3. Формы речи. Текст как речевое произведение

Содержание

Слайд 2

План лекции

1. Виды речи.
2. Формы речи: устная и письменная.
3. Особенности устной речи.

План лекции 1. Виды речи. 2. Формы речи: устная и письменная. 3.

4. Средства выразительности речи.
5. Категориальные признаки текста: теоретические основы текстологии.
6. Классификация текстов.
7. Понятие о вторичных текстах как формах анализа и обобщения информации, полученной из разных источников.
8. Конспект и реферат: жанровые особенности.

Слайд 3

Виды речи

Монолог – речь, создаваемая одним человеком.
Диалог – речь, создаваемая двумя коммуникантами.
Полилог

Виды речи Монолог – речь, создаваемая одним человеком. Диалог – речь, создаваемая
– речь, в создании которой принимают несколько коммуникантов (более 2-х).
! Данные виды речи могут реализовываться в устной и письменной формах речи.

Слайд 4

Формы речи

Существуют 2 формы речи: устная и письменная.
Сходные черты:
порождаются во

Формы речи Существуют 2 формы речи: устная и письменная. Сходные черты: порождаются
внутренней речи;
используют средства одного языка.

Слайд 5

Формы речи Отличительные особенности:

Формы речи Отличительные особенности:

Слайд 6

Особенности устной речи

Каналы воздействия на собеседника в процессе устной речи:
лингвистический

Особенности устной речи Каналы воздействия на собеседника в процессе устной речи: лингвистический
(языковой) – лексические средства языка;
паралингвистический (околоязыковой) – ритмико-интонационные средства (тембр голоса, интонационный рисунок, темп речи и т. д.);
экстралингвистический (неязыковой) – пантомимические средства общения.

Слайд 7

Особенности устной речи

Факторы, влияющие на качество устной речи:
богатый словарный запас (лексикон);

Особенности устной речи Факторы, влияющие на качество устной речи: богатый словарный запас
скорость мыслительных и речевых реакций (в т. ч. тип темперамента коммуниканта: холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик);
общительность как черта характера и/или профессиональная черта;
умение организовать общение с собеседниками.

Слайд 8

Особенности устной речи

Свойства устной речи:
спонтанность (неподготовленная речь, создаваемая в момент говорения);

Особенности устной речи Свойства устной речи: спонтанность (неподготовленная речь, создаваемая в момент
краткость (лаконичность, т. е. неразвёрнутость предложений, их неполнота);
избыточность (за счёт повторов языковых конструкций, повторов мыслей);
плавность речи (отсутствие пауз, хезитации);
прерывистость (за счёт пауз, перебивов и самоперебивов, хезитации).

Слайд 9

Средства выразительности устной речи

I. Общеязыковые средства (тропы и фигуры: эпитет, метафора, инверсия,

Средства выразительности устной речи I. Общеязыковые средства (тропы и фигуры: эпитет, метафора,
гипербола и др.).
II. Собственно устно-речевые средства:
1. тональность общения (дружеская, агрессивная, нейтральная);
2. стиль общения (авторитарный, дистанционный, заискивающий, дружеский, стиль заинтересованного взаимодействия);
3. тембр – индивидуальная окраска голоса:
мягкий, бархатный, приятный;
жёсткий, металлический, резкий;
«придыхательный»/»сказочный шёпот»;
4. темп речи – скорость говорения (быстрый, медленный, средний);
5. логическое ударение – выделение голосом значимых моментов речи;

Слайд 10

Средства выразительности устной речи

II. Собственно устно-речевые средства:
6. полифоническая интонация – совокупность звуковых

Средства выразительности устной речи II. Собственно устно-речевые средства: 6. полифоническая интонация –
средств языка (темп, пауза, логическое ударение и др.), которые фонетически организуют речь, устанавливая смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное, повелительное значение и позволяют говорящему выразить свои чувства;
7. сила звучания голоса (громкий, тихий, средний);
8. звуко-высотный диапазон (высокий, низкий);
9. пауза – остановка в речи (смысловая, психологическая/«мхатовская», внезапная);

