Слайд 2
Оказывается, в музыке есть своя единица измерения времени. Это удар пульса. Да,
в музыке, как и у любого живого организма, бьется пульс.
Что же такое пульс?
Пульс в музыке – это равномерные одинаковые удары. Эти удары могут быть быстрыми, могут быть и медленными, главное – чтобы они были равномерными. Послушайте, например, равномерный пульс на ноте ЛЯ.
Слайд 3 Это измерение является очень важным. Почему? Допустим, что пульс в пьесе бьется
четвертями (то есть четвертными нотами). Тогда, зная соотношение длительностей между собой можно высчитать и почувствовать, как будут звучать другие ноты. Например, половинные будут занимать по своей продолжительности два удара пульса, целая – четыре удара пульса, и на один удар пульса надо успеть произнести две восьмушки или четыре штуки шестнадцатых нот.
Слайд 4
Ритмические упражнения на разные длительности
Давайте теперь постараемся познать все то же самое,
только уже на практике.
УПРАЖНЕНИЕ №1.
Допустим, что пульс у нас отбивается ровными четвертями на ноте СОЛЬ. Все, что мы здесь описываем, будет представлено и на нотном примере, под которым также размещена аудиозапись. Послушайте, как это звучит. Уловите этот ровный ритм. Хлопайте его в ладоши, щелкайте пальцами или отбивайте ручкой по столу, а после того, как мелодия закончится, попытайтесь продолжить этот же ритм или повторить самостоятельно без аудио.
Слайд 5
УПРАЖЕНИЕ №2
Теперь попробуйте уловить звучание других длительностей. Например, половинных. Половинные звучат, конечно
же, в два раза медленнее, чем четверти, которыми у нас в данном случае отбивается пульс. В начале следующего примера вы услышите удары пульса четвертями – мы напомним таким образом вам этот тепм. Четвертные ноты прозвучат четыре раза, а затем пойдут половинные длительности. В каждой половинной постарайтесь уловить, прочувствовать продолжение тех же самых ударов. То есть второй удар в половинной ноте вам нужно как бы представить, ощутить внутри себя.
Слайд 6Попробуйте другой вариант упражнения. Сейчас на нотном примере вы увидите двухголосие. Нижний
голос будет тихо играть ровными четвертями на ноте СОЛЬ в басовом ключе, а верхний голос после первых четырех ударов переключится на половинные, которые будет играть погромче на ноте СИ. Таким образом, в каждой половинной вы сможете услышать два удара пульса, который будет подыгрывать второй голос. После этого упражнения вы можете вернуться к первому варианту.
Слайд 7УПРАЖНЕНИЕ №3.
Сейчас нужно будет ловить ритм из восьмых нот. Восьмые ноты
исполняются быстрее, чем четвертные, и поэтому на каждый удар пульса будет приходиться сразу по две восьмушки. В приведенном ниже примере сначала, как всегда, пройдут четыре удара четвертями, а затем пойдет пульсация восьмыми. Вы при этом стучите про себя пульс ровными четвертями. Почувствуйте, как на один ваш удар приходится две восьмых ноты.
Слайд 8И второй вариант этого упражнения. С двухголосием, во втором голосе от начала
и до конца сохранена пульсация ровными четвертями на ноте СОЛЬ. В верхнем голосе идет переключение на восьмушки.
Слайд 9Что такое ритм в музыке?
Обратите внимание, что образуют ритм мелодии не
только длительности звуков, но еще и паузы – моменты тишины, так как они тоже занимают время. Почему ритм является основой музыки? Могла бы музыка существовать без ритма? Правильный ответ: конечно, нет, не могла бы. Почему? Да потому что музыка существует только во времени, точно также, как и кино или театральная постановка. Если остановить время, остановится и музыка.
Слайд 10
Что такое музыкальный метр?
Удары пульса всегда равномерны, но не однородны. Есть
удары сильные, а есть слабые.
Итак, в пульсации чередуются сильные и слабые удары пульса. Их чередование всегда имеет какой-то порядок, закономерность. Например, может быть так: один удар сильный, а за ним – два слабых. Или бывает по-другому: сильный удар, затем слабый, снова сильный, за ним вновь слабый и т.д.
Для удобства чередующиеся удары пульса пересчитываются. Сильный удар всегда считается как «РАЗ», то есть становится первым начальным, а уже после идут слабые удары – второй, третий (если есть). Такой счет долей в музыке называется МЕТРОМ. Остановимся на простых метрах – это двухдольный и трехдольный.