Культура публичной речи

Содержание

Слайд 2

ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ

Термин "ораторское искусство" античного происхождения (от лат. oratoria). Его синонимы:

ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ Термин "ораторское искусство" античного происхождения (от лат. oratoria). Его синонимы:
"риторика" (от греч. rhetorike) и "красноречие" (рус.).
Сегодня в понятия "риторика", "ораторское искусство", "красноречие" вкладывают следующий смысл:
1) способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант;
2) искусная речь, построенная на ораторских приемах; высокая степень мастерства публичного выступления.

Слайд 3

Три уровня ораторского искусства

I. Владение материалом
(«что говорить»);
II. Владение

Три уровня ораторского искусства I. Владение материалом («что говорить»); II. Владение собой
собой («как говорить»);
III. Образ оратора («кто говорит»).

Слайд 4

1 уровень. Владение материалом («что говорить»)

Грамотная речь – первая составляющая данного уровня,

1 уровень. Владение материалом («что говорить») Грамотная речь – первая составляющая данного
т.е. речь с соблюдением норм современного литературного языка
Словарный запас. Хороший оратор всегда имеет достаточный словарный запас и обладает способностью извлечь из памяти нужное слово в нужный момент.
Композиция речи. Речь состоит из трех частей:
1. Вступление
2. Основная часть.
3. Заключение.

Слайд 5

СТРУКТУРА ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ:

Вступление – привлечь внимание слушателей, подготовить аудиторию к восприятию основной

СТРУКТУРА ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ: Вступление – привлечь внимание слушателей, подготовить аудиторию к восприятию
части; завоевать доверие, симпатию аудитории; вызвать интерес к предмету речи.
Основная часть – сообщить информацию; обосновать ее.
Заключение – суммировать сказанное; сделать выводы; закрепить основную мысль в памяти слушателей (повторить вкратце); призвать к действию.

Слайд 6

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ – способ включения слушателей в решение главных проблем речи, привлечение внимания

ВСТУПЛЕНИЕ ВСТУПЛЕНИЕ – способ включения слушателей в решение главных проблем речи, привлечение
к обсуждаемой теме, вопросу. Необходимо их внимание повернуть в свою сторону, зацепить внимание неожиданным примером, вопросом, парадоксом . Сильное и яркое вступление заставит в самом начале многое от вас ожидать и если вы в основной части не выдержите яркости, оригинальности вступления, то вы нашли один из верных способов уронить себя как оратора, учителя, в конце занятия.
Поэтому можно блеснуть, но не ослеплять вступлением. 
От того, как построено вступление, зависит первое впечатление слушателей об ораторе.

Основная часть

Слайд 7

Основная часть

Основная часть — то основное, что хотите сказать, доказать,

Основная часть Основная часть — то основное, что хотите сказать, доказать, передать,
передать, в чем убедить. В главной части последовательно развертывается тезис на основе взаимодействия со слушателями.
ТЕЗИС — это то основное положение, которое учитель собирается доказывать или защищать.

Слайд 8

Достояние искусства оратора:

«Создать вступление к речи, чтобы привлечь слушателя,

Достояние искусства оратора: «Создать вступление к речи, чтобы привлечь слушателя, возбудить его
возбудить его внимание и подготовить к своим поучениям; изложить дело кратко и ясно, чтобы все в нем было понятно; обосновать свою точку зрения и опровергнуть противную и сделать это не беспорядочно, а при помощи такого построения отдельных доводов, чтобы общие следствия вытекали из частных доказательств; наконец, замкнуть это все воспламеняющим или успокаивающим заключением» (Цицерон). 

Слайд 9

Достояние искусства оратора :

То, что оратор говорит в заключение, его

Достояние искусства оратора : То, что оратор говорит в заключение, его последние
последние слова продолжают звучать в ушах слушателей, когда он уже закончил выступление и, видимо, их будут помнить дольше всего» — пишет Д. Карнеги

Слайд 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Завершение речи тоже должно быть продумано. Заключение — это итог, здесь необходимо

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Завершение речи тоже должно быть продумано. Заключение — это итог, здесь
закрепить и усилить впечатление, побудить к действию, обобщить сказанное, высказать пожелания, утвердить тезис в доступной форме.
Заключение должно быть кратким и ясным. 

Слайд 11

II уровень. Владение собой (как говорить)

Публичная речь – это владение не только информацией,

II уровень. Владение собой (как говорить) Публичная речь – это владение не
которую мы должны сообщить, но и собой. Поэтому оратору важно знать о критериях, по которым его оценивает аудитория. К ним относятся: естественность поведения, техника речи и контакт с аудиторией.
Естественность поведения – это его раскованность, доброжелательный настрой по отношению к слушателям, разговорный стиль общения; это умение "оторваться" от текста, не читать с листа, не говорить официальным, заученным тоном; это естественные жесты, естественные позы.

