Слайд 2Эксперты насчитывают от 50 до 80 различных жанров традиционной японской музыки.
Есть лишь
несколько чисто инструментальных жанров, подавляющее большинство — это песни с инструментальным сопровождением.
У всей вокальной музыки только одна мелодическая линия, даже когда поёт не один исполнитель, а несколько. Большинство песен исполняется под аккомпанемент инструмента только одного типа.
Слайд 3 Традиционную японскую музыку классифицируют по способу декламации, по типу инструмента, а
также тембру (тональной окраске) голоса и музыкального инструмента.
Например, и декламация бунраку гидаю-буси, и песни Кабуки токивадзу-буси, и лирические песни нагаута — все они исполняются под аккомпанемент сямисэн, но мы относим их к различным жанрам в зависимости от тембра голоса.
Слайд 4Даже учитывая это, различия между жанрами по тембру очень незначительны. Это справедливо
и в отношении вокала, и в отношении музыкальных инструментов. Во многих случаях только специалист может определить, какой же жанр исполняется сейчас. Тем не менее музыканты считают эти тонкие различия очень важными и следят за тем, чтобы тембры не смешивались и не сливались друг с другом. Это одна из причин столь детальной классификации жанров. Особое внимание к незначительным отличиям в тембре ярко отражено в форме инструментов и в стиле исполнения.
Слайд 7Бива имеет грушевидный корпус, имеется 4 или 5 порожков, головка грифа наклонена назад почти
на 90 градусов. Характерная особенность бива — «савари» (яп. さわり), особый «звенящий» тембр струны.
Слайд 10В современном японском языке слово «кокю» может записываться иероглифами яп. 胡弓 («варварский лук», «иностранный лук»).
В прошлом существовали названия японский кокю (яп. 和胡弓 вагоккю:), «кокю Ямато» (яп. 大和胡弓 яматогоккю:), «японский кокю»(яп. 日本胡弓 нихонкокю:), сямисэн-кокю (яп. 三味線胡弓) и т. д., призванные отличать кокю от похожего китайского инструмента эрху.
Слайд 12До XX века музыкантов, играющих на сансине, считали лентяями, так как достижение
профессионального уровня исполнения требует много времени, которое, по мнению окинавцев, более продуктивно было бы потратить на работу в полях.
Слайд 13Самый известный и самый сложный из стилей исполнения — гидаю, названный в честь Такэмото
Гидаю (1651—1714), деятеля кукольного театра бунраку из Осаки. Инструмент и плектр гидаю самые большие, а сам гидаю является одновременно и певцом и комментатором происходящего на сцене. Работа сказителя настолько сложна, что в середине представления гидаю сменяется. С XIX века появились и онна-гидаю, женщины-сказительницы.