Слайд 2Тритоны в музыке
-ТРИТОНЫ В СОЛЬФЕДЖИО НЕ ИМЕЮТ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К ГРЕЧЕСКОМУ БОГУ
![Тритоны в музыке -ТРИТОНЫ В СОЛЬФЕДЖИО НЕ ИМЕЮТ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К ГРЕЧЕСКОМУ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1033131/slide-1.jpg)
ИЗ МОРСКИХ ГЛУБИН –ТРИТОНУ,
- НУ И К ЖИВОТНОМУ МИРУ ТОЖЕ)))
Слайд 3ТРИТОНЫ
- это интервалы, которые называются так, потому что между их звуками не
![ТРИТОНЫ - это интервалы, которые называются так, потому что между их звуками](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1033131/slide-2.jpg)
больше, не меньше - ровно три тона и 6 полутонов
В средние века под строгим запретом было использование этих интервалов. Католическая церковь считала, что тритоны в музыке – недопустимое явление. И не только звучание резало слух. Тритон состоит из 6-ти полутонов, это вызывало страх и негодование))) Нарушитель закона мог оказаться в подвалах инквизиции.
До XIX «тритон» именовали «дьяволом» в музыке и даже современному слушателю он может показаться страшноватым
В духовной музыке тритон был запрещён до XVII столетия
Слайд 4ТРИТОН -ЭТО НЕ ТОЛЬКО «УЖАС»
Композиторы вспоминали про «тритон», когда слушателя нужно было
![ТРИТОН -ЭТО НЕ ТОЛЬКО «УЖАС» Композиторы вспоминали про «тритон», когда слушателя нужно](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1033131/slide-3.jpg)
напугать
Часто композиторы использовали «тритоны» для выражения тоски и сострадания
Никакой другой интервал так явно не передаёт душевное смятение.
Сегодня «тритон» нас не пугает, но по прежнему завораживает нас своей неблагозвучностью, терпкостью.
Слайд 5СКОЛЬКО ИХ?
«Тритон» существует в двух вариантах – как увеличенная кварта, и как
![СКОЛЬКО ИХ? «Тритон» существует в двух вариантах – как увеличенная кварта, и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1033131/slide-4.jpg)
уменьшённая квинта.
Если к чистой кварте добавить полтона, то получится «Тритон» - Увеличенная кварта
Если от чистой квинты отнять полтона, то получится «Тритон» – Уменьшённая квинта
Слайд 6Двуликий интервал)))
Если «тритон» заявляется уменьшённой квинтой, то в нём 5 ступеней (в
![Двуликий интервал))) Если «тритон» заявляется уменьшённой квинтой, то в нём 5 ступеней](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1033131/slide-5.jpg)
нашем примере «до-соль-бемоль»)
Если «тритон» заявляется увеличенной квартой, то в нём 4 ступени (в нашем примере «до- фа-диез»)
Звуки при этом одни и те же, звучит одинаково, а называется по разному
(вот ещё одна причина настороженного отношения к тритону в Средневековье)
Слайд 7ТРИТОН
Увеличенная кварта
ув.4
В чистой кварте 2,5 тона. Если к ней прибавить ещё полтона,
![ТРИТОН Увеличенная кварта ув.4 В чистой кварте 2,5 тона. Если к ней](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1033131/slide-6.jpg)
то получится ТРИТОН - увеличенная кварта (Ув.4)
На примере построены ч.4 и ув.4 от всех белых клавиш
Перепиши себе в тетрадь:
играй, пой, слушай и запоминай!!!
Слайд 8ТРИТОН
Уменьшённая квинта
ум.5
В чистой квинте 3,5 тона. Если от неё отнять полтона, то
![ТРИТОН Уменьшённая квинта ум.5 В чистой квинте 3,5 тона. Если от неё](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1033131/slide-7.jpg)
получится ТРИТОН - уменьшённая квинта (Ум.5)
На примере построены ч.5 и ум.5 от всех белых клавиш
Перепиши себе в тетрадь:
Играй, пой, слушай и запоминай!!!
