Клавирное творчество Йозефа Гайдна

Содержание

Слайд 2

Йозеф Гайдн обращался к жанру клавирной сонаты на протяжении всей творческой деятельности
Гайдн

Йозеф Гайдн обращался к жанру клавирной сонаты на протяжении всей творческой деятельности
написал 52 сонаты
СОНАТА - от итал. «sonare» звучать
Сочинял он их для клавира (так называли клавесин) и для фортепиано, поэтому данный жанр принято называть клавирным

Слайд 3

Соната считается «камерным жанром» – то есть предназначалась для небольшого количества зрителей,

Соната считается «камерным жанром» – то есть предназначалась для небольшого количества зрителей,
или для домашнего музицирования.
Тем не менее, сонаты написаны для профессиональных исполнителей и имеют ряд трудностей: быстрые темпы в некоторых частях, виртуозные пассажи и так далее

Слайд 4

В творчестве Гайдна сложился классический тип сонаты.
Обычно она состоит из 3 частей:
1

В творчестве Гайдна сложился классический тип сонаты. Обычно она состоит из 3
часть всегда быстрая, стремительная, в форме сонатного Allegro
2 часть - медленная и размеренная, Andante
3 часть быстрая, Allegro

Структура Сонаты

Слайд 5

I часть – сонатное Allegro

1 в сонатном цикле всегда пишется в «сонатной»

I часть – сонатное Allegro 1 в сонатном цикле всегда пишется в
форме. Особенность этой формы в том, что она имеет 3 раздела:
Экспозиция – где звучат основные музыкальные темы произведения
Разработка – «столкновение» тем экспозиции
Реприза – повторение экспозиции
Послушаем некоторые сонаты Гайдна

Слайд 6

Среди 52-х фортепианных сонат Гайдна самые ранние близки развлекательной инструментальной музыке венского

Среди 52-х фортепианных сонат Гайдна самые ранние близки развлекательной инструментальной музыке венского
быта середины XVIII века. Такова соната ре мажор, более известная как дивертисмент № 3 (от французского divertissment – развлечение)

Слайд 7

Музыка первой части сонаты №7 вновь воссоздаёт атмосферу оживлённого, стремительного, комедийного действия.

Музыка первой части сонаты №7 вновь воссоздаёт атмосферу оживлённого, стремительного, комедийного действия.

Контрастом служит 2 часть – медленная, напоминает глубокие размышления
3 часть снова возвращает первоначальный характер

Слайд 8

Первая часть сонаты №12 Шутливая, прозрачная, создает впечатление легкости и непосредственности

Первая часть сонаты №12 Шутливая, прозрачная, создает впечатление легкости и непосредственности

Слайд 9

Мелизмы – это знаки сокращенного нотного письма. Они часто встречаются в сонатах

Мелизмы – это знаки сокращенного нотного письма. Они часто встречаются в сонатах
Гайдна. Мелизмы использовались в качестве украшений

Мелизмы

Форшлаг:

Группетто: