Детский альбом Пётр Ильич Чайковский

Содержание

Слайд 2

Петр Ильич Чайковский (1840-1893) – великий русский композитор, дирижер. Родился 7 мая

Петр Ильич Чайковский (1840-1893) – великий русский композитор, дирижер. Родился 7 мая
1840 года в городе Воткинск в многодетной семье. В доме Чайковского часто звучала музыка. Его родители увлекались игрой на фортепиано, органе.

Слайд 3

Он рос очень добрым, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить. Его няня считала,

Он рос очень добрым, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить. Его няня считала,
что у Пети очень щедрое сердце. Но у него была одна особенность: Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него. Музыка, которая звучала внутри мальчика, всё больше и больше захватывали Петю, и он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии.

Так он стал сочинять музыку. Чтобы стать композитором, Петр Ильич окончил в 1866 году Петербургскую консерваторию, где занимался по классу композиции.

Слайд 4

Умер Чайковский в Петербурге 6 ноября 1893 от холеры.

Петр Ильич Чайковский написал

Умер Чайковский в Петербурге 6 ноября 1893 от холеры. Петр Ильич Чайковский
четырнадцать опер, три балета и многочисленные симфонические произведения. Кроме музыки для взрослых, он написал много прекрасных музыкальных произведений дли детей и юношества. Композитор любил путешествовать, побывал в разных странах и свои впечатления передал в музыке. Он был не только композитором, но и дирижером оркестра, а также преподавал в Московской консерватории.

Слайд 5

Сочинение «Детского альбома» - это первое обращение композитора к детской теме. Альбом

Сочинение «Детского альбома» - это первое обращение композитора к детской теме. Альбом
посвящён любимому племяннику композитора Володе Давыдову – глухонемому мальчику.

Слайд 6

«Утренняя молитва»

Пьеса - образец музыкального выражения покоя и возвышенного созерцания. В изданиях

«Утренняя молитва» Пьеса - образец музыкального выражения покоя и возвышенного созерцания. В
советского времени получила другое название – «Утреннее размышление». В музыке слышится звучание детского хора. Мелодия создана из живых, как бы говорящих интонаций. Фортепианное звучание имитирует звучание детского хора. В музыке чувствуются оттенки душевных волнений, тончайшие нюансы смены настроений.

Слайд 7

«Зимнее утро»

"Зимнее утро" - вторая пьеса из фортепианного цикла П. Чайковского "Детский

«Зимнее утро» "Зимнее утро" - вторая пьеса из фортепианного цикла П. Чайковского
альбом". П.Чайковский фортепианным звучанием передал тонкую атмосферу зимнего утра. Течение мелодии очень естественное и поэтому легко запоминающееся.

Пьеса - образец стройной трехчастной музыкальной формы, в которой средняя часть отмечена грустным настроением.

Слайд 8

«Игра в лошадки»

Так весело поиграть в лошадки, поскакать верхом хоть на игрушечной.

«Игра в лошадки» Так весело поиграть в лошадки, поскакать верхом хоть на игрушечной.

Слайд 9

«Мама»

Пьеса исполнена искренности и теплоты чувств; она полностью соответствует своему названию.

Раньше

«Мама» Пьеса исполнена искренности и теплоты чувств; она полностью соответствует своему названию.
в дворянских семьях детей оставляли на попечение гувернанток и нянь, поэтому появление мамы для ребёнка было настоящим праздником. Пьеса звучит очень нежно и трогательно.

Слайд 10

«Нянина сказка»

День завершён. Оставлены куклы и солдатики, закончены путешествия в разные страны,

«Нянина сказка» День завершён. Оставлены куклы и солдатики, закончены путешествия в разные
наступает вечер. Дети отправляются в спальню и уже в своих кроватях слушают нянину сказку.

Слайд 11

«Сладкая грёза»

Эта пьеса написана в стиле романса, точнее вокального дуэта. Пьеса передает

«Сладкая грёза» Эта пьеса написана в стиле романса, точнее вокального дуэта. Пьеса
мечтательное трепетное состояние души.

Слайд 12

«Марш деревянных солдатиков»

Красивые солдатики, совсем, как настоящие! Хочется маршировать вместе с ними!

«Марш деревянных солдатиков» Красивые солдатики, совсем, как настоящие! Хочется маршировать вместе с ними!

Слайд 13

«Болезнь куклы»

"Болезнь куклы" - первая по-настоящему печальная пьеса в цикле. В трогательной

«Болезнь куклы» "Болезнь куклы" - первая по-настоящему печальная пьеса в цикле. В
мелодии слышатся как бы стоны, мольба.

Слайд 14

«Похороны куклы»

На похороны куклы пришли все игрушки! Они все очень любили куклу!

«Похороны куклы» На похороны куклы пришли все игрушки! Они все очень любили
Куклу похоронили в саду, рядом с розовым кустом, а всю могилу украсили цветами.

Слайд 15

«Новая кукла»

Эта пьеса - яркий пример того, как на протяжении всей пьесы

«Новая кукла» Эта пьеса - яркий пример того, как на протяжении всей
композитор выражает одно настроение - радость. Пьеса написана в трёхчастной форме.

Слайд 16

«Вальс»

Существуют разные типы вальса - лирический, и бальный, характерный танец. Эта пьеса

«Вальс» Существуют разные типы вальса - лирический, и бальный, характерный танец. Эта
– одно из многих свидетельств любви П.Чайковского к вальсу.

