- Главная
- Русский язык
- Презентация на тему Изобразительно-выразительные средства языка
Содержание
- 2. Художественная речь (язык художественной литературы). I. Художествен-ная лексика (тропы) II. Стилистиче-ские фигуры III. Поэтическая фонетика
- 3. ТРОП – означает «поворот, оборот речи». Это изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого
- 4. Художественная лексика (лексические средства). Тропы (слова и выражения, употреблённые в переносном значении и создающие образные представления
- 7. II. Стилистические фигуры (особые синтаксические построения, усиливающие эмоциональное воздействие текста).
- 13. III. Поэтическая фонетика.
- 14. Кроме вышеперечисленных синтаксических средств выразительности, в тестах встречаются и следующие: восклицательные предложения; диалог, скрытый диалог; вопросно-ответная
- 15. Кроме тропов и фигур, в художественном тексте может встречаться такой стилистический прием, как аллюзия (от лат.
- 16. Уж близок полдень. Жар пылает. Как пахарь, битва отдыхает. (А. С. Пушкин) сравнение Глядя на нее,
- 17. Все флаги в гости будут к нам. (А.Пушкин) синекдоха. Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый.
- 18. И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке
- 19. Определите вид стилистической фигуры. Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не
- 20. С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего. (Гл. Успенский) парцелляция Во всех окнах –
- 21. Определите приёмы поэтической фонетики. Петух запевает, светает, пора! В лесу под ногами гора серебра. (Н. Заболоцкий)
- 22. Самостоятельная работа. Анализ средств выразительности.
- 23. метафора метонимия парцелляция эпитет сравнение инверсия оксюморон антитеза анафора риторическое обращение олицетворения + эпитеты + сравнение
- 24. риторический вопрос инверсия метонимия сравнение оксюморон синтаксический параллелизм эпифора метафора парцелляция эллипсис лексический повтор аллитерация ассонанс
- 25. Какие средства художественной изобразительности использует в тексте автор? (Самостоятельная работа с последующим анализом.) Солнечно-росистое это утро,
- 26. Домашнее задание. Произведите такой же анализ миниатюры М.Пришвина «Вечер освящения почек». Почки раскрываются, шоколадные с зелеными
- 27. Готовимся к ЕГЭ!
- 28. Задание В8З Задание В8. В этом задании, согласно кодификатору, проверяются следующие знания: 1. Выразительные средства русской
- 29. Одно из самых сложных заданий части В – задание В8, не случайно это единственное задание среди
- 30. Рассмотрим лексические средства. К лексическим средствам языка относятся: синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы и пр. Они участвуют
- 31. ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА. Антонимы - это слова одной и той же части речи, противоположные по своему лексическому
- 32. Многозначные слова - это слова, имеющие много значений: Лапа — 1) нога, ступня; 2) ветвь хвойного
- 33. Устаревшие и новые слова. Историзмы – это устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением
- 34. Диалектизмы и заимствованная лексика. Диалектизмы - это слова, употребляемые сравнительно ограниченным числом людей, связанных территориальной общностью.
- 35. Специальная лексика. Термин - (от лат. Terminus предел, граница пограничный знак). Слова или словосочетания, точно называющие
- 36. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, входящие как единое целое (лексические единицы) в словарный состав языка и
- 37. Следует отметить, что в задании В8 встречаются и другие термины лексических средств выразительности: лексический повтор; разговорная
- 38. 1. В8 Речь. Анализ средств выразительности. Задание В8 в демоверсии 2009: B8 «В. Ганичев вспоминает о
- 39. Текст для анализа: (1)На берегу реки Мокши сидел старый человек в морском мундире. (2)Последние предосенние стрекозы
- 40. Алгоритм рассуждения: 1. Квалифицируйте каждый термин из списка согласно классификации средств выразительности (лексико -фразеологические, синтаксические, общие
- 41. Выполнение задания В8 из демоверсии – 2009 ЕГЭ по русскому языку. Образец рассуждения. В задании В8
- 42. 2. Какие из перечисленных средств художественной выразительности используются в первых трех абзацах? Напишите порядковые номера этих
- 43. Перечитав текст и вспомнив, что такое экспрессивный повтор, ряды однородных членов, развернутые сравнения, газетно-публицистическая фразеология, разговорные
- 44. 3. Какие три из перечисленных ниже средств выразительности используются в следующих предложениях? Напишите номера этих средств
- 45. 4. (1)3емля — космическое тело, а мы — космонавты, совершающие очень длительный полёт вокруг Солнца, вместе
- 46. В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 — А31,
- 47. Текст для анализа. Крик. (1)Стоял осенний теплый ясный день, везде в воздухе была разлита мягкая розоватая
- 48. В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7. В
- 49. Демонстрационный вариант ЕГЭ 2010 г. (1)Рядовой Федосеев, телефонист, появился на батарее с хорошими новостями: он сам
- 50. (17)Они перешли площадь, прошагали мимо Стереокино, мимо Центрального детского театра, постояли на площади Свердлова. (18)Фасад Большого
- 51. B8 «Для того чтобы перенести читателя в военную Москву, Е. Воробьёв использует такое лексическое средство, как
- 53. Скачать презентацию
Слайд 2
Художественная речь
(язык художественной литературы).
