Lektsia_1_IZO

Содержание

Слайд 53

Методика преподавания изобразительного искусства как предмет изучения

Методика преподавания изобразительного искусства как предмет изучения

Слайд 54

Методика основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики и искусствознания.

Методика обучения -

Методика основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики и искусствознания. Методика обучения
система единой деятельности преподавателя и учеников по усвоению определенной части программы.

Методика преподавания - как науки обобщает практический опыт работы, предлагает такие методы обучения, которые уже оправдали себя и дают наилучшие результаты.

Слайд 55

Методика - это специальный отдел педагогики, который изучает правила и законы построения учебно-воспитательного

Методика - это специальный отдел педагогики, который изучает правила и законы построения
процесса, т.е. методы и приемы, дидактических принципов, средств и форм обучения и воспитания
Методика может быть:
- общей, рассматривающей способы и приемы обучения, присущие всем предметам;
- частной, имеющей в виду способы обучения, применимые к какому-нибудь одному учебному предмету.

Слайд 56

Методика обучения включает :

Метод обучения 
Прием обучения 
Цели обучения: 
- Образовательные цели
- Развивающие

Методика обучения включает : Метод обучения Прием обучения Цели обучения: - Образовательные
цели
- Воспитывающие цели
- Практическая цель
Принципы обучения 
Содержание обучения 
Средства обучения 
Формы обучения 

Слайд 57

Метод обучения - способ работы педагога с учениками, при помощи которого достигается лучшее

Метод обучения - способ работы педагога с учениками, при помощи которого достигается
усвоение учебного материала. Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижение к истине, к ожидаемому результату.
Выбор методов обучения зависит от учебных целей, а также от возраста учащихся.
Прием обучения – это отдельный момент, из нескольких приемов складывается метод обучения. Из совокупности приемов и методов обучения, объединенных общим направлением, складывается система обучения.

Слайд 58

Цели обучения - заранее планируемый результат педагогической деятельности, достигаемый с помощью различных приемов,

Цели обучения - заранее планируемый результат педагогической деятельности, достигаемый с помощью различных
методов и средств обучения.
Образовательные цели - формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ;
Развивающие цели - развитие способностей (логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать, умения составлять план и пользоваться им, и т. д.)
Воспитывающие цели - воспитание чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости, отрицательного отношения к вредным привычкам, ценности физического здоровья и т.д.
Практическая цель обучения связана с его направленностью, с тем, какой навык формируется в результате процесса обучения

Слайд 59

Принцип сознательности и активности - осознанное, осмысленное, целенаправленное обучение (с точки зрения

Принцип сознательности и активности - осознанное, осмысленное, целенаправленное обучение (с точки зрения
обучаемого)
Принцип наглядности – использование педагогом зрительного канала восприятия, который позволяет в короткие сроки преподнести максимум нового материала и значительно повышает эффективность усвоения новой информации и способствует интенсивности обучения
Принцип систематичности и последовательности придает системный характер процессу обучения
Принцип прочности. Целью этого принципа является прочное и долговременное усвоение полученных знаний
Принцип доступности подразумевает разработку содержания процесса обучения с учетом возможностей обучаемых
Принцип научности заключается в тщательном подборе информации, составляющей содержание обучения. Ученикам должны предлагаться для усвоения только прочно устоявшиеся, научно обоснованные знания
Принцип связи теории с практикой, т.к. практика – основной материал для познания.

Принципы обучения - дидактические принципы:

Слайд 60

Содержание обучения - знания в тесной связи с умениями, навыками, опытом творческой деятельности

Содержание обучения - знания в тесной связи с умениями, навыками, опытом творческой
и эмоционально-ценностным отношением к миру.
Его характер и объем определяется социальным заказом образовательной системы.
Каждая эпоха формирует это содержание в соответствии с характерной для нее культурой, философией и педагогической теорией.

Средства обучения - совокупность материальных, технических, информационных и организационных ресурсов, используемых для обеспечения многообразных методов обучения.

Слайд 61

Формы обучения - это способ взаимодействия участников обучения, способ его существования. Обычно выделяются

Формы обучения - это способ взаимодействия участников обучения, способ его существования. Обычно
три группы форм обучения:
• фронтальные (коллективные);
• групповые;
• индивидуальные.

Слайд 62

Содержание занятий по изобразительному искусству в средней школе

Рисование с натуры
Декоративное рисование
Рисование на

Содержание занятий по изобразительному искусству в средней школе Рисование с натуры Декоративное
темы
Беседы об искусстве

Изокружок
Экскурсии
Беседы
Лекции
Доклады
Кинофильмы
Домашнее рисование учащихся
Школьные вечера-концерты

Внеклассная и внешкольная работа в средней школе

Слайд 63

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
АНАЛИЗ ПРОГРАММ

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. АНАЛИЗ ПРОГРАММ

Слайд 64

Анализ программ

Каждая действующая программа показывает, с помощью каких задач можно достигнуть вышеназванной

Анализ программ Каждая действующая программа показывает, с помощью каких задач можно достигнуть
главной цели обучения изобразительному искусству, воспитания эстетического отношении к жизни. Следует отметить, что, несмотря на общности поставленных целей образовательной системы «Искусство» разные авторы не имеют единого мнения в концептуальных обоснованиях своих программ. Поэтому выбор единственной необходимой в данных конкретных условиях программы среди существующих направлений преподавания изобразительного искусства в школе является существенной проблемой для учителя начальной школы.

