Николай Римский-Корсаков - композитор-сказочник

Содержание

Слайд 2

Родился 18 марта 1844 г. в Тихвине Новгородской губернии. К музыке имел

Родился 18 марта 1844 г. в Тихвине Новгородской губернии. К музыке имел
склонность с детства, но вначале избрал карьеру морского офицера. В 1856 г. поступил в Морской корпус в Петербурге. Правда, занятий музыкой не оставил.
Главным жанром в творчестве композитора стала опера.
Н.А. Римский-Корсаков сочинил 15 опер. Из них 9 созданы на сказочные сюжеты.

Слайд 3

Народные былины, сказки, легенды, сказочные герои привлекали композитора своей красотой. Народные песни,

Народные былины, сказки, легенды, сказочные герои привлекали композитора своей красотой. Народные песни,
которые он бережно собирал и записывал, заворожили его навсегда своими прекрасными мелодиями.
Очень интересовала его история Руси, особенно эпоха Ивана Грозного. Именно к этому времени относится действие его опер «Псковитянка» и «Царская невеста».

«Псковитянка»

«Царская невеста»

Слайд 4

Ему, как и Мусоргскому, нравились повести Гоголя с их сочными бытовыми

Ему, как и Мусоргскому, нравились повести Гоголя с их сочными бытовыми картинами,
картинами, описанием народных обрядов и фантастическими историями.

«Майская ночь»

«Ночь перед рождеством»

Слайд 5

«Сказание о невидимом граде Китеже
и деве Февронии»

«Снегурочка»

«Сказке о царе Салтане»

Мир фантастический

«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» «Снегурочка» «Сказке о царе
и реальный переплетаются в опере-былине «Садко», в патриотической опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», в поэтичной весенней сказке «Снегурочка», в волшебной «Сказке о царе Салтане».

Слайд 6

Самые известные оперы Римского-Корсакого

Самые известные оперы Римского-Корсакого

Слайд 7

«Снегурочка» 

Опера сочинялась летом 1880 года в глухой русской деревне. Композитор говорил впоследствии,

«Снегурочка» Опера сочинялась летом 1880 года в глухой русской деревне. Композитор говорил
что ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и быстротой, как «Снегурочка».В 1881 году опера была завершена.

Слайд 8

«Сказка о царе Салтане»

Опера в четырёх действиях с прологом (семи сценах) Николая

«Сказка о царе Салтане» Опера в четырёх действиях с прологом (семи сценах)
Римского-Корсакова. Либретто Владимира Бельского по одноимённой сказке А. С. Пушкина.

Елена Цветкова в роли Милитрисы
(1900 год)

Слайд 9

«Садко»

Опера в семи картинах.
Либретто написано самим композитором на основе русских былин о

«Садко» Опера в семи картинах. Либретто написано самим композитором на основе русских
гусляре Садко.

Фёдор Шаляпин в роли варяжского гостя,
1897 год

Слайд 10

«Кащей Бессмертный»

(«осенняя сказочка») — одноактная опера в трёх картинах Николая Римского-Корсакова. Либретто написано

«Кащей Бессмертный» («осенняя сказочка») — одноактная опера в трёх картинах Николая Римского-Корсакова.
самим Римским-Корсаковым при участии С. Н. Римской-Корсаковой по сценарию Е. М. Петровского, который в свою очередь опирался на сюжет из русского фольклора.
Опера была написана в 1901—1902 годах.

Иван Ершов в роли Кащея (Мариинский театр, Петроград, 1918)

Слайд 11

«Золотой петушок»

Последняя опера Николая Андреевича Римского-Корсакова, написанная в 1908 году по одноимённой

«Золотой петушок» Последняя опера Николая Андреевича Римского-Корсакова, написанная в 1908 году по одноимённой сказке А.С.Пушкина.
сказке А.С.Пушкина.

Слайд 12

Интересные факты о Римском-Корсакове

1.Среди сочинений композитора – 15 опер, 3 симфонии, инструментальные

Интересные факты о Римском-Корсакове 1.Среди сочинений композитора – 15 опер, 3 симфонии,
концерты, кантаты, вокальная и духовная музыка
2. Семейство Римских-Корсаковых имело дворянские корни и славилось своими традициями службы на флоте. Вследствие этого будущий композитор также должен был стать моряком.

3. Когда Римскому-Корсакову исполнилось 12 лет, отец отдал его в Морской кадетский корпус. На втором курсе обучения, у юноши появился сильный интерес к музыке, в результате чего он стал изучать творчество разных композиторов
4.Римский-Корсаков воспринимал музыку в виде цветов. Например, ми-мажор, в котором написаны все его «морские» произведения, он рассматривал как «синюю» тональность.