I.
Художествен-ная лексика (тропы)
II. Стилистиче-ские фигуры
Художественная речь
(язык художественной литературы).
I.
Художествен-ная лексика (тропы)
II. Стилистиче-ские фигуры
III. Поэтическая фонетика
Слайд 3ТРОП – означает «поворот, оборот речи». Это изменение основного значения слова, перенос
ТРОП – означает «поворот, оборот речи». Это изменение основного значения слова, перенос
Троп представляет собой определенную форму поэтического мышления; он обогащает мысль новым содержанием, дает определенное художественное «приращение» мысли.
ФИГУРА— форма речи, а не поэтического мышления: она не вносит ничего нового, расширяющего наше художественное познание. Ее главное назначение — усилить впечатление от чего-либо, сделать его более ярким, выразительным, наглядным и подчеркнутым.
Слайд 4Художественная лексика (лексические средства). Тропы
(слова и выражения, употреблённые в переносном значении и
Художественная лексика (лексические средства). Тропы
(слова и выражения, употреблённые в переносном значении и
Слайд 7II. Стилистические фигуры
(особые синтаксические построения, усиливающие эмоциональное воздействие текста).
II. Стилистические фигуры
(особые синтаксические построения, усиливающие эмоциональное воздействие текста).
Слайд 13III. Поэтическая фонетика.
III. Поэтическая фонетика.
Слайд 14Кроме вышеперечисленных синтаксических средств выразительности, в тестах встречаются и следующие:
восклицательные предложения;
диалог, скрытый
Кроме вышеперечисленных синтаксических средств выразительности, в тестах встречаются и следующие:
восклицательные предложения;
диалог, скрытый
вопросно-ответная форма изложения;
ряды однородных членов;
цитирование;
вводные слова и конструкции.
Ряды однородных членов предложения конкретизируют понятие, или показывают его многоплановость, или рисуют многие явления, соединяя в единую картину.
Вводные и вставные конструкции вносят дополнительные оттенки, выделяют дополнительные сведения.
Слайд 15Кроме тропов и фигур, в художественном тексте может встречаться такой стилистический прием,
Кроме тропов и фигур, в художественном тексте может встречаться такой стилистический прием,
В художественной речи используются афоризмы — краткие, меткие и обычно образные изречения, близкие к пословице: «Человек — это звучит гордо» (М. Горький).
Слайд 16 Уж близок полдень. Жар пылает.
Как пахарь, битва отдыхает.
(А. С.
Уж близок полдень. Жар пылает.
Как пахарь, битва отдыхает.
(А. С.
сравнение
Глядя на нее, хозяйка вспомнила, может быть, и свое золотое, невозвратное девичье время, и свой первый бал.
(Л. Н. Толстой)
эпитет
Обвеян вещею дремотой
Полураздетый лес грустит...
Из летних листьев разве сотый,
Блестя осенней позолотой,
Еще на ветви шелестит. (Ф.И.Тютчев)
И упало каменное слово на мою еще живую грудь… (А.Ахматова)
олицетворение
метафора
Определите вид тропа.
Слайд 17Все флаги в гости будут к нам. (А.Пушкин)
синекдоха.
Ну, скушай же еще тарелочку,
Все флаги в гости будут к нам. (А.Пушкин)
синекдоха.
Ну, скушай же еще тарелочку,
метонимия
Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. (М.Горький)
развёрнутая метафора
Туманный Альбион (вместо Англия).
перифраз
Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Ф.Тютчев)
сравнение
По дорожке лунной в полосе прибрежной
Я плыву куда-то, где меня не ждут,
Волны еле слышно, даже еле нежно
Песенку прибоя для меня поют.
