С.С. Прокофьев в годы Великой Отечественной войны

Содержание

Слайд 2

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953)

Великий советский композитор XX века, пианист, дирижёр
Народный артист РСФСР,

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) Великий советский композитор XX века, пианист, дирижёр Народный
лауреат Ленинской премии и шести Сталинских премий

Слайд 3

Незадолго до начала войны музыкальная общественность отметила 50-летие С.С.Прокофьева.

Прокофьев был полон энергии

Незадолго до начала войны музыкальная общественность отметила 50-летие С.С.Прокофьева. Прокофьев был полон
и творческих замыслов.

С.С.Прокофьев

Слайд 4

1941-1945

Великая Отечественная война стала испытанием для всего советского народа.

Она заставила каждого человека

1941-1945 Великая Отечественная война стала испытанием для всего советского народа. Она заставила
мобилизовать все силы во имя победы.

Участниками войны стали все: и те, кто был на фронте, и те, кто остался в тылу.

Слайд 5

Война заставила Прокофьева круто изменить свои творческие планы.

Композитор понимает: бойцам Красной Армии

Война заставила Прокофьева круто изменить свои творческие планы. Композитор понимает: бойцам Красной Армии нужны песни! С.С.Прокофьев
нужны песни!

С.С.Прокофьев

Слайд 6

В первые месяцы войны были написаны:

«Песня смелых» на стихи А.Суркова
«Дрянь адмиральская» на

В первые месяцы войны были написаны: «Песня смелых» на стихи А.Суркова «Дрянь
стихи В.Маяковского
Пять песен на стихи М.Мендельсон:
«Клятва танкиста»
«Сын Кабарды»
«Подруга бойца»
«Фриц»
«Любовь воина»

Слайд 7

Война застала семью Прокофьевых на даче под Москвой.

Переживания первых месяцев нашли отражение

Война застала семью Прокофьевых на даче под Москвой. Переживания первых месяцев нашли
в симфонической сюите «1941 год».

Июнь, 1941 год

Слайд 8

Симфоническая сюита «1941 год»

1 часть – «В бою»

2 часть – «Ночью»

3 часть

Симфоническая сюита «1941 год» 1 часть – «В бою» 2 часть –
– «За братство народов»

С.С.Прокофьев о содержании сюиты:
«Первая – картина горячего боя, воспринимаемая слушателями то как бы издалека, то словно на поле сражения;
вторая – поэзия ночи, в которую врывается напряжение приближающихся боёв;
третья – торжественно-лирический гимн победе и братству народов».

Слайд 9

Август, 1941 год
Кавказ, Нальчик

Прокофьев с женой переехал на Кавказ, в Нальчик.

Выступал на

Август, 1941 год Кавказ, Нальчик Прокофьев с женой переехал на Кавказ, в
концертах. Знакомился с местным фольклором.

Здесь написаны:
- струнный квартет на кабардинские темы,

- первые картины оперы «Война и мир».

Слайд 10

Л.Н.Толстой

Это центральное сочинение прокофьевского творчества советского периода.

Замысел оперы на сюжет романа Л.Н.Толстого

Л.Н.Толстой Это центральное сочинение прокофьевского творчества советского периода. Замысел оперы на сюжет
возник ещё в довоенное время.

Начавшаяся война ускорила появление оперы-эпопеи.

Опера «Война и мир»

Слайд 11

В.Каверин о романе Л.Толстого

«Почему в годы Великой Отечественной войны вся страна

В.Каверин о романе Л.Толстого «Почему в годы Великой Отечественной войны вся страна
кинулась читать «Войну и мир»? Потому что в этой книге написано не только о том, как мы победили, но кто – мы, и почему мы снова непременно должны победить»

Слайд 12

Об опере «Война и мир»

«В «Войне и мире», несмотря на то, что

Об опере «Война и мир» «В «Войне и мире», несмотря на то,
речь идёт о другом времени, передано особое величие души русских солдат, их любовь к Отечеству».

Дирижёр В.Полянский

Слайд 13

С.С.Прокофьев:

«В эти дни… как-то по-особому близки стали страницы, повествующие о борьбе русского

С.С.Прокофьев: «В эти дни… как-то по-особому близки стали страницы, повествующие о борьбе
народа с полчищами Наполеона в 1812 году и об изгнании наполеоновской армии с русской земли».

Слайд 14

С.С.Прокофьев работал с лихорадочной быстротой:

Ноябрь 1941 г. – продолжение работы над оперой

С.С.Прокофьев работал с лихорадочной быстротой: Ноябрь 1941 г. – продолжение работы над
в Тбилиси;
Апрель 1942 г. – первая редакция оперы окончена в клавире;
Май 1942 г. – по пути в Алма-Ату занимается оркестровкой оперы;
Октябрь 1943 г. – начались репетиции в Большом театре.

Слайд 15

Дирижёр С.Самосуд

Июнь 1945 года:
Концертное исполнение оперы в Большом зале консерватории под управлением

Дирижёр С.Самосуд Июнь 1945 года: Концертное исполнение оперы в Большом зале консерватории
С.Самосуда прошло с огромным успехом. Оно было воспринято
слушателями как гимн великой победе советского народа.

Слайд 16

С.Прокофьев и С.Эйзенштейн
Май 1942 г.

