокупность звуков (тонов), которые могут быть воспроизведены данным голосом
Интервал между
самым низким и самым высоким звуком в пределах голоса
Зависит от:
Возраста
Анатомии
Эмоций
Здоровья
Слайд 53Физиология голосообразования (фонации)
ТИССИТУРА – высотное положение голоса в данный момент по отношению
ко всему диапазону этого голоса:
Естественность
Свобода
Красота звучания
Слайд 54Физиология голосообразования (фонации)
ШЕПОТ – во время звукопроизнесения смыкание голосовых складок происходит без
участия поперечной черпаловидной мышцы –
ГС смыкаются не полностью –
в задней части остается небольшая щель,
ГС не колеблются, но трение струи воздуха вызывает шум
Слайд 55Физиология голосообразования (фонации)
РЕЗОНАНС – резкое возрастание амплитуды колебаний, возникающее при совпадении частоты
колебаний внешней силы с частотой собственных колебаний системы
Слайд 56Физиология голосообразования (фонации)
РЕЗОНАТОРЫ – это полости, резонирующие на возникающий в ГЩ звук
и придающие ему силу и окраску (тембр)
Слайд 57Физиология голосообразования (фонации)
НАДСТАВНАЯ ТРУБА – надскладочные полости
Слайд 58Физиология голосообразования (фонации)
ИМПЕДАНС – «сопротивление», создание в надскладочных полостях (надставной трубе) определенного
сопротивления порциям подскладочного воздуха, который проходит сквозь колеблющиеся ГС
Слайд 59Физиология голосообразования (фонации)
АТАКА ЗВУКА – способ подачи голоса, начальный момент работы ГС
и дыхания
Различают АТАКИ:
Твердая
Мягкая
Придыхательная