Содержание

Слайд 2

Франц Йозеф Гайдн (1732 – 1809)

великий австрийский композитор,
представитель Венской классической школы,
один из

Франц Йозеф Гайдн (1732 – 1809) великий австрийский композитор, представитель Венской классической
основоположников симфонии и струнного квартета.

Слайд 3

Нижняя Австрия – родина Гайдна

Йозеф Гайдн (именем Франц сам композитор не

Нижняя Австрия – родина Гайдна Йозеф Гайдн (именем Франц сам композитор не
называл себя никогда) родился 31 марта 1732 г.
в нижнеавстрийском селе Рорау в семье Маттиаса Гайдна (1699—1763).

Слайд 4

Его родители серьёзно увлекались вокалом и музицированием.
Они обнаружили в сыне

Его родители серьёзно увлекались вокалом и музицированием. Они обнаружили в сыне музыкальные
музыкальные способности .
В 5 лет прибыл к родственникам в город Хайнбург-на-Дунае.
Там Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке.

Хайнбург-на-Дунае

Слайд 5

Когда Йозефу было 7 лет, капельмейстер фон Ройтер, проезжая через Хайнбург,

Когда Йозефу было 7 лет, капельмейстер фон Ройтер, проезжая через Хайнбург, случайно
случайно услышал его голос.
Он взял мальчика с собой и определил в капеллу собора cвятого Стефана в Вене.
Там Гайдн учился пению, игре на клавесине и скрипке.

Французский
клавесин
17-го века

Учёба в Вене

Слайд 6

Юность

До 18 лет он с большим успехом исполнял сопрановые партии, и не

Юность До 18 лет он с большим успехом исполнял сопрановые партии, и
только в соборе, но и при дворе.
Принимал участие в отпевании Антонио Вивальди в 1741 году.
В 17 лет у Йозефа стал ломаться голос, и его выгнали из хора.

Слайд 7

Трудное десятилетие

Гайдн восполнял пробелы в своём музыкальном образовании.
Усердно занимался теорией композиции.

Трудное десятилетие Гайдн восполнял пробелы в своём музыкальном образовании. Усердно занимался теорией

Писал сонаты для клавесина .
Первыми крупными его сочинениями были
две мессы brevis, F-dur и G-dur,
опера «Хромой бес» (не сохранилась);
около десятка квартетов (1755),
первая симфония (1759).

Слайд 8

Гайдн дирижирует струнным квартетом


В 1759 году композитор получил должность капельмейстера при

Гайдн дирижирует струнным квартетом В 1759 году композитор получил должность капельмейстера при
дворе графа Карла фон Морцина.
Для своего оркестра композитор сочинил свои первые симфонии.
Гайдн - один из основоположников симфонии и струнного квартета.

Слайд 9

Служба у Эстергази. Дружба с Моцартом

В 1761 г. стал вторым капельмейстером при дворе

Служба у Эстергази. Дружба с Моцартом В 1761 г. стал вторым капельмейстером
князей Эстергази, самых влиятельных и могущественных аристократических семей Австрии.
В обязанности капельмейстера входило
сочинение музыки,
руководство оркестром,
камерное музицирование перед патроном
и постановка опер.
За 30-летнюю карьеру при дворе Эстергази композитор сочинил большое количество произведений, его известность растёт. В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Моцартом.

(1756-1791)

Слайд 10

Снова свободный музыкант. Знакомство с Бетховеном.

В 1790 году умер князь Николай Эстергази,

Снова свободный музыкант. Знакомство с Бетховеном. В 1790 году умер князь Николай
а его сын, не будучи любителем музыки, распустил оркестр.
В 1791 году Гайдн получил контракт на работу в Англии.
Впоследствии он много работал в Австрии и Великобритании.
Две поездки в Лондон, где он для концертов Соломона написал свои лучшие симфонии, ещё более упрочили славу Гайдна.
Проезжая через Бонн в 1792 году, он познакомился с молодым Бетховеном и взял его в ученики.

(1770-1827)

Слайд 11

«Сотворение мира»

Гайдн пробовал свои силы во всех родах музыкального сочинения. В

«Сотворение мира» Гайдн пробовал свои силы во всех родах музыкального сочинения. В
области инструментальной музыки он считается одним из крупнейших композиторов второй половины XVIII и начала XIX веков. Величие Гайдна как композитора максимально проявилось в двух итоговых его сочинениях: больших ораториях — «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801).

Слайд 12

«Времена года» (1801).

Оратория "Времена года" может служить образцовым эталоном музыкального классицизма.

«Времена года» (1801). Оратория "Времена года" может служить образцовым эталоном музыкального классицизма.

Работа над ораториями подорвала силы композитора.
Последними его произведениями стали «Harmoniemesse» (1802) и неоконченный струнный квартет op. 103 (1802).
Последние наброски относятся к 1806 году, после этой даты Гайдн уже не писал ничего.

Слайд 13

Когда в 1803 году он вследствие нервного истощения перестал писать музыку и

Когда в 1803 году он вследствие нервного истощения перестал писать музыку и
очень редко появлялся на людях, он велел изготовить визитные карточки с цитатой из своей песни "Старик": "Иссякли все мои силы; стар я и немощен"... - Йозеф Гайдн.

Визитная карточка старого Гайдна

Слайд 14

Скончался композитор в Вене 31 мая 1809 года.
Вена. На самой торговой улице

Скончался композитор в Вене 31 мая 1809 года. Вена. На самой торговой
Мариахильферштрассе стоит церковь. А перед церковью - памятник Гайдну.

Вена. Памятник Гайдну

Слайд 15

Домик же самого Гайдна стоит внутри квартала, в переулке, который когда-то

Домик же самого Гайдна стоит внутри квартала, в переулке, который когда-то назывался
назывался Штейнгассе, а теперь гордо именуется Гайднгассе ("гассе" и значит "переулок"). В конце 18 века это было предместье Вены - Гумпендорф, и жизнь тут была ещё более тихой, чем теперь. Серенький домик, отмеченный флагами - это и есть дом Гайдна, купленный им на честные заработки у князей Эстергази.

Вена. Домик Гайдна

Слайд 16

Творческое наследие Гайдна

104 симфонии,
83 струнных квартета,
52 клавирные сонаты,
24 оперы,
14 месс,
несколько ораторий

Творческое наследие Гайдна 104 симфонии, 83 струнных квартета, 52 клавирные сонаты, 24
Имя файла: Гайдн.pptx
Количество просмотров: 857
Количество скачиваний: 9