Изобразительно-выразительные средства языка (памятка для анализа текста при подготовке к ЕГЭ в 11 классе)

Содержание

Слайд 2

Содержание

1 часть: Тропы( троп – употребление слова в переносном значении).
2 часть: Фигуры

Содержание 1 часть: Тропы( троп – употребление слова в переносном значении). 2
речи( обобщённое название стилистических приёмов).
3 часть: План лингвистического анализа.
4 часть : Несколько советов при определении стилей и типов речи.

Слайд 3

Аллегория – иносказание.

В баснях или сказках глупость, упрямство, трусость людей показаны через

Аллегория – иносказание. В баснях или сказках глупость, упрямство, трусость людей показаны
образы животных . Такие образы носят общеязыковый характер.
Вспомните, например, басню И.А.Крылова « Ворона и Лисица». Кто из них воплощает человеческую глупость, а кто хитрость?

Слайд 4

Антомасия – употребление собственного имени в значении нарицательного.

1) Мы все глядим в

Антомасия – употребление собственного имени в значении нарицательного. 1) Мы все глядим
Наполеоны… (А.С.Пушкин)
2) Явление «хлестаковщины» до сих пор сохраняется в нашем обществе.
3) Да кто из нас не «обломов»!.

Слайд 5

Гипербола – приём, основанный на преувеличениях.

1)Глаза громадные, как прожекторы.
2) В бамбуковой заросли

Гипербола – приём, основанный на преувеличениях. 1)Глаза громадные, как прожекторы. 2) В
мяукал кот, заблудившийся в этих необъятных джунглях.

Слайд 6

Гротеск – предельное преувеличение

1) Этот градоначальник был с фаршированной головой. ( Из

Гротеск – предельное преувеличение 1) Этот градоначальник был с фаршированной головой. (
« Истории одного города Салтыкова-Щедрина.)

Слайд 7

Ирония – насмешка, осмеяние , содержащее оценку.

1)Откуда, умная, бредёшь ты, голова?
2) Ноздрёв

Ирония – насмешка, осмеяние , содержащее оценку. 1)Откуда, умная, бредёшь ты, голова?
был в некотором отношении
исторический человек.

Слайд 8

Литота – средство, основанное на преуменьшении, противоположное гиперболе.

1) Талии у девиц были

Литота – средство, основанное на преуменьшении, противоположное гиперболе. 1) Талии у девиц
никак не толще бутылочной шейки.
2) Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить.

Слайд 9

Метафора – скрытое сравнение.

1) Со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне

Метафора – скрытое сравнение. 1) Со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты
навсегда.
2) Звёзды пересыпались белыми зёрнами.
3) Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег.

Слайд 10

Метонимия ( переименовывать) – сближение по смежности (её нельзя переделать в сравнение)

1)

Метонимия ( переименовывать) – сближение по смежности (её нельзя переделать в сравнение)
От этого происшествия ахала вся Московская улица.
2) « Я три тарелки съел».
3) И вы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ.
4) Эй, борода! Как проехать к Плюшкину?
5) Вся деревня над ним смеялась.

Слайд 11

Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов, как живых

1) Плакаты кричали о Победе.
2) О

Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов, как живых 1) Плакаты кричали о Победе.
чём ты воешь, ветер ночной?
3) Телеграф гудел свою скучную песню.

Слайд 12

Перифраза – средство, при котором предмет. Явление заменяется признаком

1) Это был царь

Перифраза – средство, при котором предмет. Явление заменяется признаком 1) Это был
зверей.( Лев)
2) Будем же заботиться о братьях наших меньших.
3) Унылая пора! Очей очарованье!

Слайд 13

Синекдоха – обозначение целого через часть, замена родового понятия видовым

1) Все флаги

Синекдоха – обозначение целого через часть, замена родового понятия видовым 1) Все
в гости будут к нам.
2) Там стонет человек от рабства и цепей.
3)Швед, русский колет, рубит, режет…

Слайд 14

Сравнение – сопоставление одного явления или понятия с другим

1) Лёд неокрепший на

Сравнение – сопоставление одного явления или понятия с другим 1) Лёд неокрепший
речке студёной словно как тающий сахар лежит.
2) Они лежали как мёртвые.
3) Ракета, точно разбившись о небо, с треском рассыпалась.

Слайд 15

Эпитет – образное определение

1) И мы в твоих стихах, поэт, не разгадали

Эпитет – образное определение 1) И мы в твоих стихах, поэт, не
младенческой печали.
2) Наступил синий, тягучий рассвет.
3) На нас, дымясь, спускалось разъярённое небо.

Слайд 16

Стилистические фигуры речи

Это обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие

Стилистические фигуры речи Это обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в
от тропов, не обязательно выступает в переносном значении.

Слайд 17

Анафора – повторение звуков, слов или словосочетаний в начале стихотворных строк; единоначатие

Люблю

Анафора – повторение звуков, слов или словосочетаний в начале стихотворных строк; единоначатие
тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид…
(А.Пушкин)
Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона…
( С.Есенин)

Слайд 18

Антитеза – приём контраста, противопоставления явлений и понятий, подбор анонимов

Ты и убогая,
Ты

Антитеза – приём контраста, противопоставления явлений и понятий, подбор анонимов Ты и
и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь! ( Н. А.Некрасов)
Я вижу печальные очи, я слышу весёлую речь.

Слайд 19

Градация – постепенность действий, событий и т.д. по возрастающей или убывающей значимости

Не

Градация – постепенность действий, событий и т.д. по возрастающей или убывающей значимости
жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдет, как с белых яблонь дым…
( С.А.Есенин)
Час, и другой, и третий продолжалась переправа. ( А.К.Толстой)

Слайд 20

Именительный представления – субъект синтаксически подчёркнут в зачине, он центр сообщения

Москва!

