Современные концепции детства

Содержание

Слайд 2

Детство как самостоятельное понятие образовалось только к началу XVIII века. Предшествующий ему

Детство как самостоятельное понятие образовалось только к началу XVIII века. Предшествующий ему
XVII век понимал детство как период незрелости, своеобразное отклонение от нормы, под которой понималась взрослость. Ребенок, начавший ходить в школу и приступивший к обучению, тут же становился взрослым и им закономерно считался. В истории существовало шесть типов отношения взрослых к детству: ♦♦ первобытный инфантицид (детоубийство); ♦♦ бросание взрослыми детей; ♦♦ восприятие детей как материала, пригодного для любых взрослых преобразований детской природы; ♦♦ преувеличение роли правильно организованного воспитания в эпоху Просвещения; ♦♦ социализация ребенка из «верхов» и «низов» общества XIX века; ♦♦ помощь и поддержка детства при сохранении индивидуальности ребенка во второй половине — конце XX века.

Слайд 3

Какие современные концепции будут рассмотрены: Даниил Борисович Эльконин Давид Иосифович Фельдштейн Шалва

Какие современные концепции будут рассмотрены: Даниил Борисович Эльконин Давид Иосифович Фельдштейн Шалва
Александрович Амонашвили Владимир Тевиевич Кудрявцев Александр Борисович Орлов Виктор Иванович Слободчиков Евгений Иванович Исаев Василий Васильевич Зеньковский Раиса Михайловна Чумичева

Слайд 4

Концепция Д. Б. Эльконина. Обобщив идеи Л. С. Выготского о развитии

Концепция Д. Б. Эльконина. Обобщив идеи Л. С. Выготского о развитии человека,
человека, ученый рассматривает природу детства в контексте конкретно-исторических условий, которые определяют развитие,закономерности, своеобразие и характер изменений детства человека. Рассматривая детство как социально-психологическое явление в жизнедеятельности человека, ученый определяет его как необходимое условие для приобретения личностью человеческих способов удовлетворения органических, социальных, духовных потребностей. Огромная потенциальная сила детства заключается в овладении ребенком человеческой культурой. Овладеть духовными и практическими способами человеческих отношений к миру ребенок может только с помощью взрослых и во взаимосвязи с ними. Таким образом, ценность феномена детства, по мнению Д. Б. Эльконина, заключается в присвоении богатств родовой культуры, посредством которого осуществляется развитие человека.

Слайд 5

Концепция Д. И. Фельдштейна. В его исследованиях детство рассматривается как особое

Концепция Д. И. Фельдштейна. В его исследованиях детство рассматривается как особое явление
явление социального мира, которое автор определяет функционально, содержательно и сущностно. Функционально детство — это объективно необходимое состояние в динамической системе общества, состояние процесса вызревания подрастающего поколения к воспроизводству будущего общества. Содержательно детство — это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослым сообществом и другими детьми. Сущностно детство представляет собой особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями ребенка, в значительной степени проявляют свое действие, «подчиняясь» во все большей степени регулирующему и определяющему действию социального.

Слайд 6

Концепция Ш. А. Амонашвили. Автор определяет детство как безграничность и неповторимость,

Концепция Ш. А. Амонашвили. Автор определяет детство как безграничность и неповторимость, как
как особую миссию для себя и для людей. «Ребенок со своей миссией — это значит, что каждый ребенок есть неповторимость и наделен от Природы особым, тоже неповторимым, сочетанием возможностей, способностей. Есть и общие для всех возможности и способности, но есть и своя изюминка у каждого. Что это за изюминка? Я ее рассматриваю как зернышко, в котором хранится суть миссии, и если помочь ему развиться, вырасти, создать условия доброжелательности, то ребенок, став взрослым, принесет окружающим его людям в чем-то какое-то, хоть малюсенькое, облегчение, какую-нибудь радость, станет для кого-то соратником, помощником, надеждой. Таких будет большинство. Но будут и такие, которые сотворят, скажем так, “чудо” для всего человечества, и человечество долго будет благодарно им».

Слайд 7

Концепция В. Т. Кудрявцева  Уникальность человеческого детства заключается в особом его месте

Концепция В. Т. Кудрявцева Уникальность человеческого детства заключается в особом его месте
в социокультурной системе. Именно детство, по мнению ученого, определяет бытие культурного целого и судьбу отдельного индивида. Следуя утверждению В. И. Вернадского, называвшего детство «планетным явлением», исследователь рассматривает детство как «макрокосмологию», а не «развивающую производную» от «развивающегося социума». Ценность детства, по мнению В. Т. Кудрявцева, заключается в развивающей взаимодетерминации культуры и детства как сферы самой культуры. Отсюда можно вывести две ведущие взаимодополняющие задачи, которые решает ребенок, — культуроосвоение и культуросозидание. Эти же задачи решает и взрослый, поддерживающий и обогащающий уникальный опыт взаимодействия ребенка с культурой. Результатом их решения для детей и для педагога будет субкультура детства.

