Слайд 2Изобразительные средства
Используются автором, чтобы вызвать у читателя зримый образ художественного мира литературного
произведения.
Используются автором, чтобы пробудить у читателя личное отношение к происходящему, определенные чувства.
Слайд 3Выразительные средства делятся на
Тропы
Стилистические фигуры
Слайд 5Сравнение
Сравнение – троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего
у них признака.
Слайд 6Сравнение
Великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит
Снежная пыль столбом стоит в воздухе.
Слайд 7Сравнение
Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.
Под ним, как океан, синеет степь
кругом.
С высоты мне виднелась Москва, что муравейник.
Слайд 8Метафора
Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо
отношении двух предметов или явлений.
Слайд 9Метафора
подошва горы
язык пламени
улыбка природы
поле деятельности
голос будущего
Слайд 10Метафора
Горит костер рябины красной.
Отговорила роща золотая березовым веселым языком.
В багрец и золото
одетые леса.
Слайд 11Эпитет
Эпитет – художественное, образное определение, позволяющее более ярко характеризовать свойства, качества предмета
или явления. Веселым треском трещит затопленная печь.
Слайд 12Стихотворение К.Бальмонта
Ангелы опальные, Взоры полусонные,
Светлые, печальные, Нежные, влюбленные,
Блики погребальные
Дымкой окаймленные
Тающих свечей – Тонкие черты.
Грустные, безбольные, То мои несмелые,
Звоны колокольные, То воздушно белые
Отзвуки невольные, Сладко онемелые
Отсветы лучей, - Легкие цветы.
Слайд 13Эпитет
Статные осины высоко лепечут над вами.
Ясные, хрустальные звуки колоколов один за другим
покатились вниз.
Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка.
Сквозь волнистые туманы пробирается луна,
На печальные поляны льет печально свет она.
Слайд 14Постоянные эпитеты
широкое, чистое поле
солнце красное
ветры буйные
степи широкие, раздольные
трескучий мороз
Слайд 15Олицетворение
Олицетворение – троп, состоящий в том, что неодушевленному предмету, отвлеченному понятию приписываются
качества или действия, присущие человеку, - дар речи, способность мыслить и чувствовать.
Слайд 16Олицетворение
Сбежались отовсюду облака. Окружили они, поймали и закрыли солнце. Но оно упрямо
вырывалось то в одну, то в другую дыру.
Спит черемуха в белой накидке.
На родину тянется туча, чтоб только поплакать над ней.
Слайд 17Метонимия
Метонимия – употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании
внешней или внутренней связи между ними.
Слайд 18Метонимия
Все флаги в гости будут к нам…
Прошли гуськом последние посетители дворца-музея –
полушубки, чуйки, ватные куртки. (А.Н.Толстой)
Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый! (И.А.Крылов)
Слайд 19Метонимия
Париж волнуется.
Что, прошло у вас горло?
Недаром помнит вся Россия / Про день
Бородина!
Читаю Пушкина
Слайд 20Синекдоха
Синекдоха – вид метонимии, состоящий в перенесении значения с одного предмета на
другой по признаку количественного между ними отношения.
Слайд 21Синекдоха
И на русского солдата
Брат-француз, британец-брат,
Брат-поляк и все подряд
С дружбой будто виноватой,
Но сердечною глядят…
А.Т.Твардовский
Слайд 22Синекдоха
Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, французу отдана...
Отсель грозить
мы будем шведу
"Пожарские, Минины, Дионисии, Филареты, Палицыны, Трубецкие и множество других верных сынов России... стекаются, ополчаются, гремят и Москву от бедствий, Россию от ига иноплеменных освобождают." ("Опыты" - Перевощикова)
Слайд 23Гипербола
Гипербола состоит в чрезмерном, иногда до неестественности, увеличении предметов или действий,
с целью сделать их более выразительными и через это усилить впечатление от них: безбрежное море; на поле битвы горы трупов.
Слайд 24Гипербола
Державин следующими чертами изображает подвиги Суворова:
Вихрь полуночный - летит богатырь!
Тьма от чела его, с посвиста пыль! Молнии от взоров бегут впереди, Дубы грядою лежат позади. Ступит на горы - горы трещат; Ляжет на воды - бездны кипят; Граду коснется - град упадает, Башни рукою за облак кидает.