Стилевые особенности в творчестве А. П. Бородина

Слайд 2

Александр Порфирьевич Бородин
(1833 – 1887)

Он вошёл в историю русской музыки как

Александр Порфирьевич Бородин (1833 – 1887) Он вошёл в историю русской музыки
продолжатель «руслановской» традиции Глинки. Эпическое начало – основа его музыкального стиля во всех жанрах. Однако, обращаясь ко временам давно минувшим, Бородин отражал и осмысливал сомнения и надежды, радости и беды своего века.

Главное русло творчества композитора определила идея исторической преемственности незыблемых и вековечно возрождающихся духовных ценностей народа.

Слайд 3

Главные творческие черты

Русское богатырское.
Восток. Для Бородина природа русского эпического мышления противоречиво и

Главные творческие черты Русское богатырское. Восток. Для Бородина природа русского эпического мышления
закономерно соединяет в себе тенденции западной активной действенности и восточной отрешённой созерцательности.
Лирика. Два вида: выражающая чувство массы или эпического героя; чувства личные.
Природа. Либо отождествляется с богатырской силой (спящей или пробуждающейся), либо изображается реалистически (ласковая и задумчивая).
Юмор. Добродушный комизм, чужды пафос обличителя, романтический скепсис и ирония.

Слайд 4

«Князь Игорь» — опера русского композитора
А. П. Бородина в четырёх действиях

«Князь Игорь» — опера русского композитора А. П. Бородина в четырёх действиях
с прологом.

Премьера оперы состоялась 23 октября 1890 года в петербургском Мариинском театре.

Источником для либретто, написанного самим автором при участии В. В. Стасова, послужил памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», рассказывающий о неудачном походе князя Игоря против половцев. «Князь Игорь» создавалась музыкантом на протяжении 18 лет, но так и осталась неоконченной.

Слайд 5

Эта мелодия популярна до сих пор, ее исполняют профессиональные певцы и напевают

Эта мелодия популярна до сих пор, ее исполняют профессиональные певцы и напевают
люди, далекие от искусства. Многие даже не подозревают о том, что это – фрагмент оперы Бородина. Эта мелодия давно уже стала народной. Интересно, что ноты этого хора были увековечены на лицевой стороне памятника композитору на его могиле в Питерском некрополе.

Драматургия и простые напевы оперы «Князь Игорь», так похожие на народные, полюбились многим слушателям. Среди всех произведений Бородина — это, пожалуй, самое гениальное. Прошло много лет, но популярность только возрастает. Сцена половецких плясок (которую закончили друзья композитора) имела наибольшую популярность. Особенно хор пленниц «Улетай на крыльях ветра» сразу и навсегда поселился в сердцах российских зрителей.

Слайд 6

Бородин был неповторимо талантливым композитором и незаурядным учёным. Его не столь обширное

Бородин был неповторимо талантливым композитором и незаурядным учёным. Его не столь обширное
музыкальное наследие, тем не менее, ставит его в один ряд с величайшими русскими композиторами.

Все творчество композитора содержит и в той или иной мере всегда сочетает в себе два начала: эпическое и лирическое. В сравнении с музыкой других композиторов, стиль Бородина отличается спокойствием, возвышенностью, благородством, уравновешенностью. Продолжая развивать пути, намеченные М. Глинкой, Бородин тем не менее сказал свое слово в истории развития русской музыкальной культуры.