Слайд 11

Средства выразительности устной речи

III. «Язык внешнего вида»:
1. взгляд (визуальный контакт);
2. мимика –

Средства выразительности устной речи III. «Язык внешнего вида»: 1. взгляд (визуальный контакт);
движения лицевых мышц;
3. жесты:
эмоциональные;
изобразительные;
указательные;
регулирующие;
национальные;
4. Поза (открытая, закрытая, полузакрытая);

Слайд 12

Средства выразительности устной речи

III. «Язык внешнего вида»:
5. тактильный контакт - рукопожатие;
6. расстояние

Средства выразительности устной речи III. «Язык внешнего вида»: 5. тактильный контакт -
между собеседниками (персональное, социальное/официальное, публичное);
7. походка;
8. внешний вид (одежда и её стиль, обувь, причёска, макияж, украшения, аксессуары и т. д.).

Слайд 13

Понятие «текст». Категориальные признаки текста

 "Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью,

Понятие «текст». Категориальные признаки текста "Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее
объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющие определенную целенаправленность и прагматическую установку" (И. Р. Гальперин).
Текст обладает двойственной природой – статичностью (текст – последовательностью дискретных единиц) и динамичностью (возможностью воспроизведения текста).

Слайд 14

Определения понятия «текст»:

"Текст – объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами

Определения понятия «текст»: "Текст – объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными
которой являются связность и цельность" (Лингвистический энциклопедический словарь).
"Текст есть функционально завершенное речевое целое" (А. А. Леонтьев).

Слайд 15

Категориальные признаки текста:

информативность;
членимость;
когезия (внутритекстовые связи);
континуум (время и пространство);
автосемантия (зависимость и самостоятельность отрезков

Категориальные признаки текста: информативность; членимость; когезия (внутритекстовые связи); континуум (время и пространство);
текста);
ретроспекция;
проспекция;
модальность;
интеграция и завершенность.

Слайд 16

Информативность

Виды информации
Содержательно-фактуальная (СФИ) – сообщения о фактах, эксплицитна по своей природе (вербальная).
Содержательно-концептуальная

Информативность Виды информации Содержательно-фактуальная (СФИ) – сообщения о фактах, эксплицитна по своей
(СКИ) – индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями, описанными СФИ; не всегда она выражается с достаточной ясностью. Это категория присуща преимущественно художественным или публицистическим текстам.
Содержательно-подтекстовая (СПИ) – скрытая информация, извлекаемая из СФИ благодаря способности единиц языка порождать ассоциативные и коннотативные значения, а также благодаря способности предложений внутри СФИ приращивать смыслы. В основе СПИ лежит способность человека к параллельному восприятию действительности (чтение художественных произведений).
! Выделяют ситуативную СПИ (возникает в связи с фактами, описанными ранее) и ассоциативную СПИ (возникает в силу привычки сознания связывать сказанное с личным опытом).

Слайд 17

Членимость

Эта категория текста предполагает соподчинение и взаимозависимость его частей. 
Существует несколько видов

Членимость Эта категория текста предполагает соподчинение и взаимозависимость его частей. Существует несколько
членения:
объемно-прагматическое (том, часть, глава, абзац, СФЕ);
контекстно-вариативное (речь автора = повествование, описание, рассуждение; чужая речь = диалог, цитация, несобственно-прямая речь).

Слайд 18

Когезия

Это особые виды связи, обеспечивающие континуум, т. е. логическую последовательность (темпоральную и/или

Когезия Это особые виды связи, обеспечивающие континуум, т. е. логическую последовательность (темпоральную
пространственную) взаимозависимость отдельных сообщений, фактов, действий.
Когезия может достигаться различными средствами:
грамматическими (союзы, союзные слова, причастные обороты), логическими (формы перечисления),
ассоциативными (ретроспекция, коннотация, субъективно-оценочная модальность),
образными (вызывают представления о чувственно воспринимаемых объектах действительности),
композиционно-структурными (нарушения последовательности, логической организации),
стилистическими (последовательно повторяющиеся стилистические особенности),
ритмико-образующими.