олицетворение
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
(А. С. Пушкин)
эпитеты
Слайд 18И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших
И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших
И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры…можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!
(Н. Гоголь «Ревизор»)
Пришли мне... витую сталь, пронзающую засмоленную главу бутылки, – т.е. штопор.
(А. С. Пушкин)
литота
гипербола
перифраз
Эй ты, неутомимый труженик, иди-ка сюда! (по отношению к лежебоке, отлынивающему от работы)
ирония
Слайд 19Определите вид стилистической фигуры.
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и
Определите вид стилистической фигуры.
Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и
Мало того что осуждена я на такую страшную участь; мало того что перед концом своим должна видеть, как станут умирать в невыразимых муках отец и мать, для спасения которых двадцать раз готова была бы отдать жизнь свою, – мало всего этого: нужно, чтобы перед концом своим мне довелось увидеть и услышать слова и любовь, какой не видала я. (Н.Гоголь)
антитеза
анафора
Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня! (А.Блок)
эпифора
Пришел, увидел, победил. (Юлий Цезарь)
градация
Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства. (А.Коптяева)
инверсия
Бой идет святой и правый.
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
(А. Твардовский)
рефрен
Бесконечный тупик
оксюморон
Слайд 20С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего. (Гл. Успенский)
парцелляция
Во всех
С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего. (Гл. Успенский)
парцелляция
Во всех
эллипсис
Простите, мирные долины, и вы, знакомых гор вершины, и вы, знакомые леса. (А.Пушкин)
риторическое обращение
Швед, русский колет, рубит, режет. (А.Пушкин)
бессоюзие
Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. (А.Чехов)
многосоюзие
И день настал. Встаёт с одра
Мазепа, сей страдалец хилый,
Сей труп живой, ещё вчера
Стонавший слабо над могилой.
(А. С. Пушкин)
оксюморон
В синем море волны плещут.
В синем небе звезды блещут. (А.С. Пушкин)
синтаксический параллелизм
… не правда ль? Ты одна… Но если…
(А. С. Пушкин)
умолчание
Надо бы догадаться: не поймет ведь она, не поймет народного творчества. (В.Шукшин)
лексический повтор
Слайд 21Определите приёмы поэтической фонетики.
Петух запевает, светает, пора!
В лесу под ногами гора серебра.
Определите приёмы поэтической фонетики.
Петух запевает, светает, пора! В лесу под ногами гора серебра.
ассонанс
Лет до ста
расти
нам без старости.
Год от года
расти
нашей бодрости.
Славьте,
молот и стих,
землю молодости.
(В. Маяковский)
аллитерация
Крут буржуев озверевший норов.
Тьерами растерзанные, воя и стеная,
тени прадедов — парижских коммунаров —
и сейчас вопят парижскою стеною. (В. Маяковский)
диссонанс
Слайд 22Самостоятельная работа.
Анализ средств выразительности.
Самостоятельная работа.
Анализ средств выразительности.
Слайд 23метафора
метонимия
парцелляция
эпитет
сравнение
инверсия
оксюморон
антитеза
анафора
риторическое обращение
олицетворения + эпитеты + сравнение
градация
метафора
метонимия
парцелляция
эпитет
сравнение
инверсия
оксюморон
антитеза
анафора
риторическое обращение
олицетворения + эпитеты + сравнение
градация
Слайд 24риторический вопрос
инверсия
метонимия
сравнение
оксюморон
синтаксический параллелизм
эпифора
метафора
парцелляция
эллипсис
лексический повтор
аллитерация
ассонанс
риторический вопрос
инверсия
метонимия
сравнение
оксюморон
синтаксический параллелизм
эпифора
метафора
парцелляция
эллипсис
лексический повтор
аллитерация
ассонанс
Слайд 25 Какие средства художественной изобразительности использует в тексте автор? (Самостоятельная работа с
Какие средства художественной изобразительности использует в тексте автор? (Самостоятельная работа с
Солнечно-росистое это утро, как неоткрытая земля, неизведанный слой небес, утро такое единственное, никто еще не вставал, ничего никто не видал, и ты сам видишь впервые.
Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики, и, может быть, где-нибудь в сырости черной тени белеет ландыш. Соловьям помогать взялись бойкие летние птички – подкрапивники, и особенно хороша флейта иволги. Всюду беспокойная трескотня дроздов, и дятел очень устал искать живой корм для своих маленьких, присел вдали от них на суку просто отдохнуть.
Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу! Вот слушай, и кукушка взялась тебе помогать. Гляди, лунь плывет над водой: это же не простой лунь, в это утро он первый и единственный, и вот сороки, сверкая росой, вышли на дорожку, – завтра так точно сверкать они уже не будут, и день-то будет не тот, – и эти сороки выйдут где-нибудь в другом месте. Это утро единственное, ни один человек его еще не видел на всем земном шаре: только видишь ты и твой неведомый друг.
И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, передавая друг другу, радость, чтобы ты пришел, поднял ее, собрал в пучки ее стрелы и обрадовался. Смелей же, смелей.
И опять расширится душа: елки, березки, – и не могу оторвать своих глаз от зеленых свечей на соснах и от молодых красных шишек на елках. Елки, березки, до чего хорошо!
М. Пришвин «Неведомому другу».
Слайд 26Домашнее задание. Произведите такой же анализ миниатюры М.Пришвина «Вечер освящения почек».
Почки раскрываются,
Домашнее задание. Произведите такой же анализ миниатюры М.Пришвина «Вечер освящения почек».
Почки раскрываются,
Вечер теплый, и такая тишина, что ждешь чего-то напряженно: должно же что-нибудь случиться в такой тишине. И вот, кажется, пришло: кажется, начинают шептаться между собой деревья: береза белая с другой березой белой издали перекликаются, осинка молодая стала на поляне, как зеленая свеча, находит себе такую же свечу, черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками. И так, если с нами сравнить, мы звуками перекликаемся, а у них аромат: сейчас каждая порода окружена своим ароматом.
Когда начало темнеть, стали в темноте исчезать почки, но капли на них светились, и, даже когда ничего нельзя было понять в темной тесноте кустарников, капли светились, одни только капли да небо: капли брали у неба свой свет и светили нам в темном лесу.
Мне казалось, будто я весь собрался в одну смолистую почку и хочу раскрыться навстречу единственному неведомому другу, такому прекрасному, что при одном только ожидании его все преграды движению моему рассыпаются ничтожною пылью.
Слайд 27Готовимся к ЕГЭ!
Готовимся к ЕГЭ!
Слайд 28Задание В8З
Задание В8.
В этом задании, согласно кодификатору, проверяются следующие знания:
1. Выразительные средства
Задание В8З
Задание В8.
В этом задании, согласно кодификатору, проверяются следующие знания:
1. Выразительные средства
2. Выразительные средства словообразования.
3. Выразительные средства лексики и фразеологии.
4. Выразительные средства грамматики.
5. Анализ средств выразительности.
Выразительность русской речи.
Слайд 29Одно из самых сложных заданий части В – задание В8, не случайно
Одно из самых сложных заданий части В – задание В8, не случайно
Слайд 30Рассмотрим лексические средства.
К лексическим средствам языка относятся: синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы
Рассмотрим лексические средства. К лексическим средствам языка относятся: синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы
Слайд 31ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА.
Антонимы - это слова одной и той же части речи, противоположные
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА.
Антонимы - это слова одной и той же части речи, противоположные
! Антонимы могут быть контекстными, т. е становиться антонимами только в данном контексте (Так, слова глаза и очи являются в языке синонимами, однако во фразе "У нее были не глаза, а очи" они могут рассматриваться как антонимы. Другой пример: " Ум и сердце - лед и пламень - вот основное, что отличало этого героя").
Синонимы - это слова одной и той же части речи, одинаковые или схожие по своему значению, но разные по звучанию и написанию (влюбленность – любовь, приятель – друг).
! Как и антонимы, синонимы могут быть контекстными. (Узкие, мещанские взгляды).
Слайд 32Многозначные слова - это слова, имеющие много значений: Лапа — 1) нога,
Многозначные слова - это слова, имеющие много значений: Лапа — 1) нога,
Омонимы - это слова, одинаковые по звучанию (при возможном различном написании) или написанию (при возможном различном звучании), но разные по значению: (Ключ1 - металлический стержень особой формы для отпирания и запирания замка. Запереть на ключ.
Ключ2 - бьющий из земли источник, родник. Вода бьёт ключом (стремительной струёй).
Просторечная лексика - сниженная, грубая, не рекомендуемая к использованию в общении, допустимая только в художественной литературе для достижения соответствующего эффекта.
Рожа, моргалы, башка, хряпать, ржать
(в значении смеяться).
Канцеляризм - слова, словосочетания, грамматические формы и синтаксические конструкции, характерные для официально-делового стиля.
«Входящие — исходящие», «надлежит», «доводится до вашего сведения» и т. п.
