Анализируем смысловые связи. ЕГЭ

Содержание

Слайд 2

Добро пожаловать!

Добро пожаловать!

Слайд 3

Обратите внимание!

Самыми сложными для участников экзамена в 2020 г. стали следующие задания:

Обратите внимание! Самыми сложными для участников экзамена в 2020 г. стали следующие

12 (Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий),
21 (Пунктуационный анализ),
23 (Функционально-смысловые типы речи),
25 (Средства связи предложений в тексте).
В 2019 г. эти же задания были самыми сложными для участников экзамена.

Слайд 4

Изменения в критериях оценивания пунктуационной грамотности задания 27

Изменения в критериях оценивания пунктуационной грамотности задания 27

Слайд 5

Изменения в демоверсии ЕГЭ 2021

Изменены формулировка и способ предъявления языкового материала задания

Изменения в демоверсии ЕГЭ 2021 Изменены формулировка и способ предъявления языкового материала
9.
Уточнены формулировка задания 27 и критерии оценивания.
Изменён первичный балл за выполнение работы с 58 до 59.

Слайд 6

Задание 9 ЕГЭ

Процент выполнения этого задания в 2020 г. составил 67.

Задание 9 ЕГЭ Процент выполнения этого задания в 2020 г. составил 67.
Чтобы выполнить это задание, надо привлечь все знания о правописании корней слов. Устойчивость ошибок при выполнении этого задания – неправильное определение состава слова.
Кроме этого, причиной ошибок может быть неправильная квалификация орфограмм, что ведет к ложному применению правила.

Слайд 7

Задание 9

Ученик видел, где корень
и какая гласная безударная

Сделать морфемный разбор.
Найти корень

Задание 9 Ученик видел, где корень и какая гласная безударная Сделать морфемный
и нужную гласную.
Определить, к какой орфограмме относится каждое слово (безударные, непроверяемые и чередующиеся гласные в корне)
Найти правильные варианты ответов.

Слайд 8

От задания 5 ОГЭ – к заданию 9 ЕГЭ

От задания 5 ОГЭ – к заданию 9 ЕГЭ

Слайд 9

«Ловушки» задания 9

Экзаменуемый должен уметь делать морфемный анализ (разбор слова по составу).

«Ловушки» задания 9 Экзаменуемый должен уметь делать морфемный анализ (разбор слова по
Экзаменуемым самим предстоит
найти корни слов (нельзя начинать анализ слова с поиска корня, каким бы «прозрачным» он ни казался.   Основным приемом при разборе слова является подбор его форм (для выделения окончания), одноструктурных слов (для определения суффиксов и приставок) и однокоренных слов (для нахождения корня).
определить орфограммы к корнях;
отличить корни с чередованием от омонимичных корней
с безударными проверяемыми гласными (ГОРеть – ГОРевать) и
буквосочетаний, созвучных корням с чередованиям: сокРАЩение (дроби), ЗАРыдавший, бЛАГополучный и т.п.
найти и указать правильные варианты ответов (их может быть несколько).

Слайд 12

Обратите внимание!
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда

Обратите внимание! Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда
содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
гараж, клинический, терраса
раскачаться, укрощение, потрясение
теоретик, роскошный, усложнить
полемический, горнист, тернистый (путь)
горевать, заклинание, отнимать

Слайд 13

Обратите внимание!

Гласные о-а в глагольных корнях не проверяем при помощи

Обратите внимание! Гласные о-а в глагольных корнях не проверяем при помощи формы
формы несовершенного на -ывать/-ивать:
говорить – разговаривать, прополоть – пропалывать, опоздать – опаздывать и т.п.!
(Нужно: говорить – разговор; прополоть – прополет; опоздать – поздний)
Чередующиеся гласные нельзя проверять методом подбора однокоренных слов или форм слова, где гласная стояла бы под ударением. Например, нельзя проверять безударную гласную в корне слова расстилать ни словом стелется, ни словом настил: выбор безударной гласной и определяется наличием суффикса -а- после корня.

Слайд 14

Обратите внимание!

 Нельзя забывать, что корни которых слов сходны по звучанию, но

Обратите внимание! Нельзя забывать, что корни которых слов сходны по звучанию, но
различны по значению:
раздражать поведением — дразнит, задрожать от холода — дрожь; увидать издали — увидеть, увядать без влаги — увянуть; развиваться нормально — развиться, развеваться на ветру — веять; благословлять на подвиг — слово, прославлять героя — слава; посвятить стихотворение — свято, посветить свечой — свет; разрядить ружье — заряд, разредить морковь — редкий; покарать врага (наказать) — кара, покорить природу (подчинить) — покорный, укорять за лень (упрекать) — укор и т.п.

Слайд 15

Алгоритм выполнения задания 9

Поставьте ударение в каждом слове.
Сделайте морфемный анализ, выделите корень.
Определите

Алгоритм выполнения задания 9 Поставьте ударение в каждом слове. Сделайте морфемный анализ,
вид безударной гласной в корне (проверяемая, непроверяемая, чередующаяся).
Отметьте и выберите варианты ответов в соответствии с заданием.
Выпишите правильный ответ.

Слайд 16

Изменения в формулировке задания 27 и в критериях оценивания

Изменения в формулировке задания 27 и в критериях оценивания

Слайд 17

Задание 2

Формулировка задания предлагала участникам экзамена выявить отношения между предложениями текста и

Задание 2 Формулировка задания предлагала участникам экзамена выявить отношения между предложениями текста
определить средство связи между ними в соответствии с заданными морфологическими характеристиками, например: «Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз».
Трудность для экзаменуемых представляет распознавание местоимений и союзов того или иного разряда, прилагательных и наречий, наречий и частиц, разграничение союзов и союзных слов.

Слайд 18

Разграничение союзов и союзных слов

Разграничение союзов и союзных слов

Слайд 19

Разграничение союзов и союзных слов

Разграничение союзов и союзных слов

Слайд 20

От задания 2 ЕГЭ – к заданиям 21,25 и 27

От задания 2 ЕГЭ – к заданиям 21,25 и 27

Слайд 21

Выявление смысловых отношений в тексте – важное условие его понимания

Смысловая связь в

Выявление смысловых отношений в тексте – важное условие его понимания Смысловая связь
тексте помогает автору
установить взаимозависимость и взаимообусловленность фактов, событий, поступков героя (-ев), его (их) поведения и т.п.;
показать взаимоотношения героев;
детально изобразить что-либо;
создать общую картину чего-л., детали которой обозначены путём перечисления отдельных частей;
создать целостный образ;
убедительно доказать свою точку зрения на что-либо;
показать причины того или иного события, действия, поступка;
противопоставить (сопоставить, сравнить) внутреннее/внешнее, истинное/ложное, реальное/идеальное для более полной характеристики чего-либо или кого-либо и т.д.

