Сопоставление музыкальных тем и образов

Слайд 2

Сегодня мы продолжим разговор о музыкальном образе и определим, какими средствами он

Сегодня мы продолжим разговор о музыкальном образе и определим, какими средствами он
достигается. А также узнаем, что у каждого образа есть разные стороны или грани.

Слайд 3

Вспомним героев Пьеро и Арлекин. Это комедийные персонажи. Им по сюжету полагается

Вспомним героев Пьеро и Арлекин. Это комедийные персонажи. Им по сюжету полагается
разыгрывать смешные ситуации. Арлекин издевается над Пьеро. Арлекин смеётся, Пьеро плачет

Р. Шуман. Пьесы «Пьеро» и «Арлекин» из фортепианного цикла «Карнавал»
Подумайте:
В чём различие между пьесами?
Характер пьес.
Какие средства использованы при создании образов?

Слайд 4

С. Прокофьев

Прокофьев всегда был так стремителен, что из экономии времени писал иногда

С. Прокофьев Прокофьев всегда был так стремителен, что из экономии времени писал
без гласных букв, только согласные. Может, поэтому он успевал делать всё: сочинял оперы, балеты, симфонии, играл блистательно на рояле и в шахматы, встречался со многими людьми, беседовал с детьми о музыке...

Слайд 5

«Ромео и Джульетта»

Трагедия Уильяма Шекспира, рассказывающая о любви юноши и девушки из

«Ромео и Джульетта» Трагедия Уильяма Шекспира, рассказывающая о любви юноши и девушки
двух враждующих веронских родов - Монтекки и Капулетти. Вспомним историю, которая произошла в давние времена в итальянском городе Вероне. Она печальная.

Верона. Эпоха Раннего Возрождения. Юноша и девушка влюбляются друг в друга. Рок не дает им быть вместе. Лишь смерть на пике запретной страсти помогает Ромео и Джульетте спасти свою любовь.

Слайд 6

Итак, как же представлен Прокофьевым образ Джульетты? В звуках пьесы - это

Итак, как же представлен Прокофьевым образ Джульетты? В звуках пьесы - это
целый мир, и какой богатый и изменчивый: беззаботная игра Джульетты, её мечта и предчувствие того, что ещё не произошло, но уже приблизилось в жизни этой девочки. Вслушайтесь, и образ Джульетты-девочки оживёт перед вами.
После прослушивания ответьте на следующие вопросы:
Сколько разных музыкальных тем вы слышали?
Какие они были по характеру?
Какие средства сыграли важную роль?
Были ли это разные образы или разные стороны одного образа?

Одна музыкальная тема сменяет другую, меняется облик героини: порывистую, озорную первую тему дополняет вторая - певучая, ласковая, и несколько отделена от них третья тема - нежная и мечтательная. Так постепенно предстаёт перед нами Джульетта в одном из номеров музыкального спектакля.
Темп Тембр Динамика
Лад Штрихи Ритм (рисунок)
Регистр Мелодия (тип)

Слайд 7

С чем связано звучание темы Джульетты: с речью, пением, движением (танец, марш, шаг...),
Со

С чем связано звучание темы Джульетты: с речью, пением, движением (танец, марш,
звукоизобразительностью, с сигналом?

Из всего вышеназванного делаем вывод: в музыке возможно изображение не только единого образа, но и нескольких его сторон, граней. Джульетта — это один образ, но у него существует несколько настроений, характеров.

Слайд 8

Домашнее задание:

нарисовать Пьеро или Арлекина

Домашнее задание: нарисовать Пьеро или Арлекина