Слайд 8

Концепция новой психологии детства А. Б. Орлова  Мир детства наряду с миром

Концепция новой психологии детства А. Б. Орлова Мир детства наряду с миром
взрослости — совершенно равноправные части, аспекты мира человека. Еще Я. Корчак писал: «Играю ли я или говорю с ребенком — переплелись две одинаково зрелые минуты моей и его жизни…» Мир детства, по мнению А. Б. Орлова, обладает своим собственным содержанием, представляющим несомненную ценность для мира взрослости: концентрированной, интегрированной, гармонизированной субъектностью (сущностью), то есть духовностью и нравственностью. Мир детства, заключает автор, это разомкнутый в человечество и вечно обновляющийся мир природы.

Слайд 9

Концепция развития субъективности человека В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева  Позволяет определить

Концепция развития субъективности человека В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева Позволяет
самоценность детства, заключающуюся: —в становлении человеческого тела в единстве его сенсорных, двигательных, коммуникативных функциональных органов; —развитии субъектных средств регуляции поведения: эмоций, воли и способностей; —оформлении личностного способа бытия, свободного и ответственного отношения к себе и другим людям. Ряд авторов, разделяя данный подход (Н. Н. Авдеева, М. В. Корепанова, Е. О. Смирнова, Р. М. Чумичева), рассматривают самоценность детства в контексте оформления ребенком образа «Я». Исходя из этого, детство определяется как период со-творения ребенком своего «Я», смысл которого заключается в становлении личной, самостоятельной, самобытной и разноцветной системы связей, отношений прежде всего ребенка со своим внутренним миром. Он ищет свой образ «Я» в этом мире, делает «допуск» ко всему, что его окружает, самостоятельно ищет способ строить отношения с миром и предъявляет себя в нем.

Слайд 10

Концепция В. В. Зеньковского. Очень современно и привлекательно сегодня выглядит опубликованная

Концепция В. В. Зеньковского. Очень современно и привлекательно сегодня выглядит опубликованная в
в 1924 году концепция детства, принадлежащая отечественному философу, богослову, психологу и педагогу В. В. Зеньковскому. «Основная наша ошибка в отношении детей, — пишет В. В. Зеньковский, — заключается в том, что мы считаем детскую душу решительно и во всем схожей с нашей, исходим из мысли, что в детской душе имеют место те же психические движения, что и у нас, — только еще неразвитые, слабые. Детская душа с этой точки зрения — это душа взрослых в миниатюре, это ранняя стадия в ее развитии» Такой подход ученый определяет как биологический в понимании детства, не позволяющий раскрыть его своеобразие и задачи. Разделяя взгляды К. Гроса, В. В. Зеньковский утверждает, что «…мы не потому играем, что мы дети, но для того и дано нам детство, чтобы мы играли. Функция детства согласно этой формуле заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но в то же время не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства, не уводя от реальности, они ослабевают прямое с ней взаимодействие путем введения в игру работы фантазии». 

Слайд 11

  Детская субкультура Содержанием детской субкультуры по мнению В. В. Абраменковой становятся

Детская субкультура Содержанием детской субкультуры по мнению В. В. Абраменковой становятся :
: игры, фольклор, детский правовой кодекс, юмор, магия и мифотворчество, религиозные представления, философствование, словотворчество, эстетические представления детей. По Р. М. Чумичевой – детство – это целый мир, в котором наиболее остро, ярко и « по - справедливому », « по - правильному » функционируют нормы, правила, законы, ценности, которые дети демонстрируют взрослым посредством знаков, символов, слов, эмоционально - речевых восклицаний, воспоминаний и переживаний прошлого и настоящего, размышлений, надежд и чувств. 

Слайд 12

Анализ авторских концепций детства позволяет: ♦♦ определиться в понимании феномена детства и его

Анализ авторских концепций детства позволяет: ♦♦ определиться в понимании феномена детства и
самоценности, то есть ответить на вопрос: ради чего каждому человеку дается детство?; ♦♦ выбрать наиболее привлекательную интерпретацию детства и в соответствии с ней оформить смысл и стиль предстоящей или реальной профессионально-педагогической деятельности, то есть ответить на вопросы: зачем я педагог и для чего я в жизни ребенка? что для меня и моих воспитанников станет удовлетворительным результатом профессиональной деятельности и каким образом этого достичь?