Именительный представления – субъект синтаксически подчёркнут в зачине, он центр сообщения Москва!
Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось…
(А.С.Пушкин)
Наше Отечество, наша Родина, Родина-мать. Отечеством мы зовём свою страну потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши…
/ По К. Ушинскому/

Слайд 21

Инверсия – перестановка, иной порядок в предложении, чем это установлено грамматикой

Швейцара мимо

Инверсия – перестановка, иной порядок в предложении, чем это установлено грамматикой Швейцара
он стрелой взлетел по мраморным ступеням… ( А.С.Пушкин)
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит морооз увянувшее поле…
( А.С.Пушкин)

Слайд 22

Лексический повтор – намеренное повторение одного и того же слова

Как пошли наши

Лексический повтор – намеренное повторение одного и того же слова Как пошли
ребята
В красной гвардии служить –
В красной гвардии служить -
Буйну голову сложить! ( А. Блок)

Слайд 23

Синтаксический параллелизм –построение предложений по одной схеме

Мне казалось, что деревья и молодая

Синтаксический параллелизм –построение предложений по одной схеме Мне казалось, что деревья и
трава спали. Казалось, что даже колокола звонили не так громко и весело.
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской…
( М. Ю. Лермонтов)

Слайд 24

Умолчание – фигура, предоставляющая читателю догадку, о чём идёт речь

Поедешь скоро

Умолчание – фигура, предоставляющая читателю догадку, о чём идёт речь Поедешь скоро
ты домой:
Смотри ж… Да что?
Моей судьбой, сказать по правде,
Очень никто не озабочен.
( М.Ю.Лермонтов)

Слайд 25

Оксюморон –сочетание не сочетающихся по смыслу слов

«Мёртвые души».
В глазах мелькнуло выражение весёленького

Оксюморон –сочетание не сочетающихся по смыслу слов «Мёртвые души». В глазах мелькнуло
сумасшествия.
Честный вор, бесчувственная эмоциональность, больное счастье, хилый силач, богатый нищий и т.д.

Слайд 26

Риторический вопрос, восклицание, обращение

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов!…
( М.Лермонтов)
Что

Риторический вопрос, восклицание, обращение А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов!…
такое красота? Одинаково ли мы воспринимаем красивое? Можно ли оценить красоту? Часто мы называем красивым то, что соответствует нормам…Идеалы и мода у каждой эпохи свои.

Слайд 27

Эллипсис – намеренный пропуск во фразе какого - либо слова, вид умолчания

Мы

Эллипсис – намеренный пропуск во фразе какого - либо слова, вид умолчания
сёлы - в пепел,
Грады – в прах,
В мечи – серпы и плуги.
( В. Жуковский)
Только ты люби меня. А уж я тебя буду –
до последней волосиночки.
( А. Иванов)

Слайд 28

Цитация ( цитирование)

« Ахматова была самой поэзией, высшим и чистейшим её воплощением»,-

Цитация ( цитирование) « Ахматова была самой поэзией, высшим и чистейшим её
писал Никита Струве.
По словам Никиты Струве, Анна Андреевна Ахматова « была самой поэзией, высшим и чистейшим её воплощением».

Слайд 29

Аллитерация – приём повторения согласных звуков

Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.

Аллитерация – приём повторения согласных звуков Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой. ( А.С.Пушкин)
( А.С.Пушкин)

Слайд 30

Ассонанс – приём повторения гласных звуков

Скучна мне оттепель:
Вонь, грязь, весной я болен…

Ассонанс – приём повторения гласных звуков Скучна мне оттепель: Вонь, грязь, весной я болен… ( А.С.Пушкин)
( А.С.Пушкин)

Слайд 31

План лингвистического анализа

I. Тема.
II. Идея.
III. Форма:
1. Стиль текста;
2. Тип текста;
3. Композиция
4. Лексические

План лингвистического анализа I. Тема. II. Идея. III. Форма: 1. Стиль текста;
средства выразительности;

5. Стилистические фигуры речи;
6. Синтаксический строй ( способ связи предложений в тексте, преобладание сложных или простых предложений и др.)

Слайд 32

Несколько советов при определении стилей речи

В научных стилях авторская мысль передаётся ясно,

Несколько советов при определении стилей речи В научных стилях авторская мысль передаётся
точно, логично, без эмоций.
Публицистический стиль, напротив, эмоциональный, т. к. автору важно передать информацию и эмоционально воздействовать на читателя.
В текстах художественного стиля для понимания авторской мысли важен подтекст, глубинный смысл высказывания.

Слайд 33

Несколько советов при определении типов речи

В описательных текстах информация раскрывается через

Несколько советов при определении типов речи В описательных текстах информация раскрывается через
описание значимых частей предмета и его свойств. Вы должны увидеть все составляющие описание.
В повествовательных необходимо проанализировать последовательность событий, поступков героев, сформулировать идею автора.

Слайд 34

Текст чаще всего бывает комбинированный, а не однородный

В рассуждении пишущий обсуждает ту

Текст чаще всего бывает комбинированный, а не однородный В рассуждении пишущий обсуждает
или иную проблему, выдвигает свои утверждения
( тезисы), аргументирует их, делает выводы. Вывод напоминает тезис, часто расширяя его.
Учтите, такие тексты строятся авторами свободно.
Найдите авторский тезис, аргументацию, вывод, оцените авторскую точку зрения и постройте своё аргументированное суждение.
Имя файла: Изобразительно-выразительные-средства-языка-(памятка-для-анализа-текста-при-подготовке-к-ЕГЭ-в-11-классе).pptx
Количество просмотров: 65
Количество скачиваний: 0