- Главная
- Педагогика
- Место театрализованной игры в образовательном процессе
Содержание
- 2. «Сказка для ребёнка такое же серьёзное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того,
- 3. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего
- 4. Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.B. Артемова,
- 5. Общим для всех театрализованных игр является наличие зрителей. Кроме того, они представляют собой "рубежный" вид деятельности,
- 6. Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа: • художественное восприятие литературных и фольклорных
- 7. Значит, театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах. Во-первых, в создании драматического
- 8. Из-за этих особенностей театрализованной деятельности по отношению к ней чаще используется термин "театрально-игровая деятельность", что также
- 9. Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста. Основные направления развития театрализованной игры состоят
- 10. Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной
- 11. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного
- 12. Цели, задачи и содержание работы с детьми среднего дошкольного возраста. Основные направления развития театрализованной игры состоят
- 13. Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций,
- 14. Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. В возрасте 4 - 5
- 15. Цели, задачи и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста. Основные направления развития театрализованной игры состоят
- 16. Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с
- 17. Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе
- 18. Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется
- 19. Реализация названных задач и содержания работы с детьми всех возрастных групп требует учета основных принципов организации
- 20. Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации ребенка
- 21. Практическая часть
- 22. ТЕАТР Б А Л Е Т О П Е Р А К Л О У Н
- 23. Вопросы для викторины: 1. ИЗ КАКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЭТИ СТРОКИ: «У АВОСКИ ПОД ПОДУШКОЙ ЛЕЖИТ СЛАДКАЯ ВАТРУШКА».
- 24. 4. КТО НАПИСАЛ ЭТИ СТРОКИ: «ПО УЛИЦАМ ХОДИЛА БОЛЬШАЯ КРОКОДИЛА…» • Э. УСПЕНСКИЙ; • Г.-Х. АНДЕРСЕН;
- 25. 7. САМЫМ МЛАДШИМ СРЕДИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ БЫЛ? • МАЛЫШ ; • БУРАТИНО; • КРАСНАЯ ШАПОЧКА; •
- 27. Скачать презентацию
Слайд 2 «Сказка для ребёнка такое же серьёзное и настоящее дело, как игра:
«Сказка для ребёнка такое же серьёзное и настоящее дело, как игра:
![«Сказка для ребёнка такое же серьёзное и настоящее дело, как игра: она](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098310/slide-1.jpg)
Джанни Родари.
Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьсв, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.).
Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.
Слайд 3В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев,
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев,
![В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098310/slide-2.jpg)
Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи).
Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Слайд 4Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и
Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и
![Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098310/slide-3.jpg)
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами". "Озвучивая" героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.
Слайд 5Общим для всех театрализованных игр является наличие зрителей. Кроме того, они представляют
Общим для всех театрализованных игр является наличие зрителей. Кроме того, они представляют
![Общим для всех театрализованных игр является наличие зрителей. Кроме того, они представляют](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098310/slide-4.jpg)
Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности.
Слайд 6Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:
• художественное восприятие
Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:
• художественное восприятие
![Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа: • художественное](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098310/slide-5.jpg)
Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).
Слайд 7Значит, театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах.
Во-первых,
Значит, театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах.
Во-первых,
![Значит, театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098310/slide-6.jpg)
Во-вторых, в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.
В-третьих, в оформлении спектакля - в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.
Слайд 8Из-за этих особенностей театрализованной деятельности по отношению к ней чаще используется термин
Из-за этих особенностей театрализованной деятельности по отношению к ней чаще используется термин
![Из-за этих особенностей театрализованной деятельности по отношению к ней чаще используется термин](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098310/slide-7.jpg)
Таковы исходные теоретические положения. Раскроем теперь специфику целей, задач и содержания работы воспитателя с детьми разных возрастных групп.
Слайд 9Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста.
Основные направления развития
Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста.
Основные направления развития
![Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста. Основные направления](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098310/slide-8.jpg)
Прежде всего необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий, вечеров развлечений он включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию.
Задачи и содержание работы.
Слайд 10Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения
Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения
![Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098310/slide-9.jpg)
Ступени работы следующие.
Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами").
Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса").
Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок").
Слайд 11У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного
У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного
![У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098310/slide-10.jpg)
Слайд 12Цели, задачи и содержание работы с детьми среднего дошкольного возраста.
Основные направления развития
Цели, задачи и содержание работы с детьми среднего дошкольного возраста.
Основные направления развития
![Цели, задачи и содержание работы с детьми среднего дошкольного возраста. Основные направления](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098310/slide-11.jpg)
Задачи и содержание работы.
В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4 - 5 лет должна состоять в поддержании их интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.
Слайд 13Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды
Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды
![Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098310/slide-12.jpg)
Помимо названных выше игр, в работе с детьми используются:
многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух - трехчастных сказок о животных и волшебных сказок ("Зимовье зверей", "Лиса и волк", "Гуси-лебеди", "Красная Шапочка")
игры-драматизации по текстам рассказов на темы "Дети и их игры", "Ребята и зверята", "Труд взрослых"
постановка спектакля по произведению.
Слайд 14Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. В
Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. В
![Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. В](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098310/slide-13.jpg)
Слайд 15Цели, задачи и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Основные направления развития
Цели, задачи и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Основные направления развития
![Цели, задачи и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста. Основные направления](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098310/slide-14.jpg)
Задачи и содержание работы.
Формирование положительного отношения детей к театрализованным играм. Это подразумевает углубление их интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, наличие интереса к театральной культуре, осознание причин положительного или индифферентного отношения к игре, связанного с наличием или отсутствием интереса и способности к самовыражению в театрализованной деятельности.
Слайд 16Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной
Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной
![Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098310/slide-15.jpg)
Слайд 17Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый
Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый
![Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098310/slide-16.jpg)
В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театралъно-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Углубление опыта игры-драматизации заключается в том, что дети становятся более активными и самостоятельными в выборе содержания игр, относятся к выбору творчески. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе "коллажа" из нескольких литературных произведений. Например, "Путешествие по сказкам А.С. Пушкина", "Новые приключения героев сказок Ш. Перро" и пр.
Слайд 18Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в
Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в
![Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098310/slide-17.jpg)
Слайд 19Реализация названных задач и содержания работы с детьми всех возрастных групп требует
Реализация названных задач и содержания работы с детьми всех возрастных групп требует
![Реализация названных задач и содержания работы с детьми всех возрастных групп требует](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098310/slide-18.jpg)
Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.
Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.
Согласно принципу импровизациональности театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.
Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованно-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс.
Слайд 20Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что театрализованная игра станет средством
Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что театрализованная игра станет средством
![Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что театрализованная игра станет средством](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098310/slide-19.jpg)
Слайд 21Практическая часть
Практическая часть
![Практическая часть](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098310/slide-20.jpg)
Слайд 22ТЕАТР
Б А Л Е Т
О П Е Р А
К Л О
ТЕАТР
Б А Л Е Т
О П Е Р А
К Л О
![ТЕАТР Б А Л Е Т О П Е Р А К](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098310/slide-21.jpg)
О П Е Р Е Т Т А
Д Р А М А
Театральные жанры
1. Театральное представление, состоящее из танцев и мимических движений, сопровождаемых музыкой.
2. Музыкально-драматическое произведение, исполняемое в театре, все действующие лица только поют в сопровождении оркестра.
3. Цирковое представление с участием клоунов.
4. Спектакль, в котором пение чередуется с разговором и танцами.
5. Литературное произведение, предназначенное для исполнения актерами на сцене (с содержанием, основанным на переживаниях героев).
Слово по вертикали обозначает место для зрелищ, спектаклей.
Кроссворд
Слайд 23Вопросы для викторины:
1. ИЗ КАКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЭТИ СТРОКИ:
«У АВОСКИ ПОД
Вопросы для викторины:
1. ИЗ КАКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЭТИ СТРОКИ:
«У АВОСКИ ПОД
![Вопросы для викторины: 1. ИЗ КАКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЭТИ СТРОКИ: «У АВОСКИ ПОД](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098310/slide-22.jpg)
ЛЕЖИТ СЛАДКАЯ ВАТРУШКА».