Слайд 19

Континуум.

Эта категория связана с понятиями времени и пространства.
Континуум как категория текста

Континуум. Эта категория связана с понятиями времени и пространства. Континуум как категория
– это определенная последовательность фактов, событий, развертывающихся во времени, причем развертывание событий неодинаково протекает в разных типах текстов.
Категория континуума как категория текста, проявляющаяся в разных формах течения времени, пространства, событий, представляет собой особое художественное переосмысление категорий времени и пространства объективной действительности.

Слайд 20

Автосемантия отрезков текста

Это формы зависимости и относительной независимости отрезков текста по отношению

Автосемантия отрезков текста Это формы зависимости и относительной независимости отрезков текста по
к содержанию всего текста или его части.
В пределах простого предложения автосемантия его отдельных членов реализуется путем обособления и различных форм вставочных элементов, в которых независимость приобретает разную степень отчуждения от синтаксических и/или содержательных сторон.
Особой самостоятельностью внутри единиц текста, а иногда и в целом тексте обладают сентенции, т.е. такие предложения внутри высказывания, которые, прерывая последовательность изложения фактов, событий, описаний, представляют собой некие обобщения, лишь косвенно связанные с этими фактами, событиями, описаниями.

Слайд 21

Ретроспекция и проспекция

В большинстве высказываний ретроспекция проявляется имплицитно (скрытно), она основана на

Ретроспекция и проспекция В большинстве высказываний ретроспекция проявляется имплицитно (скрытно), она основана
способности памяти удерживать ранее сообщенное и соединять его с сообщаемым в данном отрезке повествования.
Ретроспекция – грамматическая категория текста, объединяющая формы языкового выражения, относящие читателя к предшествующей содержательно-фактуальной информации.
Ретроспекция проявляется двояко: предшествующая информация уже была изложена в тексте или она сообщается, прерывая поступательное движение текста.
Проспекция – один из примеров повествования, который дает читателю или слушателю возможность яснее представить себе будущее содержание высказывания и обусловленность его содержательных элементов.

Слайд 22

Модальность текста

Отношение говорящего к действительности (основной признак модальности) в той или иной

Модальность текста Отношение говорящего к действительности (основной признак модальности) в той или
мере характерно для любого высказывания; оно может быть выражено самыми различными средствами языка.
В научных текстах модальность можно определить как нулевую.
В художественном тексте модальность играет существенную роль.

Слайд 23

Интеграция и завершенность

Интеграция – состояние связанности отдельных частей в целое, а также

Интеграция и завершенность Интеграция – состояние связанности отдельных частей в целое, а
и процесс, ведущий к такому состоянию.
Объединяя смыслы отдельных сверхфразовых единств, содержания отдельных глав в единое, интеграция нейтрализует относительную автосемантию этих частей, подчиняет их общей информации, заключенной в высказывании.
Результат интегрирования связан с категорией завершенности. Интеграция – это объединение всех частей текста в целях достижения его целостности. Текст можно считать завершенным тогда, когда с точки зрения автора его замысел получил исчерпывающее выражение, вне зависимости от того, разгадал ли читатель этот замысел.

Слайд 24

Классификация текстов

1. По стилю:
разговорные;
художественные;
научные;
публицистические;
официально-деловые.
2. По форме

Классификация текстов 1. По стилю: разговорные; художественные; научные; публицистические; официально-деловые. 2. По форме речи: устные; письменные.
речи:
устные;
письменные.

Слайд 25

Классификация текстов

3. По способу передачи информации:
звучащие;
графические;
поликодовые.
4. По жанру:
информативные

Классификация текстов 3. По способу передачи информации: звучащие; графические; поликодовые. 4. По
(заметка, новость);
инструктивные (инструкция);
императивные (воздействующие): приказ, распоряжение;
оценочные: рецензия, отзыв;
эпидейктические (этикетно-церемониальные/торжественные): поздравительная речь, благодарственная речь, приветственная речь.

