Односоставные предложения в художественном тексте

Содержание

Слайд 2

ЦЕЛЬ УРОКА:
Понаблюдать, проследить, выяснить, как «работают» односоставные предложения в тексте, как помогают

ЦЕЛЬ УРОКА: Понаблюдать, проследить, выяснить, как «работают» односоставные предложения в тексте, как помогают создавать художественный образ.
создавать художественный образ.

Слайд 3

ЭПИГРАФ К УРОКУ

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно

ЭПИГРАФ К УРОКУ Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно
– прислушиваться, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
Д.С. Лихачев «Как говорить?»

Слайд 4

РЕАЛИЗАЦИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

РЕАЛИЗАЦИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Слайд 5

АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

Едем бором, чёрными лесами.
Вот гора, песчаный спуск в долину.
Вечереет.
На горе

АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА Едем бором, чёрными лесами. Вот гора, песчаный спуск в
над нами
Лес щетинит новую вершину.
И темным-темно в той новой чаще,
Где опять скрывается дорога.
И враждебен мой ямщик молчащий.
И надежда в сердце лишь на бога.
И.А. Бунин «Едем бором, черными лесами…»

Слайд 6

ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ

Спишите текст. Определите главные члены предложений. Укажите, чем они

ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ Спишите текст. Определите главные члены предложений. Укажите, чем они
выражены.
Все ли типы односоставных предложений встретились в тексте? Определите и запишите тип каждого из односоставных предложений..
Каковы тема и идея стихотворения?
Какие художественные средства использует поэт?
Объясните орфограммы в личных окончаниях глаголов.

Слайд 7

АНАЛИЗ МИНИАТЮР В.П.АСТАФЬЕВА «ЗАТЕСИ»

«Затеси» - это короткие рассказы - воспоминания, раздумья о

АНАЛИЗ МИНИАТЮР В.П.АСТАФЬЕВА «ЗАТЕСИ» «Затеси» - это короткие рассказы - воспоминания, раздумья
жизни, о природе, о любви, бытовые зарисовки. В них звучит страстный призыв писателя к ответственности человека за все, что происходит на земле и в его личной жизни. Что же такое затесь? Это стёс, сделанный на дереве топором или другим острым предметом. Делали его таежники для того, чтобы белеющая на стволе дерева метка была видна издалека, и ходили по тайге от метки к метке.

Слайд 8

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РОЛЬЮ НАЗЫВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

«Мелодия»
Пестрый лист. Красный шиповник. Искры

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РОЛЬЮ НАЗЫВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ «Мелодия» Пестрый лист. Красный
обклеванной калины в серых кустах. Желтая хвойная опадь с лиственниц. Черная, обнаженная земля под горою. Зачем так скоро?!

Слайд 9

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РОЛЬЮ НАЗЫВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

Встретились ли в миниатюре

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РОЛЬЮ НАЗЫВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ Встретились ли в миниатюре
односоставные предложения? Какие преобладают?
Какова роль назывных предложений в данном тексте?

Из шести предложений в данной миниатюре пять назывных, одно безличное. Назывные предложения утверждают наличие, существование предметов, явлений, состояний в настоящее время. Такие предложения здесь не случайны: они позволяют лаконично изобразить картины природы. А как емко и ощутимо передано состояние автора в последнем предложении!

Слайд 10

ФУНКЦИИ БЕЗЛИЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

«Какое сырое утро!»
За окном мутно. Каплет с

ФУНКЦИИ БЕЗЛИЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ «Какое сырое утро!» За окном мутно.
крыши. Каплет с черемух. Окна залеплены серым снегом. Он медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает…
Как болят кости! Ах, как болят кости! Но надо вставать. Надо вставать и работать.
Наступило утро. Все люди работают. И мне надо работать.
Но как болят кости! И старые раны болят. Полежу еще маленько, чуть-чуть…
Я ведь заработал право полежать? но мало ли кто и чего заработал! Кто подсчитывал? Надо вставать. Вставать! Вставать!
Все то же сырое утро, нет, уже день, мутный, промозглый, родившийся из морока и стыни. Все так же каплет с черемух. Мимо окон проехал дядя Федя на мокрой лошади к ферме – он везет вонючий силос.
Я вожу ручкой по бумаге. И дяде Феде, и лошади, и мне не хочется работать.
Но бегут строки все быстрее, быстрее, и мимо окон бежит лошадь с пустыми санями. Бежит, фыркает – разогрелась. Может быть, завтра наступит ясное утро и перестанут болеть кости. Да и сейчас они уже глуше болят.

Слайд 11

ФУНКЦИИ БЕЗЛИЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

Найдите и выпишите односоставные предложения, определите их

ФУНКЦИИ БЕЗЛИЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ Найдите и выпишите односоставные предложения, определите
вид.
Что дает писателю употребление безличных предложений?
Это яркая и лаконичная форма описания состояния природы, человека или окружающей среды. Безличные предложения делают повествование более эмоциональным. С их помощью действию можно придать оттенок стихийности.

Слайд 12

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Проанализируйте миниатюру «Тоска»:
найдите и охарактеризуйте односоставные предложения;
определите их роль в тексте;
вставьте

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Проанализируйте миниатюру «Тоска»: найдите и охарактеризуйте односоставные предложения; определите их
пропущенные буквы и обозначьте орфограммы.
Имя файла: Односоставные-предложения-в-художественном-тексте.pptx
Количество просмотров: 39
Количество скачиваний: 0