Шансон. Музыкальный стиль

Содержание

Слайд 3

Цель:

Показать  влияние зарубежной  эстрадной музыки на отечественную эстрадную музыку. 

Цель: Показать влияние зарубежной эстрадной музыки на отечественную эстрадную музыку.

Слайд 4

Шансо́н (фр. chanson — «песня») — жанр вокальной музыки; слово употребляется в двух значениях: 1)

Шансо́н (фр. chanson — «песня») — жанр вокальной музыки; слово употребляется в
светская многоголосная песня на французском языке эпохи позднего средневековья и Возрождения; 2) французская эстрадная песня в стилистике кабаре.

Слайд 5

Шансон в Средние века и в эпоху Возрождения

Ранние шансон развились из

Шансон в Средние века и в эпоху Возрождения Ранние шансон развились из
одноголосных светских песен труверов. Первым значительным автором шансон был поэт и композитор XIV века Гильом де Машо.
В середине XV века образовалась «парижская школа» шансон (К. Жаннекен). В XV-XVI веках шансон писали многие известные композиторы различных школ (необязательно французы).

Слайд 6

Современные шансоны

Жанр шансонов использовали певцы французских кабаре в конце XIX века -

Современные шансоны Жанр шансонов использовали певцы французских кабаре в конце XIX века
первой половине XX века.
Из кабаре данная модификация шансонов перешла во французскую эстрадную музыку XX века.
Наряду с жанром кабаре в то же время во французской песне существовало направление "реалистической песни" , представляемое практически исключительно женщинами.
Самыми известными исполнительницами были Дамиа, Фреель и Эдит Пиаф.
В 50-х годах оформились два главных направления оригинальной франкоязычной песни, существующие до настоящего времени.

Слайд 8

Первое из них - жанр классического шансона, где первостепенное значение придается поэтическому

Первое из них - жанр классического шансона, где первостепенное значение придается поэтическому
компоненту песни, и автор как правило сам является исполнителем. Этот жанр связывается в первую очередь с именами Мориса Шевалье и Эдит Пиаф, которая продолжала традицию реалистической песни.
Крупнейшими представителями этого направления являются французы Лео Ферре, Жорж Брассенс и бельгиец Жак Брель.

Слайд 10

Жорж Брассенс

Жак Брель

Именно представители этого поэтическо-музыкального направления в полной мере

Жорж Брассенс Жак Брель Именно представители этого поэтическо-музыкального направления в полной мере соответствуют термину шансонье (chansonnier).
соответствуют термину шансонье (chansonnier).

Слайд 11

Представители так называемого "нового шансона", или "новой сцены" это молодое поколение французских

Представители так называемого "нового шансона", или "новой сцены" это молодое поколение французских
эстрадных артистов.
В своем творчестве они не отказываются от использования новейших приемов современной легкой музыки, включая элементы рока, латиноамериканские и разнообразные иные этнические ритмы, электронную музыку и т.д., но по-прежнему очень требовательно относятся к текстам своих песен. Начало "нового шансона" связывают с именем Доминика А и относят к последнему десятилетию ХХ века.

Слайд 12

Dominique Ané...

Dominique Ané...

Слайд 13

Среди шансонье, пришедших на сцену в XXI веке,
Бенжамен Бьёле, его сестра

Среди шансонье, пришедших на сцену в XXI веке, Бенжамен Бьёле, его сестра
Корали Клемен, Керен Анн,
Оливия Руиз и многие другие.

Оливия Руиз

Слайд 14

Другое направление французской песни второй половины XX века - эстрадная песня. Представители

Другое направление французской песни второй половины XX века - эстрадная песня. Представители
этого направления тоже нередко являются исполнителями песен собственного исполнения (поэтами и/или композиторами), но в силу облегченности поэтического содержания они не являются шансонье в полном смысле этого слова. Всемирно известными исполнителями французских эстрадных песен являются
Ив Монтан, Анри Сальвадор, Мирей Матье,
Джо Дассен, Далида, Патрисия Каас,
Лара Фабиан, Милен Фармер

Слайд 15

Ив Монтан

Ив Монтан

Слайд 16

Мирей Матье

Мирей Матье

Слайд 18

Лара Фабиан

Милен Фармер

Лара Фабиан Милен Фармер

Слайд 19

Граница между шансоном и эстрадной песней достаточно условна, и далеко не всякого

Граница между шансоном и эстрадной песней достаточно условна, и далеко не всякого
франкоязычного певца можно однозначно отнести к тому или другому направлению. За пределами франкоговорящих стран часто всех исполнителей, поющих на французском языке, называют шансонье.
Аналоги французских шансонов
Аналоги классического французского шансона встречаются в песенной культуре многих стран.
В СССР ближе всего к этому жанру авторская песня, многие песни, которые исполняли Александр Вертинский, Марк Бернес, Леонид Утесов, Клавдия Шульженко.
В современной России Елена Камбурова, Елена Ваенга, Владимир Семашков…

Слайд 20

Русский «Шансон»
На самом деле, одна из составляющих русского шансона – песни о неволе,

Русский «Шансон» На самом деле, одна из составляющих русского шансона – песни
тюрьме и зоне, т.е. о людях, лишённых свободы.
 Даже существует понятие «блатная романтика». Но в настоящих блатных песнях этой самой романтики, как ни странно, нет.
 Основные темы – предательство друга, измена любимой, смерть любви и жизнь на свободе, а не наоборот.
Если человек, любящий блатные песни, потенциальный вор и убийца, то как же быть с Владимиром Высоцким, Александром Галичем, Леонидом Утёсовым, Юрием Никулиным, исполнявшими эти самые песни?
В российской музыкальной индустрии термин был популяризован одноимённой радиостанцией. Таким образом, под понятие русского шансона попадают довольно отличные друг от друга исполнители — от Александра Вертинского, Петра Лещенко, Булата Окуджавы и Аркадия Северного до Клавдии Шульженко, Марка Бернеса, Михаила Шуфутинского — отчего данный термин вызывает противоречивое отношение и не всеми принимается.
В Государственном кремлёвском дворце с 2001 года проводится церемония вручения премии «Шансон Года».

Слайд 21

Городской романс

Русский шансон - собирательный термин, которым обозначают различные жанры русской музыки, включающие

Городской романс Русский шансон - собирательный термин, которым обозначают различные жанры русской
прежде всего блатную песню, бардовскую песню, городской романс, некоторые песни военной тематики.
Термин появился в 1990-ых  годах когда блатная песня стала звучать на эстраде, по радио и телевидению.

Ю. Ким