Слайд 17

«Мазурка»

Мазурка по происхождению польский танец. Встречаются мазурки разного характера. Мазурка из «Детского

«Мазурка» Мазурка по происхождению польский танец. Встречаются мазурки разного характера. Мазурка из
альбома» написана в традиционной для этого танца трёхчастной форме.

Слайд 18

«Русская песня»

В творчестве П. Чайковского без труда можно назвать образцы, очень близкие

«Русская песня» В творчестве П. Чайковского без труда можно назвать образцы, очень
к подлинной русской народной музыке. Данная пьеса – яркий пример типично русских образов, свидетельствующих о необычайной любви композитора к России и всему русскому. «Русская песня» написана на основе подлинной народной песни.

Слайд 19

«Мужик на гармонике играет»

Эта пьеса - вторая (после предыдущей) в мини-цикле из

«Мужик на гармонике играет» Эта пьеса - вторая (после предыдущей) в мини-цикле
трех пьес с русскими образами внутри "Детского альбома". В ней талантливо имитируется звучание гармоники

Слайд 20

«Камаринская»

Камаринская - название русской народной плясовой песни, а также пляски под мотив

«Камаринская» Камаринская - название русской народной плясовой песни, а также пляски под
этой песни. Народный характер музыки подчёркнут тем, что в начале – на всём протяжении темы звучит гудящий басовый звук, он напоминает звучание волынки. Кроме воображаемого звучания волынки, в мелодии темы можно услышать тембры скрипки и переборы гармоники.

Слайд 21

«Полька»

Полька - одна из наиболее популярных пьес "Детского альбома". Название танца уже

«Полька» Полька - одна из наиболее популярных пьес "Детского альбома". Название танца
само говорит о его польском происхождении. П. Чайковский замечательно передает народный характер танца, особенно это ощущается, когда мелодия переходит в нижний регистр и приобретает нарочито грубоватый задорно юмористический характер. Вся пьеса построена на одном мотиве, который несколько раз повторяется, что делает пьесу легко запоминающейся.

Слайд 22

«Итальянская песенка»

Эта пьеса открывает собой мини-цикл внутри "Детского альбома", который можно условно

«Итальянская песенка» Эта пьеса открывает собой мини-цикл внутри "Детского альбома", который можно
назвать "Музыкальный дневник путешествий", поскольку это пьесы ("Итальянская песенка", "Старинная французская песенка", "Немецкая песенка", "Неаполитанская песенка") с явным национальным колоритом.

Слайд 23

«Старинная французская песенка»

Одно из самых популярных произведений П. Чайковского. В основе пьесы

«Старинная французская песенка» Одно из самых популярных произведений П. Чайковского. В основе
подлинная старинная французская мелодия. П. Чайковский обращался к этой песне дважды: после "Детского альбома" он использовал ее в хоре менестрелей в своей опере "Орлеанская дева".

Слайд 24

«Немецкая песенка»

По характеру эта немецкая песенка напоминает тирольские песни (подлинно фольклорный мотив).

«Немецкая песенка» По характеру эта немецкая песенка напоминает тирольские песни (подлинно фольклорный
Она имеет ярко выраженный танцевальный характер.

Слайд 25

«Неаполитанская песенка»

Живя в Италии, П. Чайковский имел удовольствие слышать много итальянской -

«Неаполитанская песенка» Живя в Италии, П. Чайковский имел удовольствие слышать много итальянской
как профессиональной, так и народной музыки. Кое-что из особенно полюбившихся ему мелодий он позже использовал в своем творчестве. Мелодия, использованная в этой пьесе, как раз и является такой подлинной итальянской песенкой. Композитор дважды ее использовал: помимо "Детского альбома" она звучит в III действии балета "Лебединое озеро".

Слайд 26

«Баба Яга»

Эта пьеса образует с окружающими ее соседними пьесами еще один мини-цикл

«Баба Яга» Эта пьеса образует с окружающими ее соседними пьесами еще один
внутри "Детского альбома". Его условно можно охарактеризовать как сказочно-мечтательный мир ребенка. К сказочным образам обращались многие русские композиторы; Баба Яга П.Чайковского не столь свирепа, как у других.

Слайд 27

«Песня жаворонка»

Эта пьеса невольно заставляет обратиться к другому фортепианному циклу П. Чайковского

«Песня жаворонка» Эта пьеса невольно заставляет обратиться к другому фортепианному циклу П.
- "Временам года": здесь тоже есть пьеса, звуками изображающая пение жаворонка. Сравнение этих пьес приводит к интересным выводам "Песня жаворонка" из "Детского альбома" - это тонкая живописная зарисовка, окрашенная светлым радостным настроением; лишь в средней части появляется налет грусти.

Слайд 28

«Шарманщик поёт»

Последняя пьеса «Детского альбома» - «Шарманщик поёт» - здесь за основу

«Шарманщик поёт» Последняя пьеса «Детского альбома» - «Шарманщик поёт» - здесь за
композитором взят ещё один итальянский (венецианский) мотив. В этой пьесе выражена идея нерасторжимости жизни и смерти, смысл которой кроется в самом названии пьесы. Круговое повторение мелодии шарманки, круговое движение её ручки – это символ бесконечности движения самой жизни.