Слайд 33Устаревшие и новые слова.
Историзмы – это устаревшие слова, вышедшие из употребления в
Устаревшие и новые слова.
Историзмы – это устаревшие слова, вышедшие из употребления в
Архаизмы (от греч. archaios – древний) – это также устаревшие слова, но они вышли из употребления не потому, что исчезли предметы и явления, которые они обозначают, а потому, что в речь вошли другие слова, обозначающие эти же реалии.
Выя – шея, лепота – красота, позор – зрелище.
Неологизмы – новые слова ограниченного пользования, новизна которых ощущается носителями языка.
Перестройка, ваучер, файл, спонсор, имидж.
Авторские неологизмы возникают в результате словотворчества отдельных людей.
Например, у В.В. Маяковского: мандолинить, молоткастый ; у В. Хлебникова: резьмо,
лебедиво
Такие неологизмы называют окказионализмами.
Слайд 34Диалектизмы и заимствованная лексика.
Диалектизмы - это слова, употребляемые сравнительно
ограниченным числом людей, связанных
Диалектизмы и заимствованная лексика.
Диалектизмы - это слова, употребляемые сравнительно
ограниченным числом людей, связанных
общностью.
Например, бурак- свёкла, козюли – змеи, няша – болото…
Заимствованная лексика - это слова, заимствованные и других языков в результате языковых контактов.
Метро, кофе, пальто, жюри. амбар, артист, авария.
Слайд 35Специальная лексика.
Термин - (от лат. Terminus предел, граница пограничный знак). Слова или
Специальная лексика.
Термин - (от лат. Terminus предел, граница пограничный знак). Слова или
Профессионализм - полуофициальные и неофициальные слова, используемые в речи людьми, объединёнными общей профессией.
Жаргонизмы.
Жаргонизмы – слова ограниченного употребления, созданные с целью языкового обособления людьми, объединенными
определёнными интересами, родом занятий, привычками.
Общага – общежитие, халява – всё, что бесплатно, сервить – пользоваться средой “Интернет”, облом – неудача
Слайд 36Фразеологизмы –
устойчивые сочетания слов, входящие как единое целое (лексические единицы) в словарный
Фразеологизмы –
устойчивые сочетания слов, входящие как единое целое (лексические единицы) в словарный
Сесть в калошу, Аннибалова клятва, нить Ариадны…
Слайд 37Следует отметить, что в задании В8 встречаются и другие термины лексических средств
Следует отметить, что в задании В8 встречаются и другие термины лексических средств
лексический повтор;
разговорная лексика;
сниженная разговорная лексика;
книжная (в т. ч. экспрессивная) лексика;
общественно-политическая лексика;
оценочная лексика;
экспрессивный лексический повтор.
Слайд 381. В8 Речь. Анализ средств выразительности.
Задание В8 в демоверсии 2009:
B8 «В.
1. В8 Речь. Анализ средств выразительности.
Задание В8 в демоверсии 2009:
B8 «В.
Список терминов:
сравнительный оборот;
2) ряд однородных членов;
3) фразеологизмы;
4) инверсия;
5) олицетворение;
6) парцелляция;
7) эпитеты;
8) литота;
9) вопросительные предложения.
Слайд 39Текст для анализа:
(1)На берегу реки Мокши сидел старый человек в морском мундире.
Текст для анализа:
(1)На берегу реки Мокши сидел старый человек в морском мундире.
(6)До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.
(7)Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. (8)Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Фёдор Фёдорович Ушаков, опальный русский флотоводец. (9)Сорок кампаний провёл он, ни в одном сражении не потерпел поражения. (10)Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11)Но мало кто помнил об этом тогда в России...
(12)Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. (13)Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14)С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих…
(15)Звуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (16)Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.
(18)Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видeния прошлого. (По В. Ганичеву)
Слайд 40Алгоритм рассуждения:
1. Квалифицируйте каждый термин из списка согласно классификации средств выразительности (лексико
Алгоритм рассуждения:
1. Квалифицируйте каждый термин из списка согласно классификации средств выразительности (лексико
2. Обратите внимание на слова-подсказки в тексте задания: …с помощью такого синтаксического средства выразительности, такой троп, как и т.п.
3. Если в качестве варианта ответа вы выбираете троп, то помните, что в основе его должно лежать переносное значение.
Слайд 41Выполнение задания В8 из демоверсии – 2009 ЕГЭ по русскому языку.
Образец рассуждения.
