Акцентологические и орфоэпические нормы. Особенности русского ударения

Содержание

Слайд 2

Орфоэпия (от греч. orthos прямой, правильный и epos речь) – совокупность

Орфоэпия (от греч. orthos прямой, правильный и epos речь) – совокупность правил
правил устной речи, произношения и ударения, тем самым обеспечивая единообразное и обязательное для всех грамотных носителей языка звучание всех языковых единиц в соответствии с особенностями языковой фонетической системы, а также единообразное произнесение тех или иных языковых единиц в соответствии с исторически сложившимися и закрепившимися в общественной языковой практике нормами произношения.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Слайд 3

Акцентологическая норма устанавливает место ударения в словах и их формах.
Орфоэпическая норма –

Акцентологическая норма устанавливает место ударения в словах и их формах. Орфоэпическая норма
единственно возможный
или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения слова.

Слайд 4

НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ

делятся на
акцентологические и орфоэпические
Акцентологические нормы устанавливают
место ударения в словах

НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ делятся на акцентологические и орфоэпические Акцентологические нормы устанавливают место
и их формах.

Слайд 5

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Ударение в русском языке свободное, что отличает его от некоторых

ЭТО ИНТЕРЕСНО Ударение в русском языке свободное, что отличает его от некоторых
других языков, в которых ударение закреплено за каким-то определённым слогом.
Например, в эстонском, латышском, чешском, финском языках ударным всегда бывает первый слог,
в польском, грузинском — предпоследний,
в армянском, французском - последний.
В русском языке ударение может падать на любой
слог, поэтому его называют разноместным.

Слайд 6

УДАРЕНИЕ в РУССКОМ ЯЗЫКЕ

разноместное (не закреплено за определенным слогом, а может падать

УДАРЕНИЕ в РУССКОМ ЯЗЫКЕ разноместное (не закреплено за определенным слогом, а может
на любой слог в слове), например: Издавна, издрЕвле, мастерскИ;
подвижное (при изменении слова ударение может менять место), например: рукАв – рукавА, лЁгкий – легкИ, пОнял – понялА.
неподвижное (при изменении слова не меняет место): де'лать, де'лаю, де'лала, сде'лал, отде'лка, переде'лка и т. п.

Слайд 7

Некоторые слова имеют допустимые варианты ударения: о'тдал – отда'л, берёста -

Некоторые слова имеют допустимые варианты ударения: о'тдал – отда'л, берёста - береста'.
береста'.
Предпочтительным является первый вариант, но и допустимый ошибочным не считается.

Слайд 8

Изменение места ударения – процесс живой и подвижный

Изменение места ударения – процесс живой и подвижный

Слайд 9

В современном русском языке часто наблюдается тенденция к переносу ударения на

В современном русском языке часто наблюдается тенденция к переносу ударения на начало
начало слова: с ударного слога ударение перемещается на предшествующий ему слог (в науке о языке такое ударение называется регрессивным, от лат. regress us - обратное движение, возвращение).

Слайд 10

Интересные варианты ударения можно наблюдать в устной речи людей разных профессий.
Это

Интересные варианты ударения можно наблюдать в устной речи людей разных профессий. Это
так называемые профессиональные варианты ударения, например: компа'с, ветра' (речь моряков), а'лкоголь, и'нсульт (в речи медиков), осу'жденный, возбу'ждено (в речи юристов)

Слайд 11

СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИЕЙ УДАРЕНИЯ

Ударения в слове иногда зависит от значения:
языко'вая

СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИЕЙ УДАРЕНИЯ Ударения в слове иногда зависит от значения: языко'вая колбаса
колбаса - языкова'я политика, человек затято'й – место за'нятое, консерва'торский метод – уровень исполнения консервато'рский.

Слайд 12

Основное правило: в случае затруднения при определении места ударения в слове

Основное правило: в случае затруднения при определении места ударения в слове следует
следует обращаться к орфоэпическому словарю (Т.Ф.Иванова. Новый орфоэпический словарь русского языка (2007); В.В.Львов. Школьный орфоэпический словарь русского языка (2010)

Слайд 13

ЗАГЛЯНЕМ В ОРФОЭПИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Равноправные варианты. В орфоэпическом словаре они соединяются
союзом И: во'лнам

ЗАГЛЯНЕМ В ОРФОЭПИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Равноправные варианты. В орфоэпическом словаре они соединяются союзом
и волна'м. С точки зрения правильности эти варианты
одинаковы.
2. Варианты нормы, из которых один признаётся основным:
а) помета «допустимо» (доп.): о' тдал и доп. отда' л;
Первый вариант является предпочтительным, второй оценивается как менее
желательный, но всё-таки находится в пределах правильного. Чаще всего
используется в разговорной речи;
б) помета «допустимо устаревшее» (доп. устар.): индустри' я и доп. устар.
инду' стрия; собрался и доп. устар. собрался; ханжество и доп. устар.
ханжество. Помета указывает, что оцениваемый ею вариант постепенно
утрачивается, а в прошлом он был основным.

Слайд 14

ЗАГЛЯНЕМ В ОРФОЭПИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

запретительные пометы:
1) «не рекомендуется» (не рек.)
алфавит! не рек. -

ЗАГЛЯНЕМ В ОРФОЭПИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ запретительные пометы: 1) «не рекомендуется» (не рек.) алфавит!
алфавит;
балова'ть! не рек. — ба'ловать;
догово'рный! не рек. - договорно'й.
2) «неправильно» (неправ.)
ку'хонный! неправ, кухо'нный;
договорённость, неправ. догово'ренность.
3) «грубо неправильно» (груб, неправ.)
докуме'нт! груб.неправ, доку'мент;
инжене'ры! груб.неправ, инженера';
хода'тайство! груб.неправ. ходата'йство.

Слайд 15

ПРАКТИКУМ

Видение (способность видеть)- видение (мираж, призрак);
хаос (стихия) — хаос (беспорядок, неразбериха);
характерный

ПРАКТИКУМ Видение (способность видеть)- видение (мираж, призрак); хаос (стихия) — хаос (беспорядок,
(своеобразный) – характерный (типичный).

Задание 1. Обратите внимание на зависимость места ударения от значения слова. Расставьте ударения в следующих словах.

Задание 2: Определите значение следующих парных слов.
Составьте с ними предложения.

Атлас - атлас, броня — броня, кругом — кругом,
занятый- занятой, безобразный - безобразный.

Имя файла: Акцентологические-и-орфоэпические-нормы.-Особенности-русского-ударения.pptx
Количество просмотров: 57
Количество скачиваний: 1