понять основную мысль текста

Слайд 22

Ошибки в выявлении смысловой связи

Смысловая связь – это логические отношения между примерами-иллюстрациями,

Ошибки в выявлении смысловой связи Смысловая связь – это логические отношения между
которые экзаменуемый использует в комментарии проблемы текста.
Обратите внимание!
Ошибки в выявлении смысловой связи между примерами-иллюстрациями:
Попытка сопоставления логически несопоставимых примеров;
подмена определения смысловой связи между примерами общими словами:
«Развивая свою мысль, автор приводит следующий пример…»;
«Продолжая повествование, автор текста приводит пример…» и т.п.
Формальное указание вида связи без анализа её функции в раскрытии авторской позиции, его замысла:
«Второй пример в тексте противопоставлен первому»;
«Эти примеры дополняют друг друга»;
«Этот пример-иллюстрация – следствие из причины, указанной в первом примере»
«Эти примеры связаны причинно-следственными отношениями» и т.п.

Слайд 23

«СОРНЯКИ» ПУСТОСЛОВИЯ

Оба эти примера, дополняя друг друга, создают связь, которая проследуется во

«СОРНЯКИ» ПУСТОСЛОВИЯ Оба эти примера, дополняя друг друга, создают связь, которая проследуется
всем тексте;
Обое эти примеры-люстрации связывают поведение героя и текст.
Два этих примера взаимо дополняют друг друга / взаимно дополняют друг друга;
Оба примера, противопоставляя друг друга, позволяют увидеть связь;
Оба примера связаны смыслом и подходят под данную проблему;
Оба этих примера связаны между собой тем, что подтверждают наличие проблемы, поставленной в тексте;
Эти два примера подкрепляют друг друга;
В связке эти оба примера…;
Как первый, так и второй пример, отлично дополняют друг друга и позволяют автору осветить суть проблемы в полной мере.
Эти примеры дополняют друг друга, раскрывая проблему (многократно повторяющийся штамп).

Слайд 24

Смысловые связи и их анализ

Указать смысловые отношения между примерами-иллюстрациями и проанализировать их

Смысловые связи и их анализ Указать смысловые отношения между примерами-иллюстрациями и проанализировать
– значит найти взаимозависимость этих примеров и прокомментировать её роль.

Слайд 25

Как проанализировать смысловую связь между примерами-иллюстрациями?
1. Определите вид смысловой связи между выбранными

Как проанализировать смысловую связь между примерами-иллюстрациями? 1. Определите вид смысловой связи между
Вами примерами-иллюстрациями.
2. Прокомментируйте её в 2-3 предложениях:
О чём свидетельствует эта смысловая связь?
Как она помогает понять сформулированную проблему текста?
Что подчёркивает в характере героя (его мироощущении, психологическом состоянии, отношении к нему окружающих и т.д.)?
Какие выводы, обобщения помогает сделать?
Как помогает эта связь раскрыть авторский замысел?
Какова роль этой связи в раскрытии авторской позиции? и т.п.

Слайд 26

Автор
Зачем?
С какой целью?
Для чего?
Как это помогает понять,
прояснить,
конкретизировать, расшифровать, раскрыть
проблему;
авторскую позицию;
авторский

Автор Зачем? С какой целью? Для чего? Как это помогает понять, прояснить,
замысел;
характер, поступки, поведение героя и т.д.

Слайд 27

Обратите внимание!

Обратите внимание!

Слайд 28

Что делать?

Изучить кодификатор содержания и требований к уровню подготовки выпускников.
Научить выпускников ВНИМАТЕЛЬНО

Что делать? Изучить кодификатор содержания и требований к уровню подготовки выпускников. Научить
читать задания.
Отрабатывать на практике многообразие вариантов заданий.
НЕ НЕРВНИЧАТЬ!
Если проблема имеет решение, то волноваться незачем; если решения нет, то нервничать бессмысленно.

Пример многообразия формулировок в задании 24

В предложениях 36–42 найдите синонимы (синонимическую пару).
Из предложений 20–30 выпишите слово со значением «групповое объединение предприятий, организаций, артелей».
Из предложений 18–26 выпишите один фразеологизм.
Из предложений 35–37 выпишите пару антонимов.
Из предложений 27–31 выпишите разговорное слово.
Из предложений выпишите контекстные синонимы (синонимическую пару).
Из предложений 12-15 выпишите слово, которое является синонимом фразеологизма «гром среди ясного неба».
Из предложений 44-51 выпишите книжное слово.
Из предложений 12-16 выпишите один диалектизм.
Из предложений 1-4 выпишите слово в переносном значении.
Из предложений 1-4 выпишите слово в прямом значении.
Из предложений 14-17 выпишите устаревшее слово.
Из предложения 7 выпишите термин.
Из предложения 16-18 выпишите историзм и т.п.

Слайд 29

Задание 27 Критерий 2. Комментарий. Анализируем смысловые связи

Задание 27 Критерий 2. Комментарий. Анализируем смысловые связи

Слайд 30

Обратите внимание!

Цель задания 27 – проверить компетенции в области информационной обработки

Обратите внимание! Цель задания 27 – проверить компетенции в области информационной обработки
текста.
Понимание исходного текста – умение адекватно воспринять его проблематику (какие вопросы поднимаются (ставятся) в тексте?).
Комментарий в 2021 году - основной источник информации о понимании текста выпускником (6 баллов!).

Слайд 31

Возьмите на заметку!

Рекомендации ФИПИ

9 баллов!!!!

Возьмите на заметку! Рекомендации ФИПИ 9 баллов!!!!

Слайд 32

Обратите внимание!

Экзаменуемые неточно, некорректно или с нарушением речевых норм оформляют собственные мысли.

Обратите внимание! Экзаменуемые неточно, некорректно или с нарушением речевых норм оформляют собственные
В частности, многие выпускники по-прежнему при формулировании проблемы смешивают понятия «проблема» и «тема»:
В тексте говорится о теме таланта и его претворения в жизнь;
Какая бывает любовь к природе / Какой бывает русский характер? Эту тему мы можем рассмотреть в тексте …;
Почему влияет природа на человека? Именно этой темой задается автор предложенного текста;
Все ли люди бездарны? Эта тема волнует автора.
Автор ставит проблему мозгов / природы / искусства / музыки/ России / войны…;
Автор задается вопросом, правильно ли мы живем?

