Импрессионизм в музыке

Содержание

Слайд 2

Музыкальный импрессионизм возник в конце 80-х - начале 90-х годов XIX

Музыкальный импрессионизм возник в конце 80-х - начале 90-х годов XIX века.
века. Главное в музыке импрессионизма - передача настроений, приобретающих символическое значение, фиксация едва уловимых психологических состояний, вызванных созерцанием внешнего мира. Термин «импрессионизм», применявшийся музыкальными критиками конца XIX века в осуждающем или ироничном смысле, позже стал общепринятым определением, охватывающим широкий круг музыкальных явлений конца XIX - начала XX века.

Музыкальный импрессионизм

Слайд 3

Импрессионистические черты

Импрессионистические черты музыки французских композиторов проявляются в любви к

Импрессионистические черты Импрессионистические черты музыки французских композиторов проявляются в любви к поэтическому
поэтическому пейзажу («Образы», «Ноктюрны», «Море» К. Дебюсси, «Игра воды» М. Равеля и др.) и мифологическим сюжетам («Послеполуденный отдых фавна» К. Дебюсси), которые передаются композиторами с необычайной тонкостью в деталях персонажей. В импрессионистской музыке новизна художественных средств нередко сочетается с образами прошлого («Гробница Куперена» М. Равеля, «Детский уголок» К. Дебюсси), интересом к миниатюре («Ученик чародея» П. Дюка).

Слайд 4

ДЕБЮССИ (Debussy) Клод (1862-1918)

Французский композитор, основоположник музыкального импрессионизма. Его сочинениям присущи

ДЕБЮССИ (Debussy) Клод (1862-1918) Французский композитор, основоположник музыкального импрессионизма. Его сочинениям присущи
поэтичность, изящество и прихотливость мелодии, колористичность гармонии. Основа творчества — программная инструментальная музыка: «Прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна» (1894), триптих «Ноктюрны» (1899) для оркестра. Опера «Пеллеас и Мелизанда» (1902), балеты, поэма для голоса, женского хора и оркестра «Дева-избранница» (1888), фортепианные произведения.

Слайд 5

РАВЕЛЬ (Ravel) Морис (1875-1937)

Французский композитор. Его творческие открытия в области музыкального

РАВЕЛЬ (Ravel) Морис (1875-1937) Французский композитор. Его творческие открытия в области музыкального
языка (гармонии, ритма, оркестровки) способствовали развитию новых стилистических течений в музыке 20 века. Опера «Испанский час» (1907), опера-балет «Дитя и волшебство» (1925); балет «Дафнис и Хлоя» (1912); «Испанская рапсодия» (1907), «Болеро» (1928) для оркестра, концертная фантазия «Цыганка» для скрипки с фортепьяно (1924), фортепьянные пьесы, в т. ч. «Игра воды» (1901), цикл «Отражения» (1905). Оркестровал «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского (1922).

Слайд 6

Эстетика импрессионизма

Эстетика импрессионизма воздействовала на все основные жанры музыки: вместо

Эстетика импрессионизма Эстетика импрессионизма воздействовала на все основные жанры музыки: вместо развитых
развитых многочастных симфоний композиторы сочиняли симфонические эскизы-зарисовки, в фортепианной музыке распространились сжатые программные миниатюры. На смену романтической песне пришла вокальная миниатюра с преобладанием речитатива в сочетании с красочной изобразительностью инструментального фона.

Слайд 7

Импрессионизм в XX веке

В начале XX века музыкальный импрессионизм распространился за

Импрессионизм в XX веке В начале XX века музыкальный импрессионизм распространился за
пределы Франции. В Испании М. де Фалья, в Италии О. Респиги, А. Казелла и другие развивали творческие идеи французских композиторов. Своеобразный английский импрессионизм воплотился в творчестве Ф. Дилиуса, С. Скотта. Яркий пример импрессионизма в польской музыке - творчество К. Шимановского с его ультрарафинированными образами античности и Древнего Востока («Фонтан Аретузы», «Песни Хафиза» и др.).