Слайд 12

Владение собой

Неестественное поведение оратора сразу же "считывается" аудиторией и настраивает ее против

Владение собой Неестественное поведение оратора сразу же "считывается" аудиторией и настраивает ее
говорящего. Это мышечная зажатость, скованность, отсутствие жестов (либо, наоборот, чрезмерная подвижность, суетливость, лишняя активная жестикуляция); отстраненность от аудитории (лектор сам по себе, аудитория – сама по себе!); угрюмый вид оратора.

Слайд 13

Техника речи

1. Дикция  – это произнесение звуков.
2. Темп – это

Техника речи 1. Дикция – это произнесение звуков. 2. Темп – это
скорость нашей речи.
3. Интонация – важное смыслоразличительное средство языка.
4. Голос имеет для оратора большое значение.
Итак, владение техникой речи – важный показатель ораторского мастерства.

Слайд 14

Контакт с аудиторией 

Контакт с аудиторией – важнейшая составляющая ораторского искусства, важнейший момент

Контакт с аудиторией Контакт с аудиторией – важнейшая составляющая ораторского искусства, важнейший
общения, эмоциональное соприкосновение оратора и его слушателей.
Контакт с аудиторией необходим:
а) для привлечения внимания слушателей, для того чтобы речь воспринималась легко и с интересом,
б) чтобы воздействовать на слушателей (для этого мы и говорим!).

Слайд 15

Контакт с аудиторией 

Контакт с аудиторией начинается с начальной паузы
Мощное средство контакта

Контакт с аудиторией Контакт с аудиторией начинается с начальной паузы Мощное средство
с аудиторией – зрительный контакт
Контакт с аудиторией восстанавливается с помощью мастерства изложения материла это:
1) вопросы к аудитории (тогда аудитория оживляется, принимая участие в обсуждении),
2) интригование (Об этом я скажу чуть позже, Сейчас я расскажу удивительный факт…),
3) так называемые зацепки (автобиографический рассказ, анекдот, интересный факт, легенда),
4) небольшие отступления от темы.

Слайд 16

ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ КЛАССИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ

Основные части, этапы подготовки УСТНОГО публичного выступления:
Изобретение

ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ КЛАССИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ Основные части, этапы подготовки УСТНОГО публичного выступления: Изобретение
мыслей.
Расположение.
Словесное выражение.
Запоминание.
Произнесение.

Слайд 17

ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ КЛАССИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ

1. Изобретение мыслей — первая часть разработки публичного

ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ КЛАССИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ 1. Изобретение мыслей — первая часть разработки публичного
выступления, наиболее сложная.
С чего начать? Обдумываем мысли, содержание, что и о чем говорить. Определяем главные идеи, выделяем центральную мысль, целевую установку, аргументы, факты, примеры.

Слайд 18

ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ КЛАССИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ

2. Расположение
В публичной речи примеры, факты, аргументы

ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ КЛАССИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ 2. Расположение В публичной речи примеры, факты, аргументы
необходимо расположить в соответствии с целевой установкой, которая вытекает из главного тезиса: «Надобно, чтобы части были разнообразны, а целое едино; надобно, чтобы в сочинении царствовал один какой-нибудь тон, который бы накрывал, так сказать, собой все прочее»

Слайд 19

ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ КЛАССИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ

3. Словесное выражение — третий этап подготовки публичной

ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ КЛАССИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ 3. Словесное выражение — третий этап подготовки публичной
речи. Слово — носитель информации, выражает мысли и чувства оратора. Выразить мысль непросто, передать ее другим еще сложнее.
4. Запоминание — особенная часть классической риторики, специфически индивидуальная. Запоминание является важнейшим условием последующего восстановления в публичной речи, воспроизведения приобретенных знаний.

Слайд 20

ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ КЛАССИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ

5. Произнесение — заключительная часть классической риторики.

ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ КЛАССИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ 5. Произнесение — заключительная часть классической риторики. На

На вопрос «что является первым в красноречии?» Демосфен ответил : «произнесение», на вопрос «что вторым?», ответил «то же», на вопрос «что третьим?» — ответил — «то же». (Цицерон ).
На последнем этапе оратор должен использовать все выразительные средства. М. М. Сперанский писал; «...Оратор не ограничит своего искусства одним только сочинением, он настроит с предметом свой голос, лицо, вид и руку, все в нем будет говорить, и все будет красноречиво»
На последнем этапе — когда вы уже исполнитель — все важно: и одежда, и прическа, и улыбка и т. д

Слайд 21

III. Образ оратора (кто говорит)

1. Одежда.
2. Положение сидя или стоя.

III. Образ оратора (кто говорит) 1. Одежда. 2. Положение сидя или стоя.
3. Выражение лица (мимика).
4. Жесты.
Образ оратора («кто говорит»)
При первом восприятии оратора внимание слушателей распределяется следующим образом:
60% – КТО оратор, что он из себя представляет;
30% – КАК оратор говорит;
10% – ЧТО он говорит.
Образ оратора (то, как он выглядит и каким его видят слушатели) может серьезно повлиять на восприятие того, что говорит оратор.

Слайд 22

1. Одежда.