Слайд 33

Соотношение темы, проблемы и идеи

от
темы

через
проблема-
тику

к
идее

Соотношение темы, проблемы и идеи от темы через проблема- тику к идее

Слайд 35

Слова-помощники в формулировке проблемы

Слова-помощники в формулировке проблемы

Слайд 37

Понимание и интерпретация текста

Раскрытие именно того смысла, который вложен в произведение

Понимание и интерпретация текста Раскрытие именно того смысла, который вложен в произведение
автором.
Суть понимания состоит в достижении определенного уровня или степени идентичности исходного, понимаемого текста и его постижения понимающим субъектом.
Понял ли читатель смысл, который вложил в него автор текста?

Нахождение собственного смысла читателем.
Интерпретация есть выработка своего отношения к воспринимаемому тексту и выражение этого отношения.
Какой свой смысл читатель нашел в сообщении автора?

Слайд 38

Комментарий к проблеме

Критерии
оценивания
Опора на исходный текст
Наличие 2-х примеров-иллюстраций
Наличие пояснений к примерам-иллюстрациям
Определение смысловой

Комментарий к проблеме Критерии оценивания Опора на исходный текст Наличие 2-х примеров-иллюстраций
связи между примерами-иллюстрациями и её анализ
Фактические ошибки

Слайд 39

Таблица оценивания комментария к сформулированной проблеме текста

Таблица оценивания комментария к сформулированной проблеме текста

Слайд 40

Пояснение к примеру-иллюстрации

Цель пояснения: выявить смысл авторского
рассуждения о…/
повествования

Пояснение к примеру-иллюстрации Цель пояснения: выявить смысл авторского рассуждения о…/ повествования о…/
о…/
описания…/
какого-либо приёма в тексте,
чтобы в итоге установить отношение автора к проблеме
понять авторскую позицию.

Главное – ответить на вопросы, анализируя содержание обоих примеров:
зачем? с какой целью? по какой причине? для чего? почему? чем вызвано…? чем объясняется…? какая связь между…?

Слайд 41

Пояснение к примерам-иллюстрациям

Пояснением к примерам-иллюстрациям из текста художественного стиля могут стать разъяснение

Пояснение к примерам-иллюстрациям Пояснением к примерам-иллюстрациям из текста художественного стиля могут стать
смысла, оценка, анализ
мотивов поведения героя (-ев);
монологов (в том числе внутренних), диалогов;
поступков героев;
их личностных особенностей;
взаимоотношений с окружающими;
внутреннего состояния;
отношения к себе и к миру и т.д.
Под примером-иллюстрацией понимается отражение проблемы исходного текста в привлечённом текстовом материале (в цитате, во фрагменте текста, в указании на его сюжетный элемент), т.е. комментируется содержание.

Слайд 42

Пояснение к примерам-иллюстрациям
Пояснением к примерам-иллюстрациям из текста публицистического стиля могут стать разъяснение

Пояснение к примерам-иллюстрациям Пояснением к примерам-иллюстрациям из текста публицистического стиля могут стать
смысла, оценка, анализ
фактов, мнений, настроения автора,
его комментариев и размышлений;
авторских аргументов, доводов;
различных точек зрения на проблему;
авторских (и не только) высказываний и т.п

Слайд 43

Пояснения к примерам-иллюстрациям

Толкование, изъяснение приведённых примеров

Объяснительные примечания к примерам-иллюстрациям

Разъяснительные замечания к приведённым

Пояснения к примерам-иллюстрациям Толкование, изъяснение приведённых примеров Объяснительные примечания к примерам-иллюстрациям Разъяснительные
примерам

Текст, представляющий собой дополнительное объяснение примеров.
Цель пояснения - облегчить читателю понимание текста, раскрыть его содержание и авторский замысел.

Слайд 44

Алгоритм выявления смысловых связей между примерами-иллюстрациями

В соответствии с формулировкой проблемы и авторской

Алгоритм выявления смысловых связей между примерами-иллюстрациями В соответствии с формулировкой проблемы и
позицией
а) найти смысловые отношения между частями текста: сравнительные, противопоставительные, сопоставительные, причинно-следственные, целевые, условные и др.;
б) вычленить в этих частях примеры, отражающие (иллюстрирующие) сформулированную проблему;
в) продумать, как выбранная смысловая связь помогает понять, раскрыть, прояснить проблему, авторскую позицию, характер героя и т.п.;
в) сформулировать высказывание, указав и проанализировав смысловые отношения между найденными примерами-иллюстрациями.

Слайд 45

Смысловые связи между примерами-иллюстрациями

Смысловые связи между примерами-иллюстрациями

Слайд 46

Функции сравнительной (сопоставительной) связи

В тексте сравнительная (сопоставительная, противопоставительная) связь помогает понять
характер

Функции сравнительной (сопоставительной) связи В тексте сравнительная (сопоставительная, противопоставительная) связь помогает понять
героя (явления, события и т.д), его состояние или мотивы поведения;
настроение, эмоции героя;
чувства, мысли героя или автора;
авторскую оценку героя, предмета или явления и т.п.

Слайд 48

Функции пояснительной (уточняющей) смысловой связи

Эти виды смысловых отношений дают возможность получить полную,

Функции пояснительной (уточняющей) смысловой связи Эти виды смысловых отношений дают возможность получить
исчерпывающую информацию о чём-либо; при этом пояснительные отношения как бы расшифровывают и уточняют идею первого примера.
Обратите внимание!
Уточняющая связь – это переход от более широкого понятия к более узкому, а пояснительная – это обозначение одного и того же понятия другими словами.

Слайд 50

Смысловая связь и её место в композиции сочинения

Место смысловой связи:
в начале

Смысловая связь и её место в композиции сочинения Место смысловой связи: в
комментария:
Размышляя над проблемой, автор сравнивает поведение героя до и после встречи с однополчанами; (в этом случае анализ этих смысловых отношений может быть дан перед формулировкой авторской позиции)
в конце комментария как его завершение:
Противопоставляя эти события, автор помогает читателю увидеть индивидуальные особенности характера героя — незлобивость, всепрощение, внутреннюю чистоту.