• «ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО»;
• «НЕЗНАЙКА И ЕГО ДРУЗЬЯ»;
• «ВИННИ-ПУХ И ЕГО ДРУЗЬЯ»;
• «МАЛЫШ И КАРЛСОН».
2. КАКУЮ ИЗ ЭТИХ СКАЗОК НАПИСАЛ ШАРЛЬ ПЕРРО?
• «ДЮЙМОВОЧКА»;
• «БАБУШКА - МЕТЕЛИЦА»;
• «ОСЛИНАЯ ШКУРА»;
• «БРЕМЕНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ».
3. КТО ИЗ ЭТИХ ПИСАТЕЛЕЙ НАПИСАЛ СКАЗКУ «ТРИ ТОЛСТЯКА»?
• А. ТОЛСТОЙ;
• Ю. ОЛЕША;
• Л. ЧАРСКАЯ;
• В. ГОЛЯВКИН.
«НЕЗНАЙКА И ЕГО ДРУЗЬЯ»
«ОСЛИНАЯ ШКУРА»
Ю. ОЛЕША
Слайд 24 4. КТО НАПИСАЛ ЭТИ СТРОКИ:
«ПО УЛИЦАМ ХОДИЛА
БОЛЬШАЯ
4. КТО НАПИСАЛ ЭТИ СТРОКИ:
«ПО УЛИЦАМ ХОДИЛА
БОЛЬШАЯ
![4. КТО НАПИСАЛ ЭТИ СТРОКИ: «ПО УЛИЦАМ ХОДИЛА БОЛЬШАЯ КРОКОДИЛА…» • Э.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098310/slide-23.jpg)
• Э. УСПЕНСКИЙ;
• Г.-Х. АНДЕРСЕН;
• И. ТОКМАКОВА;
• В. ДРАГУНСКИЙ.
5. ВСПОМНИТЕ НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, КОТОРОЕ НАЧИНАЕТСЯ С ФРАЗЫ:
«ЗА ГОРАМИ, ЗА ЛЕСАМИ,
ЗА ШИРОКИМИ МОРЯМИ,
НЕ НА НЕБЕ, НА ЗЕМЛЕ,
ЖИЛ СТАРИК В ОДНОМ СЕЛЕ…»
• «КОНЁК - ГОРБУНОК»;
• «СКАЗКА О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ…»;
• «БЕЛОСНЕЖКА И СЕМЬ ГНОМОВ»;
• «СИВКА - БУРКА».
6. САМЫМ МАЛЕНЬКИМ ПО РОСТУ СРЕДИ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ ЯВЛЯЕТСЯ?
• НЕЗНАЙКА;
• ДЮЙМОВОЧКА;
• КОЛОБОК;
• МАЛЬЧИК – С - ПАЛЬЧИК.
Э. УСПЕНСКИЙ
«КОНЁК - ГОРБУНОК
ДЮЙМОВОЧКА
Слайд 257. САМЫМ МЛАДШИМ СРЕДИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ БЫЛ?
• МАЛЫШ ;
•
7. САМЫМ МЛАДШИМ СРЕДИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ БЫЛ?
• МАЛЫШ ;
•
![7. САМЫМ МЛАДШИМ СРЕДИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ БЫЛ? • МАЛЫШ ; • БУРАТИНО;](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1098310/slide-24.jpg)
• КРАСНАЯ ШАПОЧКА;
• МАЛЕНЬКИЙ МУК.
8. ЛИСИЧКА – СЕСТРИЧКА, ПЕТУШОК – ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК, ЗАЙЧИК – ПОПРЫГАЙЧИК, А КОТ:
• ЖИВОГЛОТ;
• ВОРЧУН;
• ПАТРИКЕЙ;
• БАЮН.
9.КЕМ ДОВОДЯТСЯ ДРУГ ДРУГУ СКАЗОЧНЫЕ ГЕРОИ А.С. ПУШКИНА ГВИДОН И ДАДОН?
ОТЦОМ И СЫНОМ;
ДЕДОМ И ВНУКОМ;
БРАТЬЯМИ;
НИКЕМ.
БУРАТИНО
БАЮН
НИКЕМ