Современные принципы, методы, приемы и средства музыкального развития ребенка-дошкольника

Содержание

Слайд 2

Музыкальное развитие ребенка – это процесс его духовного становления и совершенствования, результатом

Музыкальное развитие ребенка – это процесс его духовного становления и совершенствования, результатом
которого становятся те новообразвания в духовном мире ребенка, которые формируются и развиваются благодаря преломлению в его мыслях и чувствах нравственно-эстетического содержания музыки, а именно творческое воображение; постигающее мышление; элементы рефлексии (познание через музыку собственного «Я» и окружающего мира) и др.; коммуникативные качества, ориентация на позицию другого человека и др.

Слайд 3

Принципы общей дидактики в музыкальном образовании

Принцип преемственности
Принцип доступности
Принцип сознательности
Принцип наглядности

Принципы общей дидактики в музыкальном образовании Принцип преемственности Принцип доступности Принцип сознательности Принцип наглядности

Слайд 4

Принципы музыкального образования дошкольников:

Принцип целостность
Принцип образности
Принцип интонационности
Принцип ассоциативности
Принцип художественно-педагогической драматургии
Принцип сходства и

Принципы музыкального образования дошкольников: Принцип целостность Принцип образности Принцип интонационности Принцип ассоциативности
различия

Слайд 5

Методы раскрытия духовной сущности музыкального исскуства

Метод наблюдения за музыкой (Б. В. Асафьев)
Метод

Методы раскрытия духовной сущности музыкального исскуства Метод наблюдения за музыкой (Б. В.
размышления о музыке (Д. Б. Кабалевский)
Метод эмоциональной драматургии (Э. Б. Абдуллин)
Метод создания художественного контекста (Л.В. Горюнова)
Метод осознания личностного смысла Музыкального произведения (А. А. Пиличяускас)

Слайд 6

Общедидактические методы

По источнику передачи и получения знаний:
Наглядные: наглядно-слуховой, наглядно-зрительный
Словесный: беседа, рассказ, объяснение
Художественно-практический
По

Общедидактические методы По источнику передачи и получения знаний: Наглядные: наглядно-слуховой, наглядно-зрительный Словесный:
характеру познавательной деятельности:
Объяснительно-илюстративные
Репродуктивные
Игровые
По дидактическим целям, способствующие усвоению, закреплению и совершенствованию знаний

Слайд 7

Н. А. Ветлугина разработала четыре педагогических метода

Метод побуждения к сопереживанию и эмоциональной

Н. А. Ветлугина разработала четыре педагогических метода Метод побуждения к сопереживанию и
отзывчивости на прекрасное в окружающем мире, направленный на обогащение эмоционально-чувственного опыта ребенка;
Метод убеждения в процессе формирования эстетического восприятия;
Метод упражнения в практических действиях;
Метод поисковых ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям

Слайд 8

О. П. Радынова выделила методы формирования музыкальной культуры дошкольников

Метод контрастного сопоставления произведений
Метод

О. П. Радынова выделила методы формирования музыкальной культуры дошкольников Метод контрастного сопоставления
уподобления характеру звучания музыки, активизирющий творческие проявления ребенка, направленный на осознание музыкального образа
Виды уподоблений: моторно-двигательное, тактильное, словесное, вокальное, мимическое, темброво-инструментальное, интонационное, цветовое,полихудожественное

Слайд 9

Методы музыкального образования, отражающие специфику музыки как вида искусства

Создания художественного контекста (Л.

Методы музыкального образования, отражающие специфику музыки как вида искусства Создания художественного контекста
В. Горюнова)
Создания композиций (Л. В. Горюнова, Д. Б. Кабалевский)
Размышления о музыке (Л. В. Горюнова, Д. Б. Кабалевский)
Забегание вперед и возвращения к пройденному (Д. Б. Кабалевский) или метод перспективы и ретроспективы (Э. Б. Абдуллин)
Эмоционально драматургии (Д. Б. Кабалевский, Э. Б. Абдуллин)
Метод музыкальных обобщений (Э. Б. Абдуллин)
Метод моделирования художественно-творческого процесса (Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др.)
Метод моделирования элементов музыкального языка (Т. Э. Тютюнникова и др.)
Метод пластического интонирования (Т. Е. Вендрова)
Метод активизации творческих проявлений ребенка (Т. Э. Ттюнникова и др.)
Метод осознания личностного смысла музыкального произведения (А. А. Пиличяускас)
Метод музыкального переинтонирования (М. С. Красильникова, Л. В. Школяр и др.)

Слайд 10

Игровые приёмы способствуют более качественному восприятию музыки, раскрытию её содержания, характера, помогают

Игровые приёмы способствуют более качественному восприятию музыки, раскрытию её содержания, характера, помогают
детям в игровой форме общаться с музыкой, усваивать новое. К ним относятся использование игровых ситуаций, имитационные действия, звукоподражания и т.д. Очень актуально использование данных приёмов в работе с детьми раннего, младшего и среднего дошкольного возрастов. Иногда одно занятие может быть представлено в виде одной игровой деятельности вокруг одной или нескольких игрушек. Звукоподражания в основном используются в процессе певческой или музыкально-игровой деятельности в раннем и младшем дошкольном возрастах. Имитационные действия способствуют развитию 5 чувства ритма, их использование организует детей, вызывает интерес к музыкальной деятельности.