Курсовая работа: Изобразительно-выразительные средства языка

Содержание

Слайд 2

Содержание

1.Введение. Актуальность темы.
2.Классификация выразительных средств.
3.Средства художественной выразительности:
а)тропы;
б)стилистические фигуры.
4.Методика работы с учащимися.
5.Практическая

Содержание 1.Введение. Актуальность темы. 2.Классификация выразительных средств. 3.Средства художественной выразительности: а)тропы; б)стилистические
часть.
6.Список литературы.

Слайд 3

Введение

Актуальность данной работы обусловлена следующими причинами .
Во-первых , данная тема слабо

Введение Актуальность данной работы обусловлена следующими причинами . Во-первых , данная тема
представлена в учебниках и методических пособиях ,а в материале по данной теме остро нуждаются учителя и учащиеся.
Во-вторых ,данная тема представляет особый интерес ,так как тайны языка постичь невозможно ,многие вопросы остаются спорными.
Практическая значимость работы заключается в том ,что результаты данного исследования могут быть использованы при изучении изобразительно-выразительных средств обучающимися на уроках , внеклассных мероприятиях ,а также при подготовке к ЕГЭ.

Слайд 4

«Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с

«Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с
друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то конечно к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка» .  М. В. Ломоносов
В чём же заключается богатство ,красота , сила ,выразительность русского языка?

Слайд 5

Художник передаёт красоту материального и духовного мира посредством красок ,линий ,цвета

Художник передаёт красоту материального и духовного мира посредством красок ,линий ,цвета ,музыкант
,музыкант ,композитор выражает гармонию мира в звуках ,скульптор использует камень ,глину ,гипс . Слову же доступны и цвет ,и звуки ,и объёмы , и психологическая глубина .Возможности его безграничны. В сохранившихся стихах из сожжённой тетради А.Ахматова писала:
Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор. К смерти все готово. Всего прочнее на земле — печаль, И долговечней — царственное слово.
Посмотрите ,с каким уважением говорит поэт о слове – царственное слово ! И оно долговечней золота ,мрамора ,стали! Всё проходит .Остаётся Слово

Слайд 6

В этом и прелесть художественной литературы –
Рисовать словами .Есть слова ,обороты речи

В этом и прелесть художественной литературы – Рисовать словами .Есть слова ,обороты
, специальные приёмы ,как бы предназначенные для живописания словом .Писатели ,поэты в своих произведениях используют различные приёмы и выразительные средства . Они очень важны ,составляют богатство языка ,запас его выразительных средств ,ресурсов .
Один из разделов стилистики – изучение изобразительно -выразительных средств языка.
(Д.Э.Розенталь .Справочник по русскому языку.
Практическая стилистика!)

Слайд 7

Классификация выразительных средств языка

аллитерация;
ассонанс.

индивидуально-авторские слова
словообразовательный повтор

синонимы ;
антонимы;
омонимы;
паронимы;
устаревшие слова;
неологизмы;
заимствованные слова;
книжная лексика;
термины;
разговорная лексика;
просторечие;
диалектизмы;
профессионализмы;
фразеологизмы;
жаргонизмы.

Классификация выразительных средств языка аллитерация; ассонанс. индивидуально-авторские слова словообразовательный повтор синонимы ;

Слайд 8

экспрессивное использование грамматических категорий ;

прямое и переносное употребление форм времени глагола;

экспрессивное использование

экспрессивное использование грамматических категорий ; прямое и переносное употребление форм времени глагола;
слов разных частей речи

насыщение текста междометиями и звукоподражательными словами

Ряды однородных членов предложения ;предложения с вводными словами ,обращениями , обособленными членами

Экспрессивное использование предложения разного типа(односоставные ,неполные ,бессоюзные).

Нужно помнить ,что для определенных стилей речи характерны и определенные средства выразительности

Слайд 9

Средства выразительности для определённых стилей речи

Средства выразительности для определённых стилей речи

Слайд 10

Средства художественной выразительности .

Троп (от др.-греч. τρόπος — оборот) —  слово или выражение, используемое в переносном значении

Средства художественной выразительности . Троп (от др.-греч. τρόπος — оборот) — слово
с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи. Тропы широко используются в литературных произведениях, ораторском искусстве и в повседневной речи.