Слайд 51

Работаем с текстом
художественного стиля

Работаем с текстом художественного стиля

Слайд 52

(1)Шаталов растопил печку, сам уселся на стул верхом и закурил. (2)Боль

(1)Шаталов растопил печку, сам уселся на стул верхом и закурил. (2)Боль в
в костях усилилась, монотонная, нудная…
(3)Все неприятности начались тогда же, когда он заработал этот треклятый ревмокардит. (4)Удивительно глупо бывает иногда: маленький, рядовой случай становится водоразделом целой судьбы...
(5)Шаталов — в те времена старший лейтенант, штурман гидрографического судна — запустил отчётную документацию и неделю не вылезал из каюты, занимаясь журналами боевой подготовки, актами на списание шкиперского и штурманского имущества, конспектами занятий с личным составом. (6)От бесконечных «разделов», «подразделов», «параграфов» и «примечаний» уже рябило в глазах и почему-то чесалось за шиворотом. (7)Сроки сдачи документации надвигались неумолимо, командир корабля при встрече хмурил брови, а конца работе всё не было видно.
(8)И вдруг приказ выходить в море: где-то на островке испортился автоматический маяк, и надо было сменить горелку. (9)Осенняя Балтика штормила, но штурман ликовал. (10)Он был молод. (11)Он козлом прыгал от компаса к карте, от радиопеленгатора к эхолоту: ведь никто теперь не мог загнать его в каюту и заставить писать акты инвентарной комиссии — он вёл корабль через штормовое море!
(12)Островок был замкнут в кольцо прибоя, но штурман вызвался идти туда на вельботе. (13)Он уверил командира в том, что уже неоднократно высаживался здесь, что знает проходы в прибрежных камнях. (14)Он никогда даже близко здесь не был и не ведал никаких проходов. (15)3ато он хорошо понимал, что срок сдачи документации будет продлён, если удастся наладить маяк, не дожидаясь ослабления штормового ветра.
(16)Нет, это не была совсем уж отчаянная авантюра. (17)Шаталов был хорошим моряком и румпель вельбота чувствовал не только ладонью, но и всем своим существом. (18)Просто судьба изменила… (19)Он потерял ориентировку среди волн, бурунов, завес из брызг…
(20)Навсегда запомнились скользкий блеск на миг обнажившегося камня под самым бортом вельбота, удар, треск ломающихся вёсел, перекошенные рты на матросских лицах и рык ветра… (21)Только чудом никто не погиб. (22)Израненные, простывшие, они больше суток провели на островке, пока не затих шторм.
(23)Хотя Шаталов маячного огня и не зажёг, но от документации избавился: угодил на полгода в госпиталь. (24)3а неоправданное лихачество ему не присвоили очередное звание, а когда началось новое сокращение вооружённых сил, демобилизовали одним из первых.
(По В. Конецкому)
*Виктор Викторович Конецкий (1929-2002) — капитан дальнего пла­ва­ния, прозаик, сценарист. В своих произведениях отразил жизнь моряков-полярников.

Слайд 53

(1)Шаталов растопил печку, сам уселся на стул верхом и закурил. (2)Боль в

(1)Шаталов растопил печку, сам уселся на стул верхом и закурил. (2)Боль в
костях усилилась, монотонная, нудная…(3)Все неприятности начались тогда же, когда он заработал этот треклятый ревмокардит. (4)Удивительно глупо бывает иногда: маленький, рядовой случай становится водоразделом целой судьбы….

Ретроспекция как категория текста предполагает целенаправленное действие со
стороны автора, который, обращаясь мысленно к прошлому и описывая прошедшие
события, стремится направить внимание читателя на факты, которые могут быть
основополагающими для раскрытия основной идеи всего произведения.
И. Р. Гальперин

Благодаря ретроспекции читатель может
узнать неизвестные ранее сведения,
переосмыслить их,
проникнуть в авторский замысел.

Слайд 55

Роль начала художественного текста

1. Вводит систему координат модели мира, созданного автором
2.

Роль начала художественного текста 1. Вводит систему координат модели мира, созданного автором
Выполняет функцию фонового описания
3. Участвует в создании характеристик как главных, так и второстепенных персонажей
4. Заключает в сжатом виде основное содержание текста или его части.

Кто?
Где?
Когда?

Слайд 56

3)Все неприятности начались тогда же, когда он заработал этот треклятый ревмокардит.

не

3)Все неприятности начались тогда же, когда он заработал этот треклятый ревмокардит. не
зажёг маячный огонь
угодил на полгода в госпиталь
не присвоили очередное звание
демобилизовали одним из первых

НЕПРИЯТНЫЙ, ая, ое; тен, тна.
Не нравящийся своими качествами, противный. Н. вкус.
Вызывающий неудовольствие, волнение, нарушающий спокойствие. Неприятная встреча.
| сущ. неприятность, и, ж.

Синонимы
беда, горе, огорчение, удар, скорбь, несчастье, зло

Слайд 57

(4)Удивительно глупо бывает иногда: маленький, рядовой случай становится водоразделом целой судьбы.

(19)Он потерял

(4)Удивительно глупо бывает иногда: маленький, рядовой случай становится водоразделом целой судьбы. (19)Он
ориентировку среди волн, бурунов, завес из брызг…
(20)Навсегда запомнились скользкий блеск на миг обнажившегося камня под самым бортом вельбота, удар, треск ломающихся вёсел, перекошенные рты на матросских лицах и рык ветра… (21)Только чудом никто не погиб. (22)Израненные, простывшие, они больше суток провели на островке, пока не затих шторм.

Слайд 58

Начало текста

Кроме того, помогает понять проблематику текста, передаёт его основную мысль.

Позволяет

Начало текста Кроме того, помогает понять проблематику текста, передаёт его основную мысль.
увидеть

психологический портрет героя, в основе которого лежит безответственное отношение к жизни и к окружающим.

отношение героя к окружающим, своим поступкам («маленький, рядовой случай»);

восприятие реальности Шаталовым («неприятности»);

Слайд 59

Алгоритм работы над сочинением

Формулируем ПОСТАВЛЕННУЮ проблему текста
(проблема ответственности человека за свои поступки)

Находим

Алгоритм работы над сочинением Формулируем ПОСТАВЛЕННУЮ проблему текста (проблема ответственности человека за
первый пример, иллюстрирующий
аспекты проблемы

Поясняем первый пример

Находим второй пример, иллюстрирующий
аспекты проблемы

Поясняем второй пример

Определяем вид смысловой связи между ними

Указываем смысловую связь между примерами и анализируем её

Формулируем авторскую позицию

Формулируем собственную позицию

Обосновываем свою точку зрения

Слайд 60

Работаем с текстом

Прошлое

Настояшее

Старший лейтенант, штурман, хороший моряк

Треклятый ревмокардит, увольнение из армии, несостоявшаяся

Работаем с текстом Прошлое Настояшее Старший лейтенант, штурман, хороший моряк Треклятый ревмокардит,
карьера

«Водораздел судьбы» –
«маленький, рядовой случай»

