Слайд 2Необходимые методы исследования
Историко-сравнительный
Этнографический
Метод переживаний
Слайд 3Периодизация развития семьи
матриархальная семья;
патриархальная семья;
индивидуальная семья
Слайд 4М.М. Ковалевский опровергает промискуитет
Беспорядочные отношения полов предполагаются для периода стадного состояния
Эволюцию семьи
М.М.Ковалевский прослеживает с группового брака, но не промискуитета («Ввиду того, что каждый Кроки является мужем всякой женщины Кумите и наоборот, можно сказать, что у этих туземцев индивидуальный брак заменен групповым»)
Матриархат и экзогамия являются отличительными особенностями обществ в самые отдаленные эпохи их истории
Слайд 5Матриархальная семья
Счет родства по матери
Глава семьи: брат матери, главный добытчик пищи и
защитник (на примере малайской семьи)
Муж продолжает жить в семье своей матери
Наследование: сын устраняется от наследования в пользу племянников по женской линии
По Ковалевскому: «первоначально семья не представляла собой индивидуальной пары, как теперь; она состояла из целой группы людей, носящих одно и то же имя, происходящих от одной женщины, вступающих в брак с соблюдением правил экзогамии, сообща владеющих своими женами»
Слайд 6Переход от матриархата к патриархату
Установление путём самопроизвольного процесса всё более прочная связь
между супругами.
Изменение условий добычи пропитания ит.п.
Переход к семейному имуществу, а так же к частной собственности (вследствие применения личных сил индивида, т.е. разделения труда)
Возникновение власти супруга, играющего в дальнейшем роль покровителя по отношению к супруге (раньше эта роль принадлежала брату), (браминские своды).
Возникшая власть отца
Изменение религиозных обычаев (культ предков)
Слайд 7Патриархальная семья
Представляет собой общину, состоящую из людей, которые находятся в родстве друг
с другом, так как являются потомками одного отца (или посредством брака или усыновления), живут под одной кровлей и владеют своим имуществом сообща:
Рассмотрение в качестве религиозной ассоциации, состоящую из нескольких лиц, имеющих общий культ предков
как ассоциацию кооперативную, сообща распоряжающуюся своим имуществом.
Домочин и домочица южных славян
Муж может управлять приданым жены, но жена может так же свободно распоряжаться своим имуществом, отчуждать его, вступать в обязательства без согласия супруга.
«Жена была не рабой, а подругой своего мужа».
В период патриархальной семьи происходит плавный переход от полигамии к моногамии.
Слайд 8Эволюция отцовской власти
Придаток к власти мужа над женой
Участие в воспитании детей увеличивало
власть отца
В эпоху существования патриархальной семьи, по М.М. Ковалевскому, власть отца ограничивалась семейным советом.
Слайд 9Распад патриархальной семьи
Причина:
Полном подчинении отдельной личности общине и её представителю - отцу
и мужу
Уничтожение индивидуальной свободы
Семейную общину, как учреждение, подтачивает и разлагает инстинкт индивидуализма; это он побуждает взрослых членов семьи требовать свободного распоряжения тем, что они сами приобрели, и делаться зачинщиками насильственного раздела при жизни отца.
Слайд 10Индивидуальная семья
Данную форму семьи М. М. Ковалевский называет основой нашего общественного строя.
Состав:
муж, жена и малолетние дети.
« Характерным для индивидуальной семьи является то, что она представляет собой союз, заключённый по добровольному соглашению, что члены её тесно связаны между собой, что в ней соблюдаются взаимные права и обязанности, что отношения между мужем и женой стремятся к известной степени равенства, что вся семейная группа подчинена контролю государства и его судебной власти».
Право на наследование: жена в случае смерти мужа получала половину имущества.
Власть на детьми и у отца, и у матери.
Государство защищает интересы детей
Слайд 11Появление власти обоих родителей
Причины:
Эмансипацией жены
Сведение семейной власти к праву воспитывать детей
Замена ряда
прав родителей на обязанности
Слайд 12Итог эволюции семьи
Замена понятия неограниченной власти и абсолютного права понятием договора и
взаимных обязательств