Слайд 2«Новая кукла»
«Баба-Яга»
«Вальс»
Вернёмся вновь к творчеству П.И. Чайковского и послушаем несколько пьес
из знакомого нам «Детского альбома».
Слайд 3Что общего во всех пьесах?
Их все объединяет повторение в конце пьесы.
Такое повторение музыкального материала называется репризой.
Слово «реприза» переводится с французского как «повторение, восстановление, возобновление». Реприза - повторение начальной темы или её части в конце произведения (раздел музыкального произведения, в котором излагается повторение музыкального материала, в исходном или изменённом виде)
Слайд 4Для чего, на ваш взгляд, необходима реприза?
Повторение того или иного построения,
даже без всяких изменений, после другой музыки вызывает особое впечатление завершённости развития, которое заметно отличается от впечатления, производимого слушанием первоначального проведения той же темы. Реприза воспринимается как известный необходимый результат развития, и потому восприятие её всегда в какой-то степени динамично.
Слайд 5Но встречаются произведения, в которых реприза может повторяться в изменённом виде. Такая
реприза носит название динамическая реприза (динамизированная). Она продолжает интенсивное развитие предшествующего раздела и по уровню экспрессии превышает первоначальное изложение материала. Динамическая реприза отличается большой эмоциональной насыщенностью, высоким уровнем драматического напряжения, имеет кульминационный характер, содержит коренные, качественные изменения первоначального музыкального образа. Приёмов динамизации существует множество, но главнейшее из них: мелодическое варьирование, гармоническое варьирование, ритмическое варьирование, варьирование темпа и фактурное варьирование.
После прослушивания произведения П. Чайковского определим какой из видов варьирования встречался.
Слайд 6Слушаем: П.И. Чайковский. «Ноябрь. На тройке»
из цикла «Времена года»
В репризе
мы слышим звучание бубенцов, для которого Чайковский нашёл замечательное выражение средствами фортепианной техники: бубенцы переливаются в фигурации быстрыми нотами в правой руке, создавая непрерывный фон для той песни, которая звучала в первой части. Следовательно, здесь мы можем слышать изменения в фактуре произведения.
Слайд 7КОДА
Вы познакомились с основными разделами произведения: экспозицией, развитием и репризой. Также узнали
о том, что зачастую для произведений необходимо вступление. Но произведению нужно и завершение. В музыкальных произведениях завершающие разделы называются - кода. Кода (итал. coda - «хвост, конец, шлейф») - дополнительный раздел, возможный в конце музыкального произведения и не принимающийся в расчёт при определении его строения. Кода следует за последним из основных разделов формы, то есть после репризы. Размеры коды непостоянны - от нескольких аккордов (в простых формах) до широко развитых построений. Она звучит в главной тональности и содержит основные его темы. Она представляет собой распространение и окончательное закрепление и утверждение главной тональности. Содержание коды может явиться «послесловием», выводом, развязкой.
Слайд 8
Слушаем: П.И. Чайковский. «Утренняя молитва»,
«В церкви».
Слушаем пьесы П.И. Чайковского из «Детского
альбома» и определяем средства, использованные композитором в разделе кода для завершения произведений.
Кода представляет собой окончательное закрепление и утверждение главной тональности путём использования органного пункта, многократного повторения аккордов тонической функции.
Слайд 9Слушаем: П.И. Чайковский. «Октябрь. Осенняя песнь» из цикла «Времена года»
Вновь вернёмся
к пьесам из цикла «Времена года» и, послушав пьесу «Осенняя песнь», определим средства, использованные в коде.
Слайд 10Вы познакомились с основными разделами музыкальных произведений, с их «скелетом». Схематически разделы
можно выделить следующим образом:
Вступление - экспозиция - развитие - реприза - кода
Слайд 11Задание
С какими разделами вы познакомились на сегодняшнем уроке?
Дайте определение этим разделам.
Какие музыкальные
произведения слушали?