Можно СОПОСТАВИТЬ или ПРОТИВОПОСТАВИТЬ события

Можно выяснить ПРИЧИНЫ событий и указать их ПОСЛЕДСТВИЯ

Можно УТОЧНИТЬ, ДОПОЛНИТЬ предыдущую информацию

Можно рассмотреть настоящее как ИТОГ, РЕЗУЛЬТАТ прошлых событий

Слайд 61

Проблема ответственности человека за свои поступки
Причина безответственного поведения: «запустил отчётную документацию»

следствие

решился

Проблема ответственности человека за свои поступки Причина безответственного поведения: «запустил отчётную документацию»
идти в море в сильнейший шторм

бездумно распорядился судьбами как минимум 4-х человек (вельбот)

обманул командира

подверг смертельной опасности матросов

получил серьёзное заболевание («треклятый ревмокардит»)

загубил карьеру: не присвоили очередное звание, затем сократили и демобилизовали
Лень, недобросовестное отношение к своим обязанностям могут стать причиной очень серьёзных последствий. В данном случае Эта безответственность Шаталова разрушила его жизнь.

Каково значение этих смысловых отношений для раскрытия аспектов поставленной проблемы?

Слайд 62

Проблема ответственности человека за свои поступки

Противопоставление частей информации

(13)Он уверил командира в

Проблема ответственности человека за свои поступки Противопоставление частей информации (13)Он уверил командира
том, что уже неоднократно высаживался здесь, что знает проходы в прибрежных камнях.

(14)Он никогда даже близко здесь не был и не ведал никаких проходов.

В чём смысл противопоставления данных примеров-иллюстраций?

Противопоставление информации ещё отчётливее помогает увидеть безответственное отношение Шаталова к своему делу и к окружающим. Герой идёт на поводу собственной лени, совершенно не задумываясь о том, как могут обернуться обстоятельства. 

Слайд 63

Проблема ответственности человека за свои поступки

Сопоставление частей информации

(3)Все неприятности начались тогда

Проблема ответственности человека за свои поступки Сопоставление частей информации (3)Все неприятности начались
же, когда он заработал этот треклятый ревмокардит.(4)Удивительно глупо бывает иногда: маленький, рядовой случай становится водоразделом целой судьбы. (18)Просто судьба изменила…

В чём смысл сопоставления этих частей информации?

(20)…Удар, треск ломающихся вёсел, перекошенные рты на матросских лицах и рык ветра… (21)Только чудом никто не погиб. (22)Израненные, простывшие, они больше суток провели на островке, пока не затих шторм.

Сопоставление этих частей информации помогает понять, что герой так и не осознал безответственности своего поступка. Убеждение, что в случившейся трагедии виновата судьба, а не он сам, привело к закономерному результату: Шаталов одинок, болен и несчастлив.

Слайд 64

Проблема ответственности человека за свои поступки

Уточнение, дополнение информации

(5)Шаталов — в те

Проблема ответственности человека за свои поступки Уточнение, дополнение информации (5)Шаталов — в
времена старший лейтенант, штурман гидрографического судна — запустил отчётную документацию и неделю не вылезал из каюты, занимаясь журналами боевой подготовки, актами на списание шкиперского и штурманского имущества, конспектами занятий с личным составом. (6)От бесконечных «разделов», «подразделов», «параграфов» и «примечаний» уже рябило в глазах … (7)Сроки сдачи документации надвигались неумолимо, командир корабля при встрече хмурил брови, а конца работе всё не было видно.

Решение Шаталова отправиться к маяку можно было бы отчасти объяснить его молодостью, но из дополнительной информации становится понятна истинная причина его поступка – нежелание выполнять свои должностные обязанности.

(10)Он был молод. (11)Он козлом прыгал от компаса к карте, от радиопеленгатора к эхолоту: ведь никто теперь не мог загнать его в каюту и заставить писать акты инвентарной комиссии — он вёл корабль через штормовое море!

Слайд 65

Схемы, таблицы, алгоритмы, помогающие решать учебные и коммуникативные задачи

Схемы, таблицы, алгоритмы, помогающие решать учебные и коммуникативные задачи

Слайд 66

ПРИТЧА

Может быть, самый ёмкий литературный жанр – древняя притча. В одной

ПРИТЧА Может быть, самый ёмкий литературный жанр – древняя притча. В одной
притче, состоящей из нескольких фраз, бывает сказано так много, что хватает потом на долгие века для разных народов и разных социальных устройств.
В. Солоухин
Когда ученики Христа спросили Его, почему он говорит притчами, Учитель ответил: «Для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано... Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат и не разумеют» (Матф. ХIII, 10–13).

Слайд 67

Свойства притчи

Создателей притчи интересует не характер конкретного героя, а определённый набор

Свойства притчи Создателей притчи интересует не характер конкретного героя, а определённый набор
нравственных качеств человека, выявляемый ситуацией.
Образы и ситуации внешнего мира в притчах следует рассматривать как символы.
Краткость;
строится на сравнении;
осуждаются пороки,
не требует доказательств;
подсказывает способы разрешения конфликтной ситуации;
даёт возможность деликатно указать собеседнику на его недостатки или пороки.

Слайд 68

ПРО СЧАСТЬЕ

Однажды три брата увидели Счастье, сидящее в яме. Один из

ПРО СЧАСТЬЕ Однажды три брата увидели Счастье, сидящее в яме. Один из
братьев подошёл к яме и попросил у Счастья денег. Счастье одарило его деньгами, и он ушёл счастливый. Другой брат попросил красивую женщину. Тут же получил и убежал вместе с ней вне себя от счастья. Третий брат наклонился над ямой:   — Что тебе нужно? — спросило Счастье.   — А тебе что нужно? — спросил брат.   — Вытащи меня отсюда, — попросило Счастье.   Брат протянул руку, вытащил Счастье из ямы, повернулся и пошёл прочь. А Счастье пошло за ним следом.

Слайд 69

Формулируем проблемы, используя слова-помощники

ПРОБЛЕМА
содержания понятия
восприятия
поиска
истинных и ложных представлений о счастье

счастья

Формулируем проблемы, используя слова-помощники ПРОБЛЕМА содержания понятия восприятия поиска истинных и ложных представлений о счастье счастья

Слайд 70

Выявляем и анализируем смысловую связь

Какую роль в понимании проблемы, авторской позиции, содержания

Выявляем и анализируем смысловую связь Какую роль в понимании проблемы, авторской позиции,
притчи и т.д. играют сравнение (сопоставление, противопоставление)?

