Слайд 2Лексико- фразеологический разбор текста
Дайте толкование указанных слов
Укажите многозначные слова, дайте толкование
Дайте толкование
словам, использованным в переносном значении
Приведите синонимы, антонимы к выделенному слову
Найдите в тексте архаизмы, неологизмы, заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы. Дайте толкование
Укажите стилистически окрашенные слова. Каково их назначение? Есть ли стилистически окрашенные морфемы?
Выявите фразеологизмы, определите их значение и стилистическую окраску, подберите к ним синонимы и антонимы
Слайд 31. Дайте толкование указанных слов
Перед нами художественный текст Осипа Эмильевича Мандельштама, повествующий
о том, как вековое дерево, уничтожаемое людьми, борется за жизнь. В данном произведении использованы авторские неологизмы: окормило, божба, ложница. «Время окормило их (липы) молниями…»- слово создано по аналогии со словом «опоило». Вероятно, имеется в виду, что липы на своём веку пережили много суровых испытаний и невзгод, много молний. «…на то
Слайд 4самое место, откуда шла его эпоха, его летаргия и зелёная божба»- люди,
вынесшие приговор дереву, накинули верёвку на развилину в стволе дерева, откуда, словно руки в молитве, тянулись в небо зелёные ветви. «Продолжая княжить в своей ложнице» - дерево шаталось, как зуб в десне, но продолжало крепко держаться своими корнями за то место- ложницу, из которого произрастало.
Слайд 52. Толкование многозначных слов
Многозначным является ключевое слово «дерево»: 1. растение; 2. генеалогическое
древо (перен); 3. древо жизни (библ).
Зубы:1. орган; 2. форма, присущая орудиям труда.
Истукан: 1. статуя; 2. стоящий неподвижно.
Липа: 1. название одного из видов деревьев; 2. фальшивый, ложный.
Среди однозначных слов можно назвать такие, как «старейший», «траншея», «сноровка» и др.
Слайд 63. Слова, употребляемые в переносном значении
Мандельштам использует в тексте художественные приёмы, имеющие
переносное значение. Например: «Две чёрные липы, оглохшие от старости». Автор, гиперболизируя, описывает деревья, как живые существа. Кроме того, «они ничего не слышали и не понимали», их корни были «равнодушными», но «дерево сопротивлялось с мыслящей силой», «оно презирало своих оскорбителей». Пила с щучьими зубами выглядит как хищное злобное существо, приводящее в исполнение гнусный приговор.
Слайд 74. Синонимы, антонимы
К выделенным словам можно подобрать синонимы и антонимы: совершеннолетний-
глубокий-
сноровка-
гнусный-
упадёт-
летаргия-
равнодушный-
Слайд 85. Архаизмы, неологизмы, профессионализмы, диалектизмы, заимствования
Мы уже назвали авторские неологизмы- «окормило», «божба»,
«ложница». Кроме этого, можно отметить заимствованное слово «летаргия», которое может быть использовано и как профессиональное; устаревшее слово «княжить», заимствованное «истукан», относящиеся к пассивной, необщеупотребительной лексике.
Слайд 96. Стилистически окрашенные слова
К стилистически окрашенным словам отнесём, например, книжные- траншея, летаргия,
безразличие, равнодушие, добровольцы, гнусный, мгновение и др.;
пример высокой лексики- княжить, эпоха, исполин, божба, поверженный; официальные- приговор, исполнители, собрание, постановило. Такая разнообразная лексика придаёт тексту
Слайд 10большую выразительность. Среди стилистически окрашенных морфем обращают на себя внимание следующие: суф.
-ейш- в слове «старейшую»- очень старую; суффикс -б- в слове «божба» как высшее проявление молитвы; уменьшительно- ласкательный суф.- оньк- в слове «тихонько» символизирует детски- настойчивое стремление людей к разрушению вековечных устоев. Стилистически окрашенные морфемы имеют дополнительное смысловое значение.
Слайд 117. Фразеологизмы
Фразеологизм «поверженный истукан» по этимологии восходит к библейскому образу- колоссу на
глиняных ногах, который, по пророчеству, должен быть повержен в «последние дни». Так, старейшее дерево, веками крепко враставшее в землю, оказалось поверженным, уничтоженным благодаря обыкновенной пиле и простой бельевой верёвке. Многое, что кажется нам незыблемым, устойчивым, на деле оказывается ложным, слабым, фальшивым и совсем не нужным.
Слайд 12Заключение
Мы аргументировали принадлежность текста к художественному стилю, отличительной особенностью которого является
яркая выразительность, смысловое разнообразие и глубокая содержательность образов.