Телесность человека. Соединение социального и экзистенциального

Содержание

Слайд 2

Отношение к телу

Результаты проведенного Фейнголдом и Маззелла (Feingold and Mazzella, 1998) метаанализа

Отношение к телу Результаты проведенного Фейнголдом и Маззелла (Feingold and Mazzella, 1998)
222 исследований указывают, что на протяжении всей жизни начиная с подросткового возраста женщины проявляют больше недовольства свои телом, чем мужчины. Несмотря на это, уровень распространения такой неудовлетворенности среди мужчин продолжает расти и по последним оценкам составляет сегодня от 50 до 75%. Типичным источником неудовлетворенности среди женщин были грудь, живот, а у мужчин – недостаточная мускулистость телосложения, для тех и других - излишний вес.
Рамси, Н., Харкорт, Д. Психология внешности / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2009. – 256 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

Слайд 3

Сегодня большинство исследователей представляет понятие телесного образа в качестве континуума, характеризующегося различными

Сегодня большинство исследователей представляет понятие телесного образа в качестве континуума, характеризующегося различными
уровнями нарушения в диапазоне от нулевого до крайнего. Более высокие уровни нарушений, как пpaвило, связаны с наличием других симптомов, таких как тревога, депрессия и ухудшение социального функционирования (Ramsey et al, 2004), а низкие уровни неудовлетворенности предполагают позитивную адаптацию и благополучие.
Большой интерес для исследователей в данной области представляет отсутствие связи между субъективными и объективными оценками внешности (только 6% собственного представления человека о своей внешности объясняется реальной привлекательностью в оценках других людей). Но собственная оценка привлекательности в значительной степени связана с глобальной самооценкой и предопределяет уверенность, самоуважение, самопринятие.

Слайд 4

В своей обзорной статье Смолак (Smolak, 2004) отметила, что в последнее время

В своей обзорной статье Смолак (Smolak, 2004) отметила, что в последнее время
наблюдается рост числа исследований детей младшего возраста и показателей распространения негативного восприятия телесного образа среди детей предподросткового возраста. В 1998 г. Смолак и ее коллеги сообщали о том, что почти 40% девочек в возрасте 9 и 10 лет недовольны своим телом. Существуют свидетельства того, что дети усваивают культурные предубеждения по отношению к людям с избыточным весом уже в возрасте 5 лет, а Смолак считает, что понимание этих стандартов появляется уже к 3 годам.

Гилберт и Томпсон (Gilbert and Thompson, 2002) считают, что неудовлетворенность телом может уходить корнями в ранние вызывающие стыд переживания, возникающие в возрасте 2 или 3 лет. По их мнению, начиная с этого времени критические замечания и оскорбления со стороны родителей и неприятие сверстниками способствуют развитию боязни негативных оценок со стороны других людей и формированию у ребенка убеждения, что окружающие считают его непривлекательным.

Слайд 5

Кто мы в нашем теле?

Кто мы в нашем теле?

Слайд 6

И сотвори Господь Бог Адаму и жене его ризы кожаны: и облече

И сотвори Господь Бог Адаму и жене его ризы кожаны: и облече
их
Быт. 3:21
Свт. Иоанн Златоуст (Беседы на книгу Бытия. Беседа 18.):
Смотри, как божественное Писание снисходит (к человеческим понятиям). Но я и теперь повторяю тоже, что неоднократно говорил: мы должны все понимать богоприлично, и под словом: «сотвори» должны понимать: повелел. Он повелел им облечься в кожаные ризы для непрестанного памятования о преслушании.

Слайд 7

Экзистенциальным (фр. existentialisme от лат. existentia — существование) называют все то, что

Экзистенциальным (фр. existentialisme от лат. existentia — существование) называют все то, что
есть в жизни каждого. Выделяют 4 экзистенциальные данности (согласно теории Ирвина Ялома):
Смерть
Свобода
Одиночество
Бессмысленность
Отстаивая свободу человека, экзистенциалисты связывают ее с полной ответственностью человека как личности за свою экзистенцию (Никто не умрет вместо меня, — говорил Ж. -П. Сартр)

Слайд 8

Тело - сумма знаков: культура записывает на теле символы и коды, знание

Тело - сумма знаков: культура записывает на теле символы и коды, знание
о которых позволяет сформировать некоторые социальные пространства для взаимодействия определенных общественных групп. Социум формирует эти знаки: создает каналы и социальные лифты для их смены. Благодаря «означенности» тело человека всегда социально и, по выражению Н. Н. Козловой, находится в «социальном пространстве».
В тело закладываются все нормы регулирования и вхождения в социальное пространство. Социальные формы предоставляют человеку возможность изменять телесные формы и раскрывать их как человеческие. Телесность раскрывается через сумму сформированных социальных знаков: тело становится ограничителем человеческой свободы (которая может выражаться как произвол).
Морозова О.О. «Телесность человека - соединение социального и экзистенциального» Тамбов: грамота, 2016. № 6(68): в 2-х ч. Ч. 1. C. 131-135. Issn 1997-292x.

Слайд 9

В чём Ваша Свобода и НЕсвобода?

В чём Ваша Свобода и НЕсвобода?

Слайд 10

В своей работе «Человек и мир» (1973) С. Л. Рубинштейн указывает на

В своей работе «Человек и мир» (1973) С. Л. Рубинштейн указывает на
то, что субъективное отношение к миру возникает из объективного отношения человеческого бытия к бытию в целом.

Слайд 11

Биологическое тело человека устанавливает границы социально возможному. Биологические факторы ограничивают набор открытых

Биологическое тело человека устанавливает границы социально возможному. Биологические факторы ограничивают набор открытых
индивиду социальных возможностей. В то же время социальный мир, предшествующий каждому индивиду, налагает ограничения на то, что биологически оказывается возможным для человеческого тела (например, в зависимости от социального места индивида меняется ожидаемая длительность жизни) .

Слайд 12

Телесность - это продукт культурного развития и ориентир человека, встраиваемый личное в

Телесность - это продукт культурного развития и ориентир человека, встраиваемый личное в
общественное и способствующий осмыслению существования в бытии. Телесность выступает в качестве связующего звена между субъективным и объективным, природным и социальным, соматическим и психическим, способствуя обмену веществом, энергией и информацией.
Ефимова Л.В. «Успех и аномия телесного»
DOI: 10.12731/2218-7405-2015-9-18 УДК 133.6:159.96
Имя файла: Телесность-человека.-Соединение-социального-и-экзистенциального.pptx
Количество просмотров: 37
Количество скачиваний: 0