Слайд 2Шопен, ты словно море выплаканных слёз,
Круженье, виражи и игры над волной
Воздушных бабочек,

стремительных стрекоз.
Мечтай, люби, чаруй, баюкай, успокой…
Марсель Пруст
Слайд 3польский композитор и пианист-виртуоз, педагог.
Фредери́к Франсуа́ Шопе́н
родился - 1810, деревня Желязова-Воля,

близ Варшавы
Умер - 1849, Париж
Слайд 4Отец композитора — Николя Шопен из простой семьи, в юности переселился из Франции

в Польшу. С 1802 года он жил в имении графа Скарбека Желязова-Воля, где работал воспитателем детей графа.
Слайд 6ВАЛЬС [фр. valse, нем Walzer, от walzen — прокатывать] — танец, происшедший
![ВАЛЬС [фр. valse, нем Walzer, от walzen — прокатывать] — танец, происшедший](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/857357/slide-5.jpg)
от немецкого, чешского , и австрийского народных танцев. Тактовый размер три четверти. Характерное движение аккомпанемента как правило равными четвертями, особенно чередование баса на первой доле и аккорда средних голосов на второй и третьей долях, что создает пластичный фон для мелодий всевозможных ритмов. Темп различный: от самого медленного до очень скорого.
Слайд 7Вальсы Шопена (их 18) — это лирические миниатюры, рассказывающие о переживаниях человеческой души. Шопен

обращался к жанру вальса на протяжении всей своей недолгой жизни. Первый вальс написан в 1827 году, когда юному автору было семнадцать лет, а три последних вальса созданы в 1847 году, за два года до смерти композитора.
Слайд 8Три блестящих вальса для фортепиано
Три блестящих вальса для фортепиано, первая тетрадь вальсов

Фредерика Шопена, изданная в декабре 1838 года. До этого им был опубликован отдельно Большой блестящий вальс Ми мажор, соч. 18.
Таким образом, традиционно вальсы соч. 34 имеют порядковые номера 2 — 4.
Большой блестящий вальс № 1 (2) Ля-бемоль мажор. Vivace.
Большой блестящий вальс № 2 (3) ля минор. Lento.
Большой блестящий вальс № 3 (4) Фа мажор. Vivace.
Слайд 9Оба мажорных вальса написаны в «блестящем» стиле, под влиянием которого Шопен находился

в юности и в котором был вынужден творить в первые годы жизни в Париже. Помещённый между ними ля-минорный вальс является одним из первых образцов «маланхолического» типа вальсов. Он принадлежал к числу излюбленных вальсов Шопена
Слайд 10Первым был сочинён вальс ля минор (1831). Следующий за ним вальс Ля-бемоль

мажор известен в двух редакциях: ранней (1835) и окончательной, которая была напечатана. Датировка вальса Фа мажор затруднительна. Для него есть только terminus ante quem — 1838, год публикации всей тетради.
Слайд 11В классической музыке самыми выдающимися образцами вальса являются вальсы Шопена и вальсы

Штрауса. Оба эти композиторы сочиняли в романтической манере. Их вальсы наполнены целой палитрой настроений, чувств, переживаний.
Вальсы Шопена очень разные по своим настроениям : некоторые созерцательно- просветленные, некоторые бравурные , есть вальсы с ноткой грусти и печали и блестяще –светские.
Вальсы Штрауса отличаются от вальсов Шопена своей светлой оптимистичностью .
Слайд 12Вальс ля-бемоль мажор. Op. 69 № 1
…Прошли счастливые дни свидания с родителями.

Фридерик должен вернуться в Париж. По дороге он, как когда-то, остановился в Дрездене. И тут произошла новая неожиданная встреча - с лицейским другом Водзиньским. Шопен с радостью принял приглашение посетить Водзиньских. Семья встретила его очень ласково. Он же с удивлением увидел, что сестра его друга, которую он помнил неуклюжей одиннадцатилетней девочкой, превратилась в юную прекрасную лань. Быть может, эта встреча заставила Фридерика задержаться в Дрездене. Давно уже его сердце не знало такого волнения. Прелестная Мария Водзиньская вызвала в его душе забытые чувства. Свою нежность и восхищение он выразил в строчках ля бемоль мажорного вальса, записанного им на нотном листе и подаренного Марии; в ответ он получил розу.
Слайд 13Потомкам трудно судить о том, насколько тяжело переживал Шопен этот разрыв, ведь

он был очень сдержанным человеком. Однако известно, что после его смерти нашли пачку писем, перевязанную лентой, и засохшую розу. Сверху было написано: «Моё горе». Это были письма Марии Водзиньской и роза, которую она подарила когда-то Шопену в ответ на посвящённый вальс.
Этот печальный вальс многие называют «Прощальным вальсом».
Вальс до-диез минор. Ор. 64 № 2
Слайд 14Среди вальсов Шопена есть произведения блестящего, виртуозного характера, а есть тихие, напевные лирические

миниатюры. По форме вальсы Шопена немного напоминают венские вальсы Штраусов: они тоже состоят из нескольких разделов. Но если в венских вальсах в каждом разделе звучит новая музыка, то у Шопена музыка первого раздела периодически возвращается, образуя форму рондо.
Слайд 15Вальс фа минор соч. 70 № 2 - спокойный и меланхоличный. Вальс

ми минор (издан посмертно) № 14, навеянный, скорее всего, первым приездом Шопена в Париж, носит изысканный аристократический характер.