Слайд 9Увеличенные кварты в мажоре
Если строить чистые кварты в мажорной тональности (например в
![Увеличенные кварты в мажоре Если строить чистые кварты в мажорной тональности (например](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1033131/slide-8.jpg)
До мажоре) на всех ступенях, то мы обнаружим, что в натуральном мажоре на IVступени находится ТРИТОН – увеличенная кварта., а в гармоническом мажоре (мажор с пониженной ступенью) на VI (пониженной) находиться ТРИТОН – увеличенная кварта
Слайд 10Увеличенные кварты в миноре
Если строить чистые кварты в минорной тональности (например в
![Увеличенные кварты в миноре Если строить чистые кварты в минорной тональности (например](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1033131/slide-9.jpg)
ля миноре) на всех ступенях, то мы обнаружим, что в натуральном миноре на VI ступени находится ТРИТОН – увеличенная кварта, а в гармоническом миноре (повышенная VII ступень) на IV ступени находится ТРИТОН – увеличенная кварта
Слайд 11«Тритоны»
УВЕЛИЧЕННЫЕ КВАРТЫ
в тональности
И в Мажоре и в Миноре увеличенные кварты строятся
![«Тритоны» УВЕЛИЧЕННЫЕ КВАРТЫ в тональности И в Мажоре и в Миноре увеличенные](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1033131/slide-10.jpg)
вокруг ДОМИНАНТЫ (5 ступени)
В натуральном мажоре на IV, в гармоническом мажоре на VI (пониженной)
В гармоническом миноре на IV, в натуральном миноре на VI
Слайд 12Уменьшённые квинты в мажоре
Если строить чистые квинты в мажорной тональности (например, в
![Уменьшённые квинты в мажоре Если строить чистые квинты в мажорной тональности (например,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1033131/slide-11.jpg)
До мажоре), то мы обнаружим, что в натуральном мажоре на VII ступени находится ТРИТОН- уменьшённая квинта, а в гармоническом мажоре (понижена VI ступень) на II ступени находится ТРИТОН – уменьшённая квинта
Слайд 13Уменьшённые квинты в миноре
Если строить чистые квинты в минорной тональности (например в
![Уменьшённые квинты в миноре Если строить чистые квинты в минорной тональности (например](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1033131/slide-12.jpg)
ля миноре), то мы обнаружим, что в натуральном миноре на II ступени находится ТРИТОН- уменьшённая квинта, а в гармоническом миноре (повышена VII ступень) на VII (повышенной) ступени находится ТРИТОН- уменьшённая квинта.
Слайд 14«Тритоны»
уменьшённые квинты
в тональности
И в Мажоре и в Миноре уменьшённые квинты строятся вокруг
![«Тритоны» уменьшённые квинты в тональности И в Мажоре и в Миноре уменьшённые](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1033131/slide-13.jpg)
ТОНИКИ (I ступени)
В натуральном мажоре на VII, в гармоническом мажоре на II
В гармоническом миноре на VII(повышенной)
В натуральном миноре на II
Слайд 15Разрешение тритонов
Если построить любой из тритонов в тональности, то будет видно, что
![Разрешение тритонов Если построить любой из тритонов в тональности, то будет видно,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1033131/slide-14.jpg)
в состав этих интервалов входят только неустойчивые ступени, а они требуют разрешение.
Существует ПРАВИЛО- увеличенные интервалы при разрешении, увеличиваются, а уменьшённые уменьшаются.
Слайд 16Разрешение увеличенной кварты
При разрешении увеличенной кварты, звуки тритона расходятся.
Увеличенная кварта разрешается в
![Разрешение увеличенной кварты При разрешении увеличенной кварты, звуки тритона расходятся. Увеличенная кварта разрешается в сексту](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1033131/slide-15.jpg)
сексту
Слайд 17Разрешение уменьшённой квинты
При разрешении уменьшённой квинты, звуки тритона сходятся
Уменьшённая квинта разрешается в
![Разрешение уменьшённой квинты При разрешении уменьшённой квинты, звуки тритона сходятся Уменьшённая квинта разрешается в терцию](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1033131/slide-16.jpg)
терцию
Слайд 18Тритоны в музыке
Прослушайте следующие произведения:
П.И. Чайковский «Зимнее утро»
П.И. Чайковский «Баба Яга»
К.Сен-Санс «Куры
![Тритоны в музыке Прослушайте следующие произведения: П.И. Чайковский «Зимнее утро» П.И. Чайковский](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1033131/slide-17.jpg)
и петухи»