Слайд 26

Классификация текстов

5. По функционально-смысловой модели:
повестовательные;
описательные;
аргументативные (тексты-рассуждения).
6. По степени оригинальности:

Классификация текстов 5. По функционально-смысловой модели: повестовательные; описательные; аргументативные (тексты-рассуждения). 6. По
первичные (оригинальные): эссе, сочинение;
вторичные (неоригинальные): реферат, конспект;
первично-вторичные: сочинение, научная статья.

Слайд 27

Понятие о вторичных текстах

Основными вторичными жанрами научного стиля речи являются: реферат, аннотация,

Понятие о вторичных текстах Основными вторичными жанрами научного стиля речи являются: реферат,
конспект, тезисы.
Эти жанры научных текстов объединены общими свойствами:
- являются вторичными жанрами речи (составляются на основе уже имеющихся опорных тестов, чаще всего оригинальных, первичных, хотя тезисы могут быть и оригинальным научным произведением);
- определенным образом соотносятся с учебно-научной разновидностью научного стиля речи.
Конспект, реферат, тезисы – вторичные тексты, в основе которых лежит аналитико-синтетическая переработка информации, содержащейся в первоисточнике.
Цель вторичных текстов: выявить, систематизировать и обобщить наиболее ценную информацию.

Слайд 28

Понятие о вторичных текстах

Способы сокращения информации:
отбрасывание второстепенной информации;
перефразирование (переформулирование) материала;

Понятие о вторичных текстах Способы сокращения информации: отбрасывание второстепенной информации; перефразирование (переформулирование)
объединение предложений;
использование схем и таблиц;
применение сокращенной записи слов, рисунков, графических и условных обозначений (для конспекта!!!).

Слайд 29

Конспект и реферат: жанровые особенности

Реферирование - интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста,

Конспект и реферат: жанровые особенности Реферирование - интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление
преобразование информации аналитико-синтетическим способом и создание нового (вторичного) текста.
Реферат - адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста.
Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные.
Реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике.

Слайд 30

Виды реферата

1) В зависимости от количества источников:
монографические;
обзорные.
2) По виду

Виды реферата 1) В зависимости от количества источников: монографические; обзорные. 2) По
представленной информации и способу ее изложения:
информативные (подробно излагают исходный текст);
индикативные (указывают на основные аспекты текста);
аспектные (ориентируются на определенную тему или проблему);
пофрагментные (включают информацию одного из разделов исходного текста).

Слайд 31

Виды реферата

3) По содержанию:
репродуктивные (воспроизводящие содержание первичного текста);
продуктивные (содержащие

Виды реферата 3) По содержанию: репродуктивные (воспроизводящие содержание первичного текста); продуктивные (содержащие
критическое или творческое осмысление реферируемого источника).

Слайд 32

Виды реферата

Репродуктивные рефераты бывают двух видов: реферат-конспект и реферат-резюме.
Реферат-конспект содержит в

Виды реферата Репродуктивные рефераты бывают двух видов: реферат-конспект и реферат-резюме. Реферат-конспект содержит
обобщенном виде фактическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, полученных результатах и возможностях их применения.
Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.
Продуктивные рефераты представлены рефератом-обзором и рефератом-докладом.
Реферат-обзор составляется на основании нескольких первичных текстов, дает сопоставление различных точек зрения по конкретному вопросу.
Реферат-доклад имеет развернутый характер, наряду с анализом информации, приведенной в первоисточнике, дает объективную оценку состояния проблемы.

