Слайд 2Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) — один из самых значительных композиторов XX века.
В
1918 году Сергей Сергеевич оставил запись в своем альбоме : «Что Вы думаете о солнце?»
Солнце –источник жизни, и сам он во всех своих произведениях был певцом жизни.
Его симфоническая сказка для детей «Петя и волк», балет «Ромео и Джульетта» и меланхоличная симфония №7 входят во все списки мировых шедевров.
Слайд 3В сборник вошли 12 разнохарактерных пьес, которые рассказывают о насыщенном яркими событиями
одном летнем дне ребенка. То, что в «Детской музыке» царит атмосфера именно летнего дня, уточнил сам композитор: в 1941 г. Прокофьев сделал оркестровую транскрипцию нескольких пьес из своего фортепианного сборника «Детская музыка» и объединил их в сюиту, которой дал название «Летний день» (опус 65 bis). Один день маленького героя «Детской музыки» Прокофьева наполнен веселыми играми и встречами, детскими мечтами и фантазиями, яркими впечатлениями от знакомства с природой.
Слайд 4Открывает цикл пьеса «Утро», рисующая картину наступления нового дня, пробуждения природы. «Прогулка»
— своеобразный портрет героя всего цикла, композитор мастерски передает бодрую, пританцовывающую походку ребенка, беззаботно и весело начинающего свой день. «Сказка» — лирическая пьеса вводит слушателя в мир детских грез и фантазий. Ярким контрастом к повествовательной плавно льющейся мелодии «Сказки» выступает «Тарантелла» — одна из самых виртуозных и эффектных пьес цикла. Шестая пьеса цикла — светлый «Вальс», на смену ему приходит пьеса «Шествие кузнечиков». «Дождь и радуга» — следующая пьеса цикла – своеобразный музыкальный пейзаж, в котором средствами звукоизобразительности композитор рисует «сферу дождя» и «сферу радуги». «Пятнашки» — посвященная детской игре виртуозная пьеса, по стремительности и виртуозности она перекликается с «Тарантеллой». Одной из самых знаменитых и часто исполняемых пьес цикла становится «Марш» — бодрая и приподнятая музыка с задорными форшлагами и упругими акцентами в мелодии, с ярким динамическим развитием и тембральными перекличками словно рисует компанию весело шагающих на встречу к новым открытиям детей. Завершают цикл две светлые лирические миниатюры, интонационно близкие народным песням: «Вечер» (мелодию этой пьесы Прокофьев позже использовал в своем балете «Сказ о каменном цветке») и «Ходит месяц над лугами».
Слайд 5"Детская музыка" допускает большой диапазон вариативности ее исполнения. Композитор "разрешает" ребенку многое:
свободно пользоваться всей клавиатурой, включая самые отдаленные ее регистры, экспериментировать с темпом, со звуком, с педалью. Выше всего Прокофьев ценил в детской игре искренность и свободу личностного волеизъявления. И пусть ребенок в известной мере выйдет за рамки "дозволенного", главное, чтобы его отношение к музыке было искренним и естественным.
Слайд 6Показательно, что во всем цикле "Детская музыка" лишь дважды появляется авторская ремарка
espressivo! Не редко с удивлением замечаешь, что именно легкой, пластичной детской руке лучше всего удается исполнение прокофьевской кантилены.