Буддизм в художественной культуре Древней Индии

Содержание

Слайд 2

Танцующий Шива

Танцующий Шива

Слайд 3

Буддизм (VI в. до н.э.)

Буддизм (VI в. до н.э.)

Слайд 4

Нирвана

психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствие желаний, абсолютной отрешенности от внешнего мира.

Нирвана психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствие желаний, абсолютной отрешенности от внешнего мира.

Слайд 5

Основная идея буддизма

Основная идея буддизма

Слайд 6

Буддизм

древняя мировая религия, которая учит, что жизнь – это зло и

Буддизм древняя мировая религия, которая учит, что жизнь – это зло и
источник страданий, чтобы победить зло, человек должен отказаться от окружающего его мира и встать на путь праведной жизни.

Слайд 7

Пять обязательных условий буддизма
Не лгать;
Не красть;
Не причинять вреда ближнему;
Воздерживаться от чувственных излишеств;
Воздерживаться

Пять обязательных условий буддизма Не лгать; Не красть; Не причинять вреда ближнему;
от алкоголя.

Слайд 8

Буддизм в художественной культуре Древней Индии

Особенности буддийских культовых сооружений
Особенности буддийской скульптуры
Особенности буддийской

Буддизм в художественной культуре Древней Индии Особенности буддийских культовых сооружений Особенности буддийской
храмовой живописи

Слайд 9

Особенности буддийских культовых сооружений

Особенности буддийских культовых сооружений

Слайд 10

Большая ступа в Санчи

Большая ступа в Санчи

Слайд 11

Особенности буддийских культовых сооружений

Формы буддийских культовых сооружений: буддийские скальные храмы, стамбхи (столбы)

Особенности буддийских культовых сооружений Формы буддийских культовых сооружений: буддийские скальные храмы, стамбхи
и ступы.
Ступы – классическая форма буддийского культового сооружения, хранящее священные реликвии, представляет собой монолитную кирпичную полусферу.
Ступа символизирует космос и божественное присутствие.

Слайд 12

Купол – хранитель пепла Будды, мировая гора.
Шпиль : три зонтика – небесные

Купол – хранитель пепла Будды, мировая гора. Шпиль : три зонтика –
сферы и три буддийские ценности: Будда, Учение и монашеская община.
Ограда из песчаника – очерчивает пространство ритуального обхода, воспроизводит движение звезд и солнца вокруг мировой горы.
Ворота – образуют крест, центр которого совпадает с центральной точкой вселенной, означает равномерное распространение учения Будды во все стороны. Ворота отмечают границу двух миров: сакрального и земного.

Особенности буддийских культовых сооружений

Слайд 13

Особенности буддийской скульптуры

Особенности буддийской скульптуры

Слайд 14

Рельеф западных ворот «Дерево мудрости»

Рельеф западных ворот «Дерево мудрости»

Слайд 15

Статуя Будды

Статуя Будды

Слайд 16

Будда

Будда

Слайд 17

Рельефы на столбах ступ изображают сюжеты из жизни Будды.
Рельеф западных ворот воспроизводит

Рельефы на столбах ступ изображают сюжеты из жизни Будды. Рельеф западных ворот
«дерево мудрости». К дереву движутся последователи религиозного учения Будды: небесные девы, парящие в воздухе с гирляндами и сосудами в руках, и духи деревьев, и бог богатства, любимое божество купцов, и сами купцы. Расположение фигур вокруг дерева с густой кроной придает всей композиции очертание круга, вызывая ассоциации с колесом Судьбы.

Особенности буддийской скульптуры

Слайд 18

Бык – символ рождения;
Цветок лотоса – медитация;
Колесо и олень – аллегория первой

Бык – символ рождения; Цветок лотоса – медитация; Колесо и олень –
проповеди;
Ступни – намек на реальное присутствие Будды и обозначают духовный след, оставленный Учителем на земле;
Ступа – вхождение в нирвану.
Статую Будды стоящего, идущего или сидящего в позе святого отшельника, достигшего просветления, помещали у основания ступы.

Особенности буддийской скульптуры

Слайд 19

Отличительные знаки Будды

Выпуклость на темени;
родимое пятно на лбу;
удлиненные мочки ушей.

Отличительные знаки Будды Выпуклость на темени; родимое пятно на лбу; удлиненные мочки ушей.

Слайд 20

Особенности буддийской храмовой живописи

Особенности буддийской храмовой живописи

Слайд 21

Фрески в пещерных храмах в Аджанте

Фрески в пещерных храмах в Аджанте

Слайд 23

Живопись служила главным украшением пещерных храмов. Примером являются пещерные храмы в Аджанте.

Живопись служила главным украшением пещерных храмов. Примером являются пещерные храмы в Аджанте.
На фресках изображено изобилие и богатство растительного и животного мира. Эти фрески служат также религиозной идее пещеры.
В росписях Аджанты преобладают бытовые, жанровые сцены.

Особенности буддийской храмовой живописи

Слайд 24

Живопись Аджанты считается энциклопедией индийской жизни, так как преобладание бытовых и жанровых

Живопись Аджанты считается энциклопедией индийской жизни, так как преобладание бытовых и жанровых
сцен может рассказать о жизни индийского народа в тот или иной период. Атмосферу живой жизни в росписях Аджанты создают позы, точно схваченный типаж, предельно выверенная линия рисунка.
Индийский идеал женской красоты: образы полные грации и изящества; широкие бедра, тонкая талия, тяжелая грудь, голова яйцевидной формы, длинные волосы, миндалевидные глаза и удлиненные брови.

Особенности буддийской храмовой живописи

Слайд 25

Домашнее задание

Составить терминологический словарь на тему: «Культура Древней Индии»
Термины: Брахма, брахман, буддизм,

Домашнее задание Составить терминологический словарь на тему: «Культура Древней Индии» Термины: Брахма,
Вишну, веды, дхарма, индуизм, карма, каста, нирвана, сансара, ступы, Шива