Основные виды тропов:
Метафора
Метонимия
Синекдоха
Эпитет
Гипербола
Каламбур
Литота
Сравнение
Перифраз
Аллегория
Олицетворение
Ирония
Сарказм
Оксюморон

Слайд 11

Функция тропов

Использование тропов создаёт новые сочетания слов с новым значением ,

Функция тропов Использование тропов создаёт новые сочетания слов с новым значением ,
обогащает речь новыми оттенками смысла , предаёт ей образность ,выразительность.

Слайд 12

Синтаксические средства ,или стилистические фигуры.

Стилистическая фигура( лат. figura от др.-греч. σχῆμα) — термин риторики и стилистики, обозначающий различные обороты речи, которые

Синтаксические средства ,или стилистические фигуры. Стилистическая фигура( лат. figura от др.-греч. σχῆμα)
придают ей стилистическую значимость, образность и выразительность, изменяют её эмоциональную окраску.
Таким образом ,во фрагменте «Такое синтаксическое средство , как - ,помогает автору аргументировать свою позицию» речь не может идти о метафорах ,эпитетах и т.д.

Слайд 13

Фигуры речи

Фигуры слова:
Фигуры прибавления: разного рода повторы, точные и неточные:  анафора, эпифора, градация, многосоюзие
Фигуры убавления: эллипсис, бессоюзие
Фигуры

Фигуры речи Фигуры слова: Фигуры прибавления: разного рода повторы, точные и неточные:
перестановки (размещения): параллелизм , инверсия , хиазм
Фигуры мысли:
риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение; умолчание.

Слайд 14

Методика работы с учащимися по теме: «Изобразительно-выразительные средства языка»

В задание ЕГЭ

Методика работы с учащимися по теме: «Изобразительно-выразительные средства языка» В задание ЕГЭ
B8 определение выразительных средств встречаются в следующей терминологии: «лексические средства», «тропы», «стилистические приёмы», «синтаксические средства», «синтаксические конструкции» , «экспрессивные обороты».

Слайд 15

Результаты ЕГЭ при выполнении выпускниками задания В- 8
(определение выразительных средств языка).

Результаты ЕГЭ при выполнении выпускниками задания В- 8 (определение выразительных средств языка).

Слайд 16

Что следует знать учащимся для правильного выполнения этого задания?

1.Знание каждого термина выразительных

Что следует знать учащимся для правильного выполнения этого задания? 1.Знание каждого термина
средств (Составление словаря на данную тему)
2.Подбирать примеры из художественных и публицистических произведений.
3.Составление тестов на определение средств выразительности в прозаических и поэтических текстах.
4.Нахождение школьниками справочниках(а также в интернете )примеров ,а особенно на первоначальном этапе ,когда усваивается тот или иной мало знакомый лингвистический термин
5.Работа с текстами (определённых авторов, текстами разных жанров и т.д.
6.Контроль в форме анализа микротекстов(в виде презентаций)

Слайд 17

Когда не узнают сравнение
Сравнение относят к простейшим тропам, однако в некоторых

Когда не узнают сравнение Сравнение относят к простейшим тропам, однако в некоторых
случаях выявление сравнения оказывается непростой задачей. Речь идет о сравнении, выраженном существительным в творительном падеже: Снежная пыль столбом стоит в воздухе(Б.Горбатов) – стоит как столб.
Сравнение может быть также выражено:
2) оборотами со сравнительными союзами: Наряду с самым сильным сожалением о быстротечности времени есть еще одно, липкое, как сосновая смола (К.Паустовский) – сравнительный оборот; Кусты шевелятся и шелестят, точно тихо разговаривают(Н.Гаршин) – сравнительное придаточное;
3) формой сравнительной или превосходной степени прилагательного или наречия: Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жесткая земля. (А.Сурков);
4) с помощью слов похож, подобен, напоминает: Кленовый лист напоминает нам янтарь.(Н.Заболоцкий)

Слайд 18

Эпитет или метафора?
Между этими явлениями трудно провести четкую границу. В лингвостилистике

