Слайд 2Психиатрию как процедуру следует отличть от «Психиатрии» как игры.
Игра «Психиатрия», основанная на
позиции «я целитель», которая подтверждается дипломом: «здесь сказано, что я целитель».
лучше было бы: «Я буду применять лечебные процедуры, которым меня научили, в надежде, что они принесут некоторую пользу».
Это делает невозможными игры, основанные на позиции: «Поскольку я – целитель, вы сами виноваты в том, что не выздоравливаете»
Слайд 3Взрослый: «Я пришел, чтобы меня вылечили».
Ребенок: «Вы никогда меня не вылечите, но
вы научите меня быть лучшим невротиком (то есть лучше играть в «Психиатрию»).
некоторые пациенты тщательно выискивают слабых психоаналитиков и переходят от одного к другому, доказывая этим свою неизлечимость и выучиваясь между тем все искуснее играть в «Психиатрию».
Слайд 5Игра в психическое здоровье
«Все пойдет лучше, если я буду следовать принципам психического
здоровья, о которых я читал и слышал»
Слайд 6Одна пациентка научилась у одного терапевта играть в «Психиатрию», у другого –
в «Психическое здоровье», а затем, в результате усилий третьего, начала превосходно разыгрывать «Анализ взаимодействий». Когда это было откровенно объяснено ей, она согласилась прекратить игру в «Психическое здоровье», но попросила разрешения продолжать играть в «Психиатрию»
В течение нескольких месяцев она продолжала еженедельно рассказывать свои сны и истолковывать их.
Она всерьез заинтересовалась анализом взаимодействий, с хорошими результатами.
Слайд 7Археология
в этой игре пациентка придерживается позиции, что все пойдет на лад, стоит
ей только, фигурально выражаясь, найти, где в первый раз заело. Это приводит к постоянным размышлениям о событиях детства.
Слайд 8Критика
Пациентка описывает свои переживания в разных ситуациях, а терапевт говорит ей, что
с этими переживаниями не в порядке.
Слайд 9Самовыражение
основывается на догме: «Чувства – это хорошо». Например, пациент, употребляющий грубую брань,
может иметь успех или, по крайней мере, пользоваться негласным одобрением. Но в более изощренной группе такое поведение будет вскоре разоблачено как игра.
Слайд 10Скажи мне
Уайт рассказывает сон или действительное происшествие, а другие члены группы, часто
включая терапевта, пытаются истолковать его, задавая относящиеся к нему вопросы. До тех пор, пока Уайт отвечает на вопросы, ему задают все новые; наконец, кто-нибудь находит вопрос, на который Уайт не может ответить. Тогда Блэк откидывается назад с многозначительным взглядом, говорящим: «Ага! Вот если бы вы сумели ответить на этот вопрос, вам наверное стало бы лучше; таким образом, я внес свой вклад». (Эта игра отдаленно напоминает «А почему бы вам не... Да, но...»)
«Скажи мне» предоставляет Уайту (пациенту) широкое поле для маневра. Он может, например, подыгрывать, изображая несостоятельность, или сопротивляться, отвечая на все предлагаемые вопросы; в последнем случае остальные участники вскоре проявляют раздражение и уныние; в самом деле, он сумел переложить вину на них: «Я ответил на все ваши вопросы, а вы меня не вылечили; чего же вы после этого стоите?»
Слайд 11Вывод
Некоторые члены терапевтических групп приобретают неплохой навык в распознавании игр типа «Психиатрия»;
если они полагают, что новый пациент разыгрывает «Психиатрию» или «Анализ взаимодействий», а не добивается лучшего понимания с помощью узаконенных групповых процедур, они вскоре сообщают ему об этом.