Прокофьев по приглашению Эйзенштейна отправляется в Алма-Ату (в

С.Прокофьев и С.Эйзенштейн Май 1942 г. Прокофьев по приглашению Эйзенштейна отправляется в
то время столица Казахстана) для участия в работе над фильмом «Иван Грозный».

Музыка Прокофьева к этому фильму -- ещё один шаг вперед в развитии его как мастера народной драмы и как трагедийного композитора.

Слайд 17

За создание первой серии фильма «Иван Грозный» режиссёр и композитор в 1946

За создание первой серии фильма «Иван Грозный» режиссёр и композитор в 1946
году были удостоены Государственной премии.

С.С.Прокофьев

С.М.Эйзенштейн

Слайд 18

Пермь
Июнь 1943 г.

В Перми работал эвакуированный туда ленинградский театр оперы и балета

Пермь Июнь 1943 г. В Перми работал эвакуированный туда ленинградский театр оперы
им. С.М.Кирова.
Прокофьев был приглашён для доработки балета «Золушка».
Впечатления от природы Урала позже воплотились в балете «Сказ о каменном цветке».

Слайд 19

Москва
Осень 1943 года

Вместе с другими советскими композиторами С.С.Прокофьев всю войну находился в

Москва Осень 1943 года Вместе с другими советскими композиторами С.С.Прокофьев всю войну
боевом строю, участвуя своим трудом в сражении с фашизмом.
Его заслуги были оценены советским правительством.
В 1943 году М.И.Калинин в Кремле вручил С.С.Прокофьеву орден Трудового Красного Знамени.

Слайд 20

Лето 1944 года Подмосковье
Ивановский Дом творчества композиторов

Прокофьев установил для себя и друзей-композиторов

Лето 1944 года Подмосковье Ивановский Дом творчества композиторов Прокофьев установил для себя
правило: каждый вечер отчитываться перед товарищами о проделанной работе за день.
За лето он написал Восьмую фортепианную сонату и Пятую симфонию.

Слайд 21

С.С.Прокофьев:

«В Пятой симфонии я хотел воспеть свободного и счастливого человека, его могучие

С.С.Прокофьев: «В Пятой симфонии я хотел воспеть свободного и счастливого человека, его
силы, его благородство, его духовную чистоту. Я написал такую музыку, какая зрела и наконец, напомнила мою душу».

Слайд 22

В Пятой симфонии Прокофьев достигает вершин композиторского мастерства и гражданской зрелости.

С.Рихтер:

«В Пятой

В Пятой симфонии Прокофьев достигает вершин композиторского мастерства и гражданской зрелости. С.Рихтер:
симфонии он встаёт во всю величину своего гения… Там время и история, война, патриотизм, победа. Победа вообще и победа Прокофьева. Он и раньше всегда побеждал, но тут, как художник, он победил навсегда»

Слайд 23

Весна 1945 года

День Победы Прокофьев встречает в подмосковном санатории «Подлипки».

Победа!

Весна 1945 года День Победы Прокофьев встречает в подмосковном санатории «Подлипки». Победа!

Слайд 24

Послевоенные сочинения

Симфоническая «Ода на окончание войны» – мгновенный радостный отклик на Победу.
Шестая

Послевоенные сочинения Симфоническая «Ода на окончание войны» – мгновенный радостный отклик на
симфония – напряжённое раздумье.
С.С.Прокофьев после премьеры симфонии:
«Сейчас мы радуемся достигнутой победе, но у каждого из нас есть незалеченные раны... Об этом не следует забывать».

Слайд 25

Война оставила глубокий след в сознании и искусстве С.Прокофьева

Тяжёлые испытания, разделяемые со

Война оставила глубокий след в сознании и искусстве С.Прокофьева Тяжёлые испытания, разделяемые
всем народом, усилили в композиторе сыновнюю любовь к Родине, заставили ещё ярче выявить национальную природу своего творчества.
В музыке его начали преобладать народные образы и демократические черты стиля.

Слайд 26

Продуктивность композитора кажется невероятной. В условиях эвакуации, переездов, бытовых трудностей за годы войны

Продуктивность композитора кажется невероятной. В условиях эвакуации, переездов, бытовых трудностей за годы
были созданы:

Опера;
Симфония;
Кантата;
Квартет;
Две фортепианные сонаты;
Флейтовая соната;
Музыка к к/ф «Иван Грозный»;
Окончание балета «Золушка»;
Песни;
Марши;
Фортепианные миниатюры.

Слайд 27

Война стала мощным творческим стимулом для лучших советских композиторов

В Великой Отечественной войне

Война стала мощным творческим стимулом для лучших советских композиторов В Великой Отечественной
советский народ защищал не только свою независимость, но и свою культуру. Культура, творчество возвышают человека, способствуют его духовному развитию, помогают выстоять и победить в самых тяжёлых испытаниях.

Слайд 28

Источники:

Литература:
Мартынов И.И. Сергей Прокофьев. Жизнь и творчество.- М.,1974.
Прокофьев С.С. Автобиография. – М.,

Источники: Литература: Мартынов И.И. Сергей Прокофьев. Жизнь и творчество.- М.,1974. Прокофьев С.С.
1973.
Савкина Н.П. Сергей Сергеевич Прокофьев. – М., 1981.
Интернет-ресурсы:
Сергей Сергеевич Прокофьев – Belcanto.Ru (https://www.belcanto.ru/prokofiev.html)
Прокофьев Сергей Сергеевич – МГК им. Чайковского (http://www.mosconsv.ru/ru/person.aspx?id=131177)