Она не должна бросаться в глаза, а должна соответствовать ожиданиям аудитории

1. Одежда. Она не должна бросаться в глаза, а должна соответствовать ожиданиям
и характеру ситуации. Если аудитория запомнит ваш костюм вместо речи, надо сделать для себя соответствующие выводы.
– «Я одеваюсь не для себя, а для других».
В одежде должна быть «муха», собирающая внимание на себя.
Линии и их смысл.
– радость, удовольствие. (Пуговица, часы большие, медальон и т.д.
«мягкая волна» – приятное волнение (Оборка на одежде)
линии далеко друг от друга
– воля, свобода, простор, раздолье, без комплексов
Элементы, разлетающиеся от центра (бантик, крестик)
«Виктория» – победа, радость, бодрость (воротник)
Устойчивость, стабильность.

Слайд 23

2. Положение сидя или стоя.

Как произносить речь – сидя или стоя, – зависит от

2. Положение сидя или стоя. Как произносить речь – сидя или стоя,
характера выступления и размера аудитории. В небольшой аудитории при неофициальной обстановке можно сидеть. Однако наблюдения показали, что при прочих равных условиях предпочтение отдается выступающему, который стоит во время выступления.

Слайд 24

3. Выражение лица.

Оратор должен избегать стереотипных выражений лица, которые могут

3. Выражение лица. Оратор должен избегать стереотипных выражений лица, которые могут не
не соответствовать настроению аудитории. Выражение лица оратора должно быть естественным для него самого. Временами следует смотреть в глаза людям, сидящим в аудитории. (Глаза, как было сказано выше, являются мощным средством установления контакта.)

Слайд 25

Марианна Озолиня.

Кто с улыбкою жизнь встречает,
Кто с улыбкой детей пеленает,
Кто с улыбкой

Марианна Озолиня. Кто с улыбкою жизнь встречает, Кто с улыбкой детей пеленает,
проблемы решает,
Чья улыбка, как луч мудреца,
Тот, как солнце, всё согревает,
Тот улыбкою зло побеждает,
Тот великую тайну знает!
Суть улыбки – радость Творца.

Слайд 26

4. Жесты.

Все люди используют жесты в целях подкрепления идеи и

4. Жесты. Все люди используют жесты в целях подкрепления идеи и помощи
помощи в описании. Оратору следует обратить внимание на жесты, которые он применяет, поскольку они придают значимость фрагментам речи, делая ее более выразительной.
Словарь жестов, употребляемых при публичной речи.
«Раскрытые руки» (руки ладонями вверх) – выражает искренность и открытость
«Открытая рука» (ладонь обращена вверх и раскрыта, пальцы вытянуты)
«Покрытая рука» (ладонь обращена книзу, движения от себя) – значения «неприятия», «несогласия»,
«отрицания»

Слайд 27

Словарь жестов, употребляемых при публичной речи.

Сближение кистей рук с полусогнутыми и расставленными

Словарь жестов, употребляемых при публичной речи. Сближение кистей рук с полусогнутыми и
пальцами как будто охватывающими мяч – обозначает объединение, сближение.
Руки в положении «рисуют шар» – обозначают обобщение, множество.
Регулирующие жесты: «Внимание!» – призыв к тишине, «Времени мало!» (указание на запястье, где носят часы) – призыв к вниманию.
Значение «суть», «главное» передаётся жестами:
1) Обращённые кверху пальцы руки сближаются «щепоткой»;
2) Указательный палец поднят вверх;
3) Сжатие кисти руки в кулак.
Указательные жесты: «на себя», «на адресата» – открытая рука направлена к груди, к аудитории

Слайд 28

Помни:

Жесты должны быть непроизвольными.
Не каждая фраза нуждается в подчёркивании жестом.
Управляйте жестами. Никогда

Помни: Жесты должны быть непроизвольными. Не каждая фраза нуждается в подчёркивании жестом.
жест не должен отставать от подкрепляемого слова.
«Рука – это вытянутый головной мозг». С помощью движений руки, с помощью жестов можно сказать и показать многое.
«Владение «языком движений» – это во многом владение вниманием слушателей.
Закрытые жесты.
Закрытые жесты.
Пространственные зоны.

Слайд 29

Уровни ораторского мастерства

Итак, мы рассмотрели три уровня основ красноречия и их составляющие –

Уровни ораторского мастерства Итак, мы рассмотрели три уровня основ красноречия и их
критерии оценки речи оратора.
I. Владение материалом («что говорить»);
II. Владение собой («как говорить»);
III. Образ оратора («кто говорит»).

Слайд 30

ОБЪЕКТЫ ВНИМАНИЯ ОРАТОРА ВО ВРЕМЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ

Грамотная речь (нормативная).
Композиция речи: вступление, основная

ОБЪЕКТЫ ВНИМАНИЯ ОРАТОРА ВО ВРЕМЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ Грамотная речь (нормативная). Композиция речи: вступление,
часть, заключение.
Техника речи: дикция, интонация, темп, громкость и четкость голоса.
Контакт с аудиторией: зрительный контакт, доброжелательный настрой, вопросы к залу, автобиографический рассказ и отступление от темы.
Естественность поведения: поза, жесты, выражение лица.