Эпитет или метафора? Между этими явлениями трудно провести четкую границу. В лингвостилистике
можно встретить термин метафорический эпитет2, однако задания ЕГЭ предполагают различение этих понятий. Следует помнить, что под эпитетом обычно понимается образное определение, выраженное именем прилагательным: седой туман, бездонное небо, ядовитое воспоминание и т.п. Не являются эпитетами прилагательные, указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики: каменный дом, стеклянная посуда и т.п.
Метафора, как правило, предполагает образное переосмысление значения имени существительного или глагола: дом человеческой веры, росток сомнения, догорает заря, люди переступают через совесть и т.п.
Особая разновидность этого тропа – развернутая метафора – представляет собой нанизывание нескольких метафор, разворачивающих образ первой, исходной метафоры: По имени европейского первопечатника всю совокупность изготовленных типографским способом книг называют иногда «галактикой Гуттенберга». Ориентироваться в этой галактике несведущему наблюдателю совсем не просто: здесь есть бесчисленные созвездия, состоящие из звезд разной величины, и давно погасшие светила, сияние которых еще доходит до нас…... (С.Бэлза)

Слайд 19

Эпитет или олицетворение?
Поскольку олицетворение – это разновидность метафоры, поставленный вопрос тесно

Эпитет или олицетворение? Поскольку олицетворение – это разновидность метафоры, поставленный вопрос тесно
связан с тем, что было сказано выше. Действительно, такие эпитеты, как грустная береза, хмурое небо и под., связаны с признаками живых существ. Однако олицетворение обычно построено на сочетании неодушевленных существительных и «антропоморфных» глаголов, обозначающих действия (состояния) человека или живого существа вообще (дышать, грустить, плакать, просить и т.п.): Весна бродила вместе с легким сквозным ветром по коридорам, дышала в лицо девичьим своим дыханием. (К.Паустовский); …Не забудем, что насилие не живет одно, оно… непременно сплетено с ложью. Насилию нечем прикрыться, кроме лжи...(А.Солженицын); Сожаления просыпаются утром, но не всегда засыпают ночью.(К.Паустовский)

Слайд 20

Вопросно-ответная форма изложения или риторический вопрос?
Типичное школьное определение риторического вопроса (вопрос,

Вопросно-ответная форма изложения или риторический вопрос? Типичное школьное определение риторического вопроса (вопрос,
не требующий ответа) не совсем точно отражает суть этой фигуры речи. Риторический вопрос – это вопросительное только по форме, но повествовательное по смыслу предложение. Не случайно наличие риторического вопроса можно проверить методом трансформации вопросительного предложения в повествовательное: Кто же не знает Ивана? – Все знают Ивана.
Вопросно-ответная форма изложения создает некое подобие диалога: автор ставит перед читателем вопрос, на который тут же отвечает: Что плохого в пронзительном взгляде? А все плохо! Я не хочу попадать под рентген недобрых, въедливых глаз. (В.Харченко)
Часто весь текст является ответом на поставленный в начале проблемный вопрос. Поэтому, если текст начинается с вопроса Что такое красота (любовь, счастье и т.п.)? и далее автор начинает размышлять над этой проблемой, вопросительное предложение вряд ли следует квалифицировать как риторический вопрос.

Слайд 21

Что такое парцелляция?
Этот термин знаком далеко не каждому старшекласснику и требует

Что такое парцелляция? Этот термин знаком далеко не каждому старшекласснику и требует
специального объяснения. Парцелляция (отлат. particula – «частица») – особое членение высказывания, при котором возникают неполные предложения, следующие за основным: Как только не определяли идею «Медного всадника». Какие только толкования не предлагали разные эпохи и разные ученые. И все толкования были правильны. Интересны. Глубоки. Аргументированы. И разные. (Гранин) – компоненты неполных предложений (парцелляты) можно включить в состав первого предложения в качестве однородных сказуемых.

Слайд 22

Заключение
В заключение данной работы хотелось бы отметить то, что ресурсы
выразительных

Заключение В заключение данной работы хотелось бы отметить то, что ресурсы выразительных
средств в языке неисчерпаемы и средства языка,
такие как фигуры и тропы, делающие нашу речь красивой и
выразительной необычайно разнообразны. Приёмы выразительности,
такие как тропы и фигуры должны удивлять читателя.
Эффективность достигается лишь в тех случаях, когда читатель
потрясён прочитанным и впечатлён картинами и образами
произведения. Литературные произведения русских поэтов и
писателей по праву славятся своей гениальностью и в этом не
последнюю роль играют выразительные средства русского языка,
которые наши русские писатели очень умело применяют в своих
произведениях.