Слайд 2Рихард (Вильгельм) Вагнер (1813-1883)
– немецкий композитор, дирижер, либреттист, публицист,
музыкальный писатель
![Рихард (Вильгельм) Вагнер (1813-1883) – немецкий композитор, дирижер, либреттист, публицист, музыкальный писатель XIX столетия.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1051942/slide-1.jpg)
XIX столетия.
Слайд 3Раскрыть основные положения оперной реформы Р. Вагнера.
Определить основные положения реформы Р.
![Раскрыть основные положения оперной реформы Р. Вагнера. Определить основные положения реформы Р.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1051942/slide-2.jpg)
Вагнера.
Указать противоречия между теорией и творческой практикой композитора.
Слайд 4Произведения:
«Феи» (1834) - романтическая оперы
«Парсифаль» (1882) - музыкальная драма
«Волшебный стрелок» (1836)
![Произведения: «Феи» (1834) - романтическая оперы «Парсифаль» (1882) - музыкальная драма «Волшебный](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1051942/slide-3.jpg)
- немецкая романтическая опера
«Запрет любви» - французская комическая опера
«Риенци» (1840) – музыкальная драма
Слайд 5Традиция романтизма
«Летучий голландец» (1841) - старинная легенда о проклятом за прежние злодеяния моряке-скитальце
«Тангейзер»
![Традиция романтизма «Летучий голландец» (1841) - старинная легенда о проклятом за прежние](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1051942/slide-4.jpg)
(1845) – средневековое сказание о певце-миннезингере.
«Лоэнгрине» (1848) - предстает светлый рыцарь
Слайд 6Оперная реформа
Музыка, которая должна быть в опере средством выражения, стала целью, а
![Оперная реформа Музыка, которая должна быть в опере средством выражения, стала целью,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1051942/slide-5.jpg)
драма, которая должна быть целью, стала средством.
Опера превратилась в ряд арий, дуэтов, танцев, разрывающих драму на мелкие части.
Отказ от традиционных оперных арий и ансамблей.
Традиционные арии Вагнер заменяет монологами, рассказами; а дуэты – диалогами (поочередное пение).
Объединяющую роль в создании образов играет оркестр, который поясняет смысл событий через сквозные темы – лейтмотивов.
Слайд 7Опера «Лоэнгрин»
Композитор впервые употребил блестящий оркестровый эффект, который состоит в звучании струнных
![Опера «Лоэнгрин» Композитор впервые употребил блестящий оркестровый эффект, который состоит в звучании](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1051942/slide-6.jpg)
инструментов в высочайшем регистре.
Слайд 8Траурный марш из оперы «Гибель богов»
Весь симфонический эпизод состоит из множества лейтмотивов.
![Траурный марш из оперы «Гибель богов» Весь симфонический эпизод состоит из множества лейтмотивов.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1051942/slide-7.jpg)
Слайд 9Тетралогия «Кольцо нибелунга»
«Золото рейна» – относится к жанру сказочно-эпическому,
«Валькирия» – лирическая драма,
«Зигфрид»
![Тетралогия «Кольцо нибелунга» «Золото рейна» – относится к жанру сказочно-эпическому, «Валькирия» –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1051942/slide-8.jpg)
– героико-эпическая,
«Закат богов» – трагедия.
Слайд 10Теория и творческая практика Вагнера
Вагнер убирает ансамбли и хоры, как условность старой
![Теория и творческая практика Вагнера Вагнер убирает ансамбли и хоры, как условность](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1051942/slide-9.jpg)
оперы, нарушающую драматическую правду. Но сам пользуется ими не только в ранних, но и поздних своих операх.
Каждое из искусств, слитых в музыкальной драме, обладает специфической, свойством, выразительной функцией и не должна вторгаться в область другого искусства
Слайд 11Вагнер стремится:
К воплощению глобального, общечеловеческого содержания на основе легенд и мифов
![Вагнер стремится: К воплощению глобального, общечеловеческого содержания на основе легенд и мифов](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1051942/slide-10.jpg)
германо-скандинавского эпоса;
К единству музыки и драмы;
К непрерывному музыкально-драматическому действию.
Это приводит его:
К преимущественному использованию речитативного стиля;
К симфонизации оперы на основе лейтомотивов;
К отказу от традиционных оперных форм (арий и ансамблей).