Слайд 33

Реферат

Как и любой научный текст, реферат имеет определенную композицию:
Вступление. Задачи вступления

Реферат Как и любой научный текст, реферат имеет определенную композицию: Вступление. Задачи
могут быть следующими: дать исходные данные текста (название исходного текста, где опубликован, в каком году), сообщить сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, специальность, ученая степень, ученое звание), вскрыть смысл названия работы, чему она посвящена, в связи с чем написана.
Перечисление основных вопросов и проблем, о которых говорится в первоисточнике.
Анализ самых важных, по мнению референта, вопросов, содержащихся в исходном тексте. Проводя такой анализ, необходимо обосновать важность выбранных вопросов, коротко передать мнение автора по этим вопросам, выразить свое мнение по поводу суждений автора первоисточника.
Общий вывод о значении всей темы или проблемы реферируемого текста.

Слайд 34

Реферат

Таким образом, реферат имеет следующие признаки:
содержание реферата полностью зависит от содержания

Реферат Таким образом, реферат имеет следующие признаки: содержание реферата полностью зависит от
реферируемого источника;
содержит точное изложение основной информации без искажений и субъективных оценок;
имеет постоянную структуру: заголовочную часть с библиографическим описанием, собственно реферативную часть, в которой обобщаются сведения об авторах, называется основная тема и проблематика источников, дается подробное или сжатое изложение наиболее важных вопросов, делаются выводы.

Слайд 35

Реферат

Реферат

Слайд 36

Конспект

Конспектирование - процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого

Конспект Конспектирование - процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого
или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит свертывание, компрессия первичного текста. Результатом конспектирования является запись в виде конспекта.
Конспект - особый вид вторичного текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации, содержащейся в исходном тексте. Конспект выявляет, систематизирует и обобщает наиболее ценную информацию, он позволяет восстановить, развернуть исходную информацию. При конспектировании необходимо отбирать новый и важный материал, связывать его со старым, уже известным и выстраивать материал в соответствии с логикой изложения; конспект должен обладать содержательной, смысловой и структурной целостностью.

Слайд 37

Виды конспекта

1) С точки зрения объема (степени сжатия) конспект может быть:
краткий;

Виды конспекта 1) С точки зрения объема (степени сжатия) конспект может быть:

подробный;
смешанный.
2) По степени соответствия первоисточнику:
интегральный;
выборочный.

Слайд 38

Виды конспекта

3) По количеству перерабатываемых источников:
монографическим;
сводным (обзорным).
4) С точки зрения

Виды конспекта 3) По количеству перерабатываемых источников: монографическим; сводным (обзорным). 4) С
предъявления информации:
на основе чтения;
на основе слушания.
5) В зависимости от формы представления информации в конспекте и от степени свернутости в конспекте первичного текста:
конспект-план;
конспект-схема;
текстуальный конспект.

Слайд 39

Конспект

Подготовка конспекта включает следующие этапы:
Этап 1. Выделяются смысловые части -

Конспект Подготовка конспекта включает следующие этапы: Этап 1. Выделяются смысловые части -
вся информация, относящаяся к одной теме, группируется в один блок.
Этап 2. В каждой смысловой части формулируется тема в опоре на ключевые слова и фразы.
Этап 3. В каждой части выделяется главная и дополнительная по отношению к теме информация.
Этап 4. Главная информация фиксируется в конспекте в разных формах: в виде тезисов, выписок (текстуальный конспект), в виде вопросов, выявляющих суть проблемы, в виде назывных предложений (конспект-план и конспект-схема).
Этап 5. Дополнительная информация приводится при необходимости.

Слайд 40

Различия между конспектом и рефератом

Различия между конспектом и рефератом

Слайд 41

Тезисы

Тезирование - один из видов извлечения основной информации текста-источника с ее последующим

Тезисы Тезирование - один из видов извлечения основной информации текста-источника с ее
переводом в определенную языковую форму. Сокращение при тезировании производится с учетом проблематики текстов, то есть авторской оценки информации и дает изложение, расчлененное на отдельные положения-тезисы.
Тезисы - кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи. По представленному в них материалу и по содержанию тезисы могут быть как первичным, оригинальным научным произведением, так и вторичным текстом, подобным аннотации, реферату, конспекту.