Слайд 71

Сравнивая поведение братьев, можно понять, что…

у каждого человека своё понимание счастья, и

Сравнивая поведение братьев, можно понять, что… у каждого человека своё понимание счастья,
оно может зависеть от мечты и восприятия мира;
каждый человек счастлив настолько, насколько представляет своё счастье;
чтобы быть счастливым, нужно самому добиться удовлетворенности своей жизнью;
понимание счастья может быть эгоистичным;
счастье зависит от самоощущения человека, которое определяется его ценностями и убеждениями;
понимание счастья братьями даёт возможность представить внутренний, духовный мир каждого из них;
настоящее счастье испытывает тот человек, кто заботится не о себе, а об окружающих;
счастье заключается не в богатстве, не в развлечениях, а в умении сделать другого счастливым;
совершая добрые дела, человек обретает счастье;
счастье любит бескорыстных людей и т.п.

Слайд 72

Иисус и Иуда Историческая притча

(1)При создании фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи столкнулся

Иисус и Иуда Историческая притча (1)При создании фрески «Тайная вечеря» Леонардо да
с огромной трудностью: он должен был изобразить Добро, воплощённое в образе Иисуса, и Зло — в образе Иуды, решившего предать Иисуса на этой трапезе. (2)Леонардо на середине прервал работу и возобновил её лишь после того, как нашёл натурщика.
(3)Однажды у алтаря в храме художник увидел в одном из юных певчих церковного хора совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков. Лик Иисуса на них поражал окружающих внутренней красотой и духовным величием.
(4)Прошло три года. «Тайная вечеря» была почти завершена, однако Леонардо пока так и не нашёл подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись собора, торопил его, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее.
(5)И вот после долгих поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве нищего — молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного человека. (6)Времени на этюды уже не оставалось, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор.
(7)С большим трудом нищего притащили туда и поставили на ноги. (8)Он толком не понимал, что происходит, а Леонардо запечатлевал на холсте греховность, себялюбие, злочестие, гордыню, которые отражались на лице этого человека.
(9)Когда художник закончил работу, нищий, который к тому времени уже немного протрезвел, открыл глаза, увидел перед собой полотно и вскричал в испуге и тоске:
—(10) Я уже видел эту картину раньше!
—(11) Когда? — недоуменно спросил Леонардо.
—(12) Три года назад. (13)В ту пору я пел в церковном хоре и какой-то художник написал с меня Христа.

Слайд 73

Определяемся с понятиями

Определяемся с понятиями

Слайд 74

Сравнение (противопоставление)

Сравнение (противопоставление)

Слайд 75

Противопоставление (хронотоп)

Противопоставление (хронотоп)

Слайд 76

Противопоставление (поступки и действия)

Какую роль в понимании проблемы, авторской позиции, содержания притчи

Противопоставление (поступки и действия) Какую роль в понимании проблемы, авторской позиции, содержания
и т.д. играют сравнение (сопоставление, противопоставление)?

Слайд 77

(Сравнение) противопоставление (КОНКРЕТИЗИРУЕМ, ПОЯСНЯЕМ, РАСКРЫВАЕМ РОЛЬ этих смысловых связей)

позволяет осознать, что

(Сравнение) противопоставление (КОНКРЕТИЗИРУЕМ, ПОЯСНЯЕМ, РАСКРЫВАЕМ РОЛЬ этих смысловых связей) позволяет осознать, что
между добром и злом очень тонкая грань;
позволяет увидеть, как меняется человек, если он идёт путём Зла;
наглядно, образно помогает увидеть двоемирие в каждом человеке;
подчёркивает вечное противоборство Добра и Зла;
помогает увидеть влияние добра и зла на образ человека;
показывает вечное противостояние Добра и Зла, двух полюсов человеческой жизни, которое находит свое отражение в нравственном выборе героя, его поведении;
отражает последствия выбора Добра и Зла человеком;
позволяет понять, что Добро созидает, а Зло – разрушает;
с утратой Добра человеком завладевает Зло и т.п

Слайд 78

От анализа смысловых отношений – к авторской позиции

Авторская позиция не должна дублировать

От анализа смысловых отношений – к авторской позиции Авторская позиция не должна дублировать анализ смысловых связей!
анализ смысловых связей!

Слайд 79

От анализа смысловых отношений – к авторской позиции

От анализа смысловых отношений – к авторской позиции

Слайд 80

Бедный человек нашёл на рынке дорогой кошелёк. Открыв его, бедняк обнаружил внутри

Бедный человек нашёл на рынке дорогой кошелёк. Открыв его, бедняк обнаружил внутри
сто золотых монет. В этот момент он услышал крик человека в торговых рядах:
— Вознаграждение! Вознаграждение ждёт того, кто найдёт мой кожаный кошелёк!
Бедняк подошёл к торговцу и отдал ему свою находку.
— Вот ваш кошелёк. Я могу теперь получить награду?
— Награду? — усмехнулся купец, жадно пересчитывая золото. — В кошельке, который я обронил, было двести золотых монет! Ты уже украл больше, чем предполагаемое вознаграждение! Уходи или я позову стражу!
— Я честный человек, — оскорблённо сказал бедняк. — Давайте решим этот вопрос у судьи.
Судья внимательно выслушал обе стороны и заявил:
— Я верю вам обоим. Правосудие возможно! Купец, вы утверждаете, что, когда потеряли кошелёк, в нём лежало двести золотых монет. Но в этом только сто! Значит, это не ваш предмет.
И с этими словами судья отдал кошелёк с золотыми монетами бедняку.

Притча для самостоятельного анализа

Слайд 81

От притч – к текстам
художественного и публицистического стилей

От притч – к текстам художественного и публицистического стилей

Слайд 82

(1)Сергей Николаевич Плетёнкин вернулся домой, как обычно, в половине девятого. (2)Он работал

