Слайд 2СИЛЛАБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ.
Происходит от греческого слова «слог», это система равносложного стиха
, т.е. - одинаковое количество слогов в каждой стихотворной строке. Как правило, это число было равно одиннадцати и тринадцати. В середине строки присутствовала цезура - внутристиховая пауза.Эта система существовала в России в 16-17 веке. Все стихи тогда назывались «вирши». Принцип равносложия был присущ поэзии тех народов, в языках которых ударение закреплено за определенными слогами в слове ( во французском - за последним, в польском - за предпоследнем, в чешском - за первым и т.д.). Но для языков, в которых, как в русском языке, ударения падали на различные по месту их нахождения слоги (так называемое беглое ударение), силлабическая система оказалась малопригодной: подлинной ритмической соизмеримости стихов она создать не могла.
Слайд 3Примеры.
Срам честный лице девы вельми украшает,-13
Егда та ничесоже нелепо дерзает. -13
Знамя же
срама того знается оттуду, -13
Аще очес не мещет сюду и онуду. -13
(Симеон Полоцкий)
Пойду я, младенька, погуляю, 10
Я на свои новые на сени; 10
Посмотрю-ка я далече в чисто поле, 12
Хорошо ли в поле луги зеленеют. 12
Лазоревые цветы расцветают. 11
Зеленеются в чистом поле луги, 11
Лазоревые цветы расцветают. 11
(Песня А. М. Пестова, сб. «Демократическая поэзия 17 века», М.—Л., 1962)
Слайд 4ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.
Русская народная поэзия была тонической (от греческого «ударение»): ее ритм основывался
на повторении одинакового количества ударений в большинстве строк. При этом она была лишена рифмы:
Ве*сом та ча*ра полто*ра пуда*,
Ме*рой-то ча*ра полто*ра ведра*.
Литературный тонический стих сложился к ХХ веку.
Слайд 5Виды тонического стиха
Дольник - стих, делящийся не на одинаковые стопы, а на
схожие фрагменты, с одним ударением в каждом.
НастоЯщую нЕжность не спУтаешь - - / - - / - - / - -
Ни с чЕм, и онА тихА - / - - / - /
Ты напрАсно бЕрежно кУтаешь - - / - / - - / - -
Мне плЕчи и грУдь в мехА - / - - / - /
Как видим, интервалы между ударными слогами в дольнике = 1-2 слогам.
Если же в колебании мы увидим 1-3 безударных слога между ударными, - перед нами другая форма – тактовик:
СпокОйно трУбку докурИл до концА, - / - / - - - / - - /
СпокОйно улЫбку стЕр с лицА… - / - - / - / - /
Еще более «раскованный» вариант тонического стиха – акцентный стих: в нем между ударениями может стоять до 4 безударных слогов или встречаться нулевые интервалы!
БородАтые чУйки с голОдными глазАми - - / - - / - - / - - - / -
ХрИпло предлагАют «животрепЕщущих докторОв» / - - - / - - - - / - - - - /
Самый раскованный стих тоники – верлибр (франц. «свободный стих»), где нет ни рифмы, ни размера, а ритм создается благодаря паузам и членению на строки.
Приснился мне город, который нельзя одолеть, хотя бы
напали на него все страны вселенной,
Мне мнилось, что это был город Друзей, какого еще никогда
не бывало.
Слайд 6СИЛЛАБО-ТОНИ́ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ (от греч. слог и ударение)
буквально слогоударное стихосложение, одно из
названий системы русского классического стиха, введенной реформой Тредиаковского — Ломоносова. Сущность силлабо-тонической системы состоит в том, что в стихотворной строке ударные и безударные слоги чередуются по определенной схеме и образуют так называемые двусложные и трехсложные размеры.
Слайд 7Тредьяковский Василий Кириллович.
Ломоносов Михаил Васильевич.
Слайд 8Пример.
Начну на флейте стихи печальны,
Зря на Россию чрез страны дальны:
Ибо все днесь
мне её доброты
Мыслить умом есть много охоты!
В. Тредиаковский
-/-/--/-/-
---/--/-/-
---/--/-/-
-/-/-/--/-
Слайд 9Силлабо-тонический стих.
Силлабо-тоника простая, -|-|-|-
Мы все, наверно, пишем в ней -|-|-|-|
От стихоплёта-шалопая -|-|-|-
До
очень грамотных людей. -|-|-|-|
Слайд 10Тактовик
А в нАши ворОта
заЕхал вдруг ктО-то.