Слайд 2Возрождение – эпоха в культурно-исторической жизни Западной Европы XV-XVI вв. (в Италии
– XIV-XVI вв.). Это период возникновения и развития капиталистических отношений, образования наций, языков, национальных культур.
Основой искусства Возрождения был гуманизм – воззрение, которое провозглашает человека высшей ценностью, отстаивает право человека на собственную оценку явлений действительности, выдвигает требование научного познания и адекватного отражения в искусстве явлений действительности.
Слайд 3Характерные черты музыкальной культуры Возрождения
Слайд 4Бурное развитие светской музыки
Реалистические тенденции в музыке, новые средства музыкальной выразительности
Народная
мелодика в качестве ведущего начала музыкального произведения
Формирование нового типа музыканта – профессионала, получавшего всестороннее специальное музыкальное образование
Появляется понятие «композитор»
Формирование национальных музыкальных школ
Слайд 6Шансон —песенные жанры старинной музыки на французский поэтический текст, написанные в строфической
форме.
Слайд 7Мадригал—многоголосная вокальная пьеса для 4-6 голосов , обычно любовно-лирического содержания.
Слайд 8Месса —жанр церковной многоголосной музыки на ординарные молитвословные тексты католической мессы. Изначально
такие мессы сочинялись композиторами для украшения богослужения. Пик развития многоголосной мессы — вторая половина XV — начало XVII веков.
Слайд 9Мотет-в переводе с французского – «слово». Многоголосая вокальная музыка, во время которой
к одному из голосов присоединяются другие с тем же или другим текстом.
Слайд 16Национальные композиторские школы
Слайд 17Немецкая школа
Очагами профессиональной музыки в эпоху Возрождения в Германии становятся придворные
и соборные певческие капеллы и различные объединения немецких бюргеров.В XVI веке в Германии наблюдается значительное развитие ренессансной полифонической культуры. Видными композиторами-полифонистами были: Генрих Изаак, Генрих Финк, Иоганн Вальтер. Вершина немецкой музыки периода Возрождения – творчество Людвига Зенфля (1492 - 1555) - крупнейшего немецкого полифониста XVI века.
Слайд 18Людвиг Зенфль — швейцарский композитор, работавший преимущественно в Германии. Ученик Хенрика Изака,
он был дружен с Лютером. Писал духовные сочинения, преимущественно мотеты. Известен как самый плодовитый автор немецких полифонических песен (Lieder, всего около 250).
Слайд 19Английская школа
Основа развития музыки Англии – народное творчество и связанная с
ним композиторско-профессиональная деятельность.
Представители английской композиторской школы: Данстейпл (1390 - 1453),Уильям Бёрд (1543 - 1623),Джон Дауленд (1562 - 1626),Джон Буль (1562 - 1628),Джон Буль (1562 - 1628) ,Гиббонс (1583 - 1625)
Слайд 20Испанская школа
Романс - камерное вокальное произведение для голоса с инструментом. Среди профессиональных
жанров был широко распространён вильянсико– песенный жанр на народной основе.
Крупнейшим органистом Испании был слепой от рождения Антонио де Кабесон (1510 - 1566).Тем не менее, выдающееся мировое значение испанской музыкальной культуры определила в большей мере народная музыка, нежели профессиональная.
Слайд 21Антонио де Кабесон - испанский композитор и органист.
Слайд 23Якоб Обрехт — фламандский композитор, представитель нидерландской полифонической школы. В отличие от
большинства других франко-фламандских полифонистов работал преимущественно на родине.
Слайд 24Йоханнес Окегем— фламандский композитор, крупный представитель нидерландской школы.
Слайд 25Жоскен де Пре — французский композитор, один из ведущих представителей франко-фламандской полифонической
школы.
Слайд 26Орландо ди Лассо — франко-фламандский композитор и капельмейстер. Лассо — один из
самых плодовитых композиторов во всей истории музыки.
Слайд 27Джованни Пьерлуиджи — итальянский композитор, один из крупнейших полифонистов эпохи Ренессанса. Наиболее
значительный представитель Римской школы музыки.