(1)Сергей Николаевич Плетёнкин вернулся домой, как обычно, в половине девятого. (2)Он работал
в сервисной мастерской, в самом центре города. (3)Чтобы оправдать горючее, по дороге домой он делал остановку возле центрального рынка и подхватывал, если, конечно, повезёт, попутчика. (4)Сегодня ему несказанно повезло, душа от радости пела, и он, едва разувшись, даже не помыв руки, сразу же помчался на кухню рассказывать об удивительном происшествии.
(5)Жена стояла возле раковины и мыла посуду. (6)Дочь с недовольным видом допивала чай и, капризно оттопырив нижнюю губу, спрашивала:
–(7)Мам, а почему нельзя?
–(8)Потому что… – раздражённо отвечала мать. –(9)Вон у отца отпрашивайся!
(10)Плетёнкин нетерпеливо махнул рукой, прося тишины, и, взвизгивая от радости, чем всегда раздражал жену, начал рассказывать.
–(11)Представляете, еду я сегодня мимо центрального рынка, тормозит меня какая‐то женщина… (12)Просит, чтобы я её подвёз до заводоуправления. (13)Я гляжу: кожаное пальто, сапожки стильные, ну, и на лицо такая, видно, что ухоженная… (14)Я сразу ей: триста!.. (15)Она даже рот открыла. (16)Ну, ничего, села, довёз я её до управления. (17)Она выходит и даёт мне пятьсот рублей… (18)Я такой: «Так, а вот сдачи‐то у меня нет!» (19)Она посмотрела на меня, пожала плечиками и говорит: «Ладно, сдачу оставьте себе!» (20)Представляешь, как повезло!
–(21)Да‐а! (22)Были бы все пассажиры такие! – протянула жена. –(23)Ты иди мой руки и давай садись ужинать…

Слайд 83

(24)Плетёнкин закрылся в ванной и начал намыливать руки, вновь и вновь прокручивая

(24)Плетёнкин закрылся в ванной и начал намыливать руки, вновь и вновь прокручивая
подробности всего происшедшего. (25)Густые чёрные волосы, тонкие пальцы с обручальным кольцом, слегка отрешённый взгляд… (26)Такой взгляд бывает у людей, которые что‐то потеряли, а теперь смотрят туда, где должна бы лежать пропавшая вещь, прекрасно зная, что там её не найдут.
(27)И вдруг он вспомнил её! (28)Это была Наташа Абросимова, она училась в параллельном классе. (29)Конечно, она изменилась: была невидной дурнушкой, а теперь стала настоящей дамой, но тоскливое разочарование в глазах осталось. (30)Однажды в одиннадцатом классе он вызвался проводить её, вёл тихими улочками, чтобы их не видели вместе. (31)У неё глаза светились от счастья, и, когда он попросил написать за него сочинение на конкурс «Ты и твой город», она тут же согласилась.
(32)Плетёнкин занял первое место, получил бесплатную путёвку в Петербург, а после этого уже не обращал внимания на очкастую дурнушку. (33)И только на выпускном балу, выпив шампанского, он в порыве слезливой сентиментальности попытался ей что‐то объяснить, а она смотрела на него с той же усталой тоской, с какой смотрела и сегодня.
–(34)Ну, получается, что я обманул тебя!
–(35)Меня? – она улыбнулась. –(36)Разве ты меня обманул?
–(37)А кого же! – сказал он и глупо ухмыльнулся. (38)Она молча ушла.
… (39)Плетёнкин хмуро намыливал руки. (40)Он подумал, что обязательно встретит её и вернёт ей двести, нет, не двести, а все пятьсот рублей… (41)Но … понял, что никогда не сделает этого.
–(42)Ты чего там застрял? (43)Всё стынет на столе! – потеряв терпение, крикнула из кухни жена.
(По С.Качалкову)
Сергей Семёнович Качалков (род. в 1943 г.) — современный писатель‐прозаик.

Слайд 84

Обратите внимание!

Внимательно прочитайте текст.
Сформулируйте 2-3 проблемы, поднятые автором в тексте.
4. Выясните, есть

Обратите внимание! Внимательно прочитайте текст. Сформулируйте 2-3 проблемы, поднятые автором в тексте.
ли к проблемам по 2 примера-иллюстрации, продумайте пояснения.
5. Определите смысловую связь между примерами и проанализируйте её.
3. Проверьте, насколько полно заявлена позиция автора по каждой из проблем, сформулируйте её.
6. Выразите своё отношение к позиции автора.
7. Обоснуйте его.

Слайд 85

Сергей Николаевич Плетёнкин

Сергей Николаевич Плетёнкин

Слайд 86

Семья Плетёнкина

Семья Плетёнкина

Слайд 87

Сергей Николаевич Плетёнкин

Сергей Николаевич Плетёнкин

Слайд 88

Наташа Абросимова

Наташа Абросимова

Слайд 89

Причины радости героев рассказа

Жизнь не изменила характеры героев:
она не сделала совестливым

Причины радости героев рассказа Жизнь не изменила характеры героев: она не сделала
Плетёнкина и жестокосердной Наташу.

Слайд 90

Авторская позиция

Авторская позиция

Слайд 91

У главного героя нет совести

Окружающие - средство получения выгоды

Деньги и другие блага

У главного героя нет совести Окружающие - средство получения выгоды Деньги и
определяют настроение и поведение героя

Слайд 92

Формулировка проблемы и комментарий

Формулировка проблемы и комментарий

Слайд 93

Формулировка проблемы и комментарий

дополнение, сопоставление, сравнение, выделение

Формулировка проблемы и комментарий дополнение, сопоставление, сравнение, выделение

Слайд 94

Формулировка проблемы и комментарий

Формулировка проблемы и комментарий

Слайд 96

Соотношение проблемы и авторской позиции (вопрос-ответ)

Соотношение проблемы и авторской позиции (вопрос-ответ)

Слайд 97

Соотношение авторской позиции и собственной точки зрения

Соотношение авторской позиции и собственной точки зрения

Слайд 98

Обоснование собственной позиции

Потребительское отношение к окружающим разрушает самого человека.
(Почему?)
Он не

Обоснование собственной позиции Потребительское отношение к окружающим разрушает самого человека. (Почему?) Он
способен испытывать ни любви, ни жалости, ни сострадания.
Человек не развивается, становясь зависимым от окружающих.
Корыстолюбивый человек своим поведением становится похож на хищника, готового получить материальные блага любым путём.
Чем больше материальной пользы человек пытается извлечь из отношений с окружающими, тем больше он теряет духовное, то, что делает нас людьми.

