Слайд 2
«Цель музыки – трогать сердца»
И.С.Бах
-Действительно ли в музыке И.С.Баха есть «небесное»
и «земное»?
Слайд 3Великий немецкий композитор
родился 31 марта 1685 года в Эйзенахе, где имя
Баха стало нарицательным, так как несколько поколений его семьи были музыкантами. Сам И.С.Бах был прекрасным органистом, именно это принесло ему известность при жизни. Для творчества Баха особое значение имели музыкальные традиции семьи, религиозные традиции родины – Германии, традиционные приемы построения музыки.
Слайд 6Внешний вид органа во времена Баха сложился влиянием стиля барокко (причудливый)
Слайд 9Хорал – песнопение, являвшееся частью богослужения в церкви Западной Европы.
И.С.Бах в своих
хоралах к хорошо известной, популярной в то время мелодии, которая оставалась без изменения, добавлял новые. Так возник контрапункт – тип полифонии, многоголосия с одновременным звучанием нескольких мелодических линий, не нарушающих общего благозвучия.
Слайд 10«ТОККАТА И ФУГА РЕ МИНОР» Токката (прикосновение, удар) – виртуозная пьеса импровизационного
характера. Для неё характерно быстрое, четкое движение короткими длительностями.
«Фуга»- с латинского означает «бег», это сложное музыкальное произведение, где один голос как бы догоняет другой. В основе большинства фуг лежит одна тема. Фугу всегда начинает один голос, который излагает тему. звучание полифонии сравнивают с разговором мудрецов.
-американский композитор Бернстайн сравнил полифонию с грандиозным кроссвордом, в котором ноты горизонтальных и вертикальных «слов» взаимосвязаны
-Эйнштейн сравнивал её с «гармонией вселенной»
Слайд 11
Какие средства выразительности помогают раскрыть «земное» и «небесное» в этом произведении:
-- лад
--динамика
--диапазон
--тембр
--темп
--интонация
--ритм
Слайд 12В последние годы жизни И.С.Бах быстро терял зрение. Музыку его тогда считали
немодной, устаревшей. Однако сейчас по всему миру открыты музыкальные школы его имени, а на произведениях великого композитора выросло не одно поколение.
И.С.Бах не новый, не старый – он вечный!