Слайд 42

Тезисы

Оригинальные тезисы являются сжатым отражением собственного доклада, статьи автора.
Вторичные тезисы создаются

Тезисы Оригинальные тезисы являются сжатым отражением собственного доклада, статьи автора. Вторичные тезисы
на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору.
В тезисах логично и кратко излагается данная тема.
Каждый тезис, составляющий обычно отдельный абзац, освещает отдельную микротему.
Если план только называет рассматриваемые вопросы, то тезисы должны раскрывать решение этих вопросов.

Слайд 43

Тезисы

Четкое логическое деление тезисного содержания подчеркивается формально или графически.
Формальное выражение логических

Тезисы Четкое логическое деление тезисного содержания подчеркивается формально или графически. Формальное выражение
взаимосвязей между тезисами может быть представлено следующими способами:
использованием вводных слов в начале каждого тезиса (во-первых, во-вторых);
с помощью оппозиционных фраз (внешние факторы - внутренние причины);
использованием классификационных фраз (поле глаголов действия, поле глаголов состояния, поле глаголов движения).
Графическое обозначение логики изложения осуществляется через нумерацию каждого тезиса.
В тезисах, как правило, отсутствуют цитаты, примеры, что связано со стремлением к краткости.

Слайд 44

Виды тезисов

В зависимости от стиля изложения существует два типа тезисов:
тезисы глагольного

Виды тезисов В зависимости от стиля изложения существует два типа тезисов: тезисы
строя (имеют широкое распространение), в которых используются глагольные сказуемые; они представляют собой более краткое, чем конспект, научное описание;
тезисы номинативного строя (с отсутствием глагольного сказуемого) встречаются крайне редко, хотя это предельно лаконичный способ фиксации научной информации.

Слайд 45

Тезисы

Тезисы могут начинаться следующими речевыми формулами:
Известно, что…
Следует отметить, что…

Тезисы Тезисы могут начинаться следующими речевыми формулами: Известно, что… Следует отметить, что…

Однако…
При этом важно, что…
Предполагается, что…
Специалисты ставят своей задачей…

Слайд 46

Тезисы

Основная информация в тезисах может объединяться с помощью следующих соединительных лексических

Тезисы Основная информация в тезисах может объединяться с помощью следующих соединительных лексических
средств:
Ставит вопрос…
Считает…
Сравнивает…
Приводит пример…
Перечисляет…
Характеризует…
Подчеркивает…

Слайд 47

Пример исходного текста:

В преддверии новогодних праздников служба лесного контроля  департамента совместно с

Пример исходного текста: В преддверии новогодних праздников служба лесного контроля департамента совместно
сотрудниками милиции будет вести усиленное наблюдение за хвойными культурами. Уже утверждены графики дежурств, определены маршруты патрулирования и оборудованы наблюдательные посты. Охрана молодых сосен будет круглосуточной.
Этим мерам  предшествовала разъяснительная работа через местные средства массовой информации о недопустимости самовольных рубок, которые наносят непоправимый урон экологии донского края, а также о мере ответственности за подобные нарушения.
Размер взысканий за незаконную рубку зависит от размеров срубленного дерева. К примеру, полуметровая сосенка обойдется самовольному рубщику в кругленькую сумму - около 5 тысяч рублей. Тех, чья незаконная деятельность в лесах приведет к ущербу свыше 5 тысяч рублей, департамент предупреждает об уголовной ответственности (в соответствии со ст.260 УК РФ) сроком до 6 лет лишения свободы.

Слайд 48

Тезисы

1. В преддверии новогодних праздников служба лесного контроля департамента совместно с сотрудниками

Тезисы 1. В преддверии новогодних праздников служба лесного контроля департамента совместно с
милиции будет вести усиленное наблюдение за хвойными культурами.
2. Местные средства массовой информации предварительно сообщали о недопустимости самовольных рубок и мере ответственности за подобные нарушения.
3. Незаконная рубка в зависимости от нанесенного ущерба будет караться штрафом и сроком до 6 лет лишения свободы.