Слайд 2«Поэты наши сделали добро уже тем, что разнесли благозвучие, дотоле небывалое.
У
![«Поэты наши сделали добро уже тем, что разнесли благозвучие, дотоле небывалое. У](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/927252/slide-1.jpg)
каждого свой стих…
Все они, точно разнозвонные колокола, разнесли благозвучие по русской земле».
«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи».
Н.В.Гоголь.
Слайд 3Не всем дано быть поэтами…
Однако можно научиться правильно строить фразу, находить
![Не всем дано быть поэтами… Однако можно научиться правильно строить фразу, находить](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/927252/slide-2.jpg)
такие сочетания слов, которые приятно было бы произносить и слышать.
ФОНИКА – это раздел стилистики, который изучает звуковую сторону речи. Еще в античные времена Аристотель утверждал: «Написанное должно легко произноситься».
Слайд 4ЧТО ТАКОЕ БЛАГОЗВУЧИЕ?
БЛАГОЗВУЧИЕ – стройность, согласованность, гармоничность звуков в речи, в
![ЧТО ТАКОЕ БЛАГОЗВУЧИЕ? БЛАГОЗВУЧИЕ – стройность, согласованность, гармоничность звуков в речи, в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/927252/slide-3.jpg)
музыке.
БЛАГОЗВУЧИЕ –приятная согласованность звуков, приятность звука.
Слайд 5Каждый национальный язык имеет свою неповторимо индивидуальную фонетическую систему, которая говорящим на
![Каждый национальный язык имеет свою неповторимо индивидуальную фонетическую систему, которая говорящим на](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/927252/slide-4.jpg)
этом языке представляется самой удобной.
Для русского человека, например, образцом благозвучия, музыкальности речи может быть лермонтовская фраза, в которой нет труднопроизносимых звуков:
Русалка плыла по реке голубой,
озаряема полной луной;
и старалась она доплеснуть до луны
серебристую пену волны.
Слайд 6Один из жителей Австрии влюбился в русский язык. Каждое утро он просил
![Один из жителей Австрии влюбился в русский язык. Каждое утро он просил](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/927252/slide-5.jpg)
своих знакомых повторять название русского города, звучавшего как произведение искусства, как песня:
НИЖ-НИЙ НО-ВГО-РОД.
НИЖНИЙ НОВГОРОД…
НИЖНИЙ НОВГОРОД…
НИЖНИЙ НОВГОРОД
Слайд 7ЗВУКОПИСЬ
ЗВУКОПИСЬ – применение в тексте, в речи определенных звуков, которые помогают образно
![ЗВУКОПИСЬ ЗВУКОПИСЬ – применение в тексте, в речи определенных звуков, которые помогают](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/927252/slide-6.jpg)
представить картину (звуки имитируют картину реального мира – шум ветра, дождя, щебет птиц…). ЗВУКОПИСЬ – это игра звуками для усиления выразительности речи.
Театр уж полон; ложи блещут,
Партер и кресла, все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна.
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина…
Слайд 8В поэзии связь звукописи с содержанием должна быть органичной. Вот пример из
![В поэзии связь звукописи с содержанием должна быть органичной. Вот пример из](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/927252/slide-7.jpg)
стихотворения Николая Асеева «Заплыв». Звуки Ш – П передают скольжение по волнам; настойчивое повторение В в последних строчках вызывает представление о замкнутой линии, круге, что ассоциируется с воронками на воде.
Легши на бок, напрягши плечо,
Я вперед уплываю еще,
Постепенно волной овладев,
По веселой и светлой воде.
И за мной, не оставив следа,
Завивает воронки вода.
Слайд 9В поэзии связь звукописи с содержанием должна быть органичной. Вот пример из
![В поэзии связь звукописи с содержанием должна быть органичной. Вот пример из](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/927252/slide-8.jpg)
стихотворения Николая Асеева «Заплыв». Звуки Ш – П передают скольжение по волнам; настойчивое повторение В в последних строчках вызывает представление о замкнутой линии, круге, что ассоциируется с воронками на воде.
Легши на бок, напрягши плечо,
Я вперед уплываю еще,
Постепенно волной овладев,
По веселой и светлой воде.
И за мной, не оставив следа,
Завивает воронки вода
Слайд 10В поэзии связь звукописи с содержанием должна быть органичной. Вот пример из
![В поэзии связь звукописи с содержанием должна быть органичной. Вот пример из](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/927252/slide-9.jpg)
стихотворения Николая Асеева «Заплыв». Звуки Ш – П передают скольжение по волнам; настойчивое повторение В в последних строчках вызывает представление о замкнутой линии, круге, что ассоциируется с воронками на воде.
Легши на бок, напрягши плечо,
Я вперед уплываю еще,
Постепенно волной овладев,
По веселой и светлой воде.
И за мной, не оставив следа,
Завивает воронки вода.
Слайд 11В художественной речи часто средствами звукописи подчеркиваются те или иные образы произведения.
![В художественной речи часто средствами звукописи подчеркиваются те или иные образы произведения.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/927252/slide-10.jpg)
Читая стихотворение А.С.Пушкина «Обвал», мы словно слышим «тяжкий грохот», гул медленно падающей «огромной глыбы»; грохот этот звучит в повторяющихся слогах:
вал – вал - пал – скал – вал.
Слово – образ отражается в аллитерациях и ассонансах строфы:
Оттоль сорвался раз обвал,
И с тяжким грохотом упал,
И всю теснину между скал
Загородил,
И Терека могучий вал
Остановил
Слайд 12АЛЛИТЕРАЦИЯ – повторение в стихотворении одинаковых согласных звуков.
Грохочет эхо по горам,
![АЛЛИТЕРАЦИЯ – повторение в стихотворении одинаковых согласных звуков. Грохочет эхо по горам,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/927252/slide-11.jpg)
как гром, гремящий по громам. (Г.Р.Державин)
АССОНАНС - повторение в стихотворении одинаковых гласных звуков. В основе ассонанса обычно оказываются только ударные звуки.
О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости, до боли
Твою озерную тоску. (С.Есенин)
Слайд 13Авторы художественных произведений последовательно используют аллитерации и ассонансы, и это становится основой
![Авторы художественных произведений последовательно используют аллитерации и ассонансы, и это становится основой](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/927252/slide-12.jpg)
целого звукообраза.
ЗВУКООБРАЗ – это усиление идейно важного образа произведения средствами звукописи.
Звукообразы придают художественную завершенность поэтической форме произведения.
Слайд 14В русской фонике сложились свои традиции различных звучаний. Например, для воспроизведения шума,
![В русской фонике сложились свои традиции различных звучаний. Например, для воспроизведения шума,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/927252/slide-13.jpg)
шороха используются слова (ономатопеи) с шипящими и свистящими звуками. В балладе В.Жуковского « Людмила» описание страшной ночи изобилует шипящими и свистящими звуками, передающими ночные шумы, которые создают впечатление таинственности. В этом случае скопление шипящих звуков эстетически оправдано.
Чу!.. Полночный час звучит.
«Ночь давно ли наступила?
Полночь только что пробила.
Слышишь? Колокол гудит».
«Ветер стихнул; бор молчит»