Слайд 65

традиционная программа

Это направление было основано во время становления Российской Академии художеств (начало

традиционная программа Это направление было основано во время становления Российской Академии художеств
XVIII в), когда методы и принципы подготовки профессиональных художников в крайне упрощенном виде были «спущены» в общеобразовательные школы на уроки рисования. То, что было профессионально необходимым и значимым для подготовки художников-профессионалов, искусственно переносилось на общее образование. Современные авторы этой концепции — В. С. Кузин, Н. Н. Ростовцев.

1-я концепция

Слайд 66

Основные задачи программы по изобразительному искусству:

овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического

Основные задачи программы по изобразительному искусству: овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического
рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству

Слайд 67

Основные виды занятий:

рисование с натуры (рисунок, живопись);
рисование на темы и

Основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись); рисование на темы и
иллюстрирование (композиция);
декоративная работа;
лепка;
аппликация с элементами дизайна;
беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

Слайд 68

Целостной подход к обучению и воспитанию, опирающаяся на категорию «художественный образ»

2-я концепция

Целостной подход к обучению и воспитанию, опирающаяся на категорию «художественный образ» 2-я

разработана в конце 60-х — начале 70-х гг. заведующим лабораторией НИИ художественного воспитания профессором Б. П. Юсовым. Ее основная идея — «понимание, переживание и посильное создание художественного образа учащимися». Принципиально отличаясь от предыдущих, эта концепция рассматривает художественный образ как главный метод и как результат процесса восприятия и создания произведения искусства.

Слайд 69

Основные виды занятий:

Рисование с натуры, по памяти;
Рисование по представлению на основе

Основные виды занятий: Рисование с натуры, по памяти; Рисование по представлению на
фантазии и воображения;
Лепка;
беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Слайд 70

Приобщение к мировой художественной культуре

3-я концепция

Основоположником этой концепции является народный художник

Приобщение к мировой художественной культуре 3-я концепция Основоположником этой концепции является народный
РСФСР Б. М. Неменский. Ее главная идея — формирование художественной культуры как части духовной культуры. Она вобрала в себя богатый теоретический и практический опыт предыдущих концепций, в том числе и теорий художественного воспитания, разработанных в 20—30-е гг. (теоретическое наследие Л. П. Блонского, А. В. Бакушинского, С. Шацкого, П. И. Выготского и др).

Художественный образ здесь является средством формирования художественной культуры учащихся, а личность ребенка выдвигается на первый план.

Слайд 71

Основные задачи программы по изобразительному искусству:

формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное

Основные задачи программы по изобразительному искусству: формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на
и безобразное в жизни и в искусстве;
формирование художественно-творческой активности;
овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Слайд 72

Содержание предмета

определяется общими темами для определённого года обучения

I класс. Искусство видеть. Ты

Содержание предмета определяется общими темами для определённого года обучения I класс. Искусство
и мир вокруг тебя.
II класс. Ты и искусство.
III класс. Искусство вокруг нас.
IV класс. Каждый народ — художник и т. д.

Общение с искусством через постижение специфики его языка происходит в различных видах художественной деятельности — изобразительной, декоративной, конструктивной

Слайд 73

Приобщение к народному искусству как к художественному творчеству особого типа.

4-я концепция

Приобщение к народному искусству как к художественному творчеству особого типа. 4-я концепция

Основоположником этой концепции является доктор пед. наук, профессор Т. Я. Шпикалова. Народное искусство изучается здесь во взаимодействии всех типов художественного творчества в системе национальной и мировой культуры. Художественный образ в данной концепции рассматривается комплексно в связи с природой, бытом, трудом, историей, художественными национальными традициями народа. Эта концепция позволяет осуществлять региональный подход в преподавании изобразительного искусства в школе.

Слайд 74

Основные задачи программы:

формирование мировоззрения и нравственной позиции через развитие исторической памяти, которая

Основные задачи программы: формирование мировоззрения и нравственной позиции через развитие исторической памяти,
позволит школьнику ощущать свою принадлежность к многовековому человеческому опыту, опыту своих предков;
создание художественного образа вещи через овладение необходимыми навыками, изучение вещей-типов разных школ народного мастерства и развитие творчески активной личности.

Слайд 75

Содержание предмета

Выделены следующие разделы:
основы художественного изображения;
орнамент в искусстве

Содержание предмета Выделены следующие разделы: основы художественного изображения; орнамент в искусстве народов
народов мира: построение и виды;
народный орнамент России: творческое изучение в процессе изображения;
художественный труд на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством (основы художественного ремесла).