Слайд 3Башкирские музыкальные инструменты
Слайд 4Кубыз –щипковый музыкальный инструмент, один из самых древних. Широко распространен у многих
народов. У русских он называется варган или зубная губанка, у якутов –хомус,казахов-шанкобыз,туркмен-гопуз, немцев-маультроммель. На сегодняшний день сохранились 2 вида кубыза-деревянный и железный
Слайд 6Гармонь попала в Башкирию вместе в переселенцами из центральных губерний России во
второй половине XIX века. Около 100 лет назад русский исследователь С.Г.Рыбаков впервые увидел в башкирском селе гармонь. Широко распространена гармоника в западном, северо-западном, северо-восточном регионах республики, а также у пермских и мензелинских башкир.
Слайд 8кыл-кубыз – является древним родственником скрипки. Только при игре он не прикладывается
к плечу, а ставится на колени вертикально. Кыл-кубыз сегодня редко встречается в музыкальном быту башкир, его заменила скрипка, которую многие пожилые исполнители держат вертикально, подобно старинному прототипу. Кыл-кубыз имел деревянный долбленый корпус, деку из кожи длиной около 600 мл, гриф и 3 струны (средняя являлась ведущей). Смычок был из конского волоса на древке. Изначально звуки кыл-кубыза сопровождали обряд изгнания духов при лечении больных. На нем исполняли также протяжные напевы и ритуальные мелодии. Рядовым людям не разрешалось дотрагиваться до инструмента.
Слайд 10Еще в конце XIX столетия – известный этнограф-музыкант С.Рыбаков писал, что башкиры
играют на струнном инструменте, который называется домбра(думбыра), указав, что она заимствована у казахов. Главной отличительной чертой является то,что у казахской две струны, а у башкирской –три.
Слайд 12Курай - традиционный духовой инструмент. Название он получил от зонтичного растения (курай,
дягиль, дудник) с полым стеблем, который шел на его изготовление. …Слушая курай в поле или среди гор, нельзя не почувствовать, что этот инструмент гармонично сливается с природой, словно он ее органическая часть.