Слайд 99

(1) Многие мудрецы, рассматривая человеческую природу, делали вывод о том, что

(1) Многие мудрецы, рассматривая человеческую природу, делали вывод о том, что эгоизм
эгоизм является врожденным свойством человека. (2) О ком должен заботиться человек в первую очередь? (3) Конечно же, о себе! (4) Если его не будет, то не будет и мира, который его окружает. (5) Вот почему поговорка «своя рубашка» ближе к телу определяет не порок человека, а сущность его природы. (6) Хотим мы того или нет, нравится нам это или не нравится, но все люди – эгоисты, и ничего с этим поделать нельзя. (7)Если в мегаполисе террористы взорвут метро, то многие таксисты, почуяв наживу, сразу же в десять раз взвинтят цены на свои услуги.(8) И как же их за это упрекать, если им надо думать о своей семье? (9)Такой случай выпадает, может быть, раз в жизни… (10)Так рассуждают многие и сегодня. (11)Но когда говорят об эгоизме человека, то зачастую не замечают важной подмены.(12) Во-первых, эгоист не тот, кто заботится о себе, любит и ценит себя. (13)Самоуважение, чувство достоинства – это ценные человеческие качества, которыми надо дорожить. (14) Эгоист – это тот, для кого все остальные люди выступают как средства для достижения своих целей. (15)Эгоист похож на энцефалитного клеща, который инстинктивно пытается впиться в теплую плоть, чтобы сосать из нее кровь. (16) Такая же слепая, инстинктивная природа и у  эгоиста.
(17) Во-вторых, главная проблема эгоиста в том, что он не может обрести счастья. (18) Человек, который умеет только брать, похож на вечно голодного хищника, рыскающего по свету в поисках добычи. (19) Да, как всякий хищник, он может быть удачлив, силен, отважен, он даже может нравиться окружающим своей хищной красотой и ловкостью. (20) Но он обречен быть несчастным, потому что, делая окружающих зависимыми, он же и попадает в полную зависимость: живя только для себя, он не может жить без людей.

Слайд 100

(21) Но, нуждаясь в них, он постоянно испытывает по отношению к

(21) Но, нуждаясь в них, он постоянно испытывает по отношению к окружающим
окружающим вражду: они для него  «хлеб» и «мясо», которые почему-то не желают быть пищей. (22) В этом заключается парадоксальная природа эгоиста: считая себя лучшим, самым главным, самым успешным, он нуждается в людях гораздо больше, чем люди нуждаются в нём.
(23)Какой  прок окружающим от человека, который только берет, похищает, высасывает, отнимает, а взамен ничего не дает? (24) И эгоист ощущает эту холодность мира, ставшего для него объектом охоты. (25) Наказание страшное – одиночество. (26)Нет ни друга, ни товарища, ни любимой, потому что и дружба, и товарищество, и любовь держатся на взаимности, это чувство не похищается, оно создается, а что может создать сердце жадного, алчного хищника?! (27)Вот и кружит он по миру, будто голодный волк. (28)Порой эгоист понимает, что жить нужно как-то не так, что надо найти способ подружиться с миром, полюбить кого-то, помочь ближнему, услышать слово «спасибо», увидеть благодарную улыбку, без которых жизнь – тяжелая пытка.(29) Однако нет у него способности любить, вместо любви – холодный расчет…(30) Он может улыбаться, только подражая улыбке других людей, пожимать руки, только копируя чужие жесты, но душа при этом остаётся пустой и холодной.  (31) Нет, человечество стало вершиной эволюции потому, что оно умело защищать слабого, заботиться о ближнем, спасать и помогать, любить и верить. (32) Именно эти общественные чувства позволили слабому животному, которое не умело ни прыгать, ни бегать, у которого не было ни острых клыков, ни могучих крыльев, стать царем природы, самым сильным и могучим.
(По В.Захарову)

Слайд 101

Ключевые слова в тексте публицистического стиля

Ключевые слова в публицистическом тексте - наименования

Ключевые слова в тексте публицистического стиля Ключевые слова в публицистическом тексте -
предмета речи.
Выделение ключевых слов - операция смыслового сжатия текста.
Умение выделять ключевые слова – одно из условий понимания текста.
Селиванова Е.А. Основы лингвистической теории текста и коммуникация. К., 2002.

Слайд 104

Проблема губительного влияния эгоизма

Проблема губительного влияния эгоизма

Слайд 107

Типичные логические ошибки в сочинениях

Наличие смысловых повторов, неоправданное повторение высказанной мысли;
отсутствие средств

Типичные логические ошибки в сочинениях Наличие смысловых повторов, неоправданное повторение высказанной мысли;
связи между сверхфразовыми единствами или внутри них (читающему приходится восстанавливать опущенные смысловые единицы);
неудачные смысловые переходы между предложениями;
бессвязность и нарушение порядка предложений, пропуск звена в объяснении, «логический скачок»;
нагромождение лишних фактов или неуместных абстрактных рассуждений, наличие ненужных сведений, не имеющих отношения к теме;
подмена тезиса;
бездоказательность утверждений и т.п.

Замечания ФИПИ

Слайд 108

Возьмите на заметку!

Проверяя сочинения, учителя иногда
не учитывают фактические ошибки в понимании текста;
засчитывают

Возьмите на заметку! Проверяя сочинения, учителя иногда не учитывают фактические ошибки в
пример-иллюстрацию не по сформулированной проблеме;
в качестве двух примеров засчитывают смысловой повтор, выраженный разными средствами языка (один пример-иллюстрация);
в качестве комментария засчитывают авторскую позицию;
засчитывают анализ средств выразительности, который не несёт смысловой нагрузки в раскрытии проблемы исходного текста.

Замечания ФИПИ

Слайд 109

…Если тебе когда-нибудь захочется найти человека, который сможет преодолеть любую, самую

…Если тебе когда-нибудь захочется найти человека, который сможет преодолеть любую, самую невероятную
невероятную трудность и сделать тебя счастливым, когда этого не может больше никто, - просто посмотри в зеркало и скажи: "Привет!"
Ричард Бах

Слайд 110

Весь необходимый теоретический материал по пунктуации;
методический комментарий к заданиям;
72 текста о географических

Весь необходимый теоретический материал по пунктуации; методический комментарий к заданиям; 72 текста
достопримечательностях России;
задания на определение условий для постановки запятой, двоеточия, тире;
в Приложении – материалы об односоставных и двусоставных предложениях и способах выражения главных членов в них;
ответы к заданиям;
актуален для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Пособие-помощник: теория + практика

Формирование навыков осознанной и продуктивной целевой и учебно-исследовательской деятельности

Слайд 111

Эффективная
подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Формирование навыков осознанной и продуктивной целевой и учебно-исследовательской

Эффективная подготовка к ОГЭ и ЕГЭ Формирование навыков осознанной и продуктивной целевой и учебно-исследовательской деятельности
деятельности

Слайд 112

Ответ: 1248<или>35

Проверка способности осуществлять такие универсальные
учебные действия, как сравнение, анализ, синтез,

Ответ: 1248 35 Проверка способности осуществлять такие универсальные учебные действия, как сравнение,
абстракция,
обобщение, классификация, конкретизация, установление определённых закономерностей и правил и т.п.

Слайд 114

100

100

100

Высоких баллов на экзамене!

100 100 100 Высоких баллов на экзамене!