Выполнение задания В8 из демоверсии – 2009 ЕГЭ по русскому языку.
Образец рассуждения.
Произведя несложный анализ легко определить, что В. Ганичев вспоминает о легендарном адмирале Ушакове, используя следующие синтаксические средства выразительности: вопросительные предложения (предложения 4, 5), и инверсию - «людей везучих» в предложении 14, «глаза его» в предложении 17.
Разбор оставшихся примеров поможет провести следующее рассуждение, если перед нами троп, то слово должно иметь не прямое, а переносное значение. Если значение слов прямое, то это, скорее всего, синтаксическое средство. Поэтому «таланта, гения, пророка в своём окружении» - это ряд однородных членов (в словах этого ряда отсутствует переносное значение), а «ладошки волн»; «набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать адмирала» - троп, из предлагаемого перечня мы без труда определяем, что это разновидность метафоры – олицетворение.
Слайд 422. Какие из перечисленных средств художественной выразительности используются в первых трех абзацах?
2. Какие из перечисленных средств художественной выразительности используются в первых трех абзацах?
1) экспрессивный повтор;
2) ряды однородных членов;
3) развернутые сравнения;
4) газетно-публицистическая фразеология;
5) разговорные синтаксические конструкции.
(1)Что такое культура, зачем она нужна? (2)Что такое культура как система ценностей? (3)Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? (4)Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках – одна из лучших, если не лучшая в мире.
(5)Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика. (6) Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого.
(7)Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»... (8)А Седьмая симфония Шостаковича – она же помогла выстоять Ленинграду!
(В. Непомнящий)
Слайд 43Перечитав текст и вспомнив, что такое экспрессивный повтор, ряды однородных членов, развернутые
Перечитав текст и вспомнив, что такое экспрессивный повтор, ряды однородных членов, развернутые
Следовательно, ответ: 1, 2, 4, 5.
Слайд 443. Какие три из перечисленных ниже средств выразительности используются в следующих предложениях?
3. Какие три из перечисленных ниже средств выразительности используются в следующих предложениях?
1) риторическое обращение;
2) экспрессивный повтор;
3) сравнительный оборот;
4) синтаксический параллелизм;
5) антитеза.
(13)Раскопки и исследования на территории нашей страны показывают, что во все времена здесь обитало множество разных народов с различными языками, религиями, культурами, антропологическим обликом. (14)Смешение языков, рас, культур шло в течение долгих веков. (15)И такое смешение происходило повсеместно. (17)На планете нет ни одной «чистой» расы, нет ни одного языка, который бы не испытал влияния другого языка, родственного или неродственного. (18)Нет ни одной «культуры в чистом виде», процесс обмена идеями и изобретениями начался многие тысячи лет назад. (19)Изучение древней истории приводит к выводу, что все люди Земли равны. (20)Нет высших и низших рас, нет «культурных» и «варварских» языков, нет «целиком самостоятельных» и «полностью заимствованных» культур.
(21)Для первобытного человека «людьми» были лишь члены его племени. (22)Все остальные были врагами или злыми демонами. (23)Для греков все негреки были варварами. (24)Для христиан все нехристиане были язычниками, для мусульман те, кто не следовал заветам пророка Магомета, – «неверными». (25)Для европейцев XVIII и даже XIX века все остальное человечество было скопищем дикарей. (26)Для нас, людей XXI века, знающих свое прошлое, каждый человек на земном шаре принадлежит к единой семье – человечеству.
(По А. Кондратову)
Ответ: 2, 4, 5
Слайд 454. (1)3емля — космическое тело, а мы — космонавты, совершающие очень длительный
4. (1)3емля — космическое тело, а мы — космонавты, совершающие очень длительный
(З)Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полёт. (4)Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5)Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6)Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. (7)Вопрос только размеров и времени.
(8)Человечество, по-моему, — это своеобразная болезнь планеты. 9)Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. (10)Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты. (11) Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зелёную шубу леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) — и вот уж распространяется от этого места характерное, симптоматическое, болезненное пятно. (12)Снуют, размножаются, делают своё дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли.
(13)К сожалению, столь же ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли. (14)С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению.
(15)Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. (16)Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие?
(По В. Солоухину)
Слайд 46В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя
В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя
«В первых двух предложениях текста использован такой троп, как ___________. Этот образ «космического тела» и «космонавтов» является ключевым к пониманию авторской позиции. Рассуждая о том, как ведёт себя человечество по отношению к своему дому, В. Солоухин приходит к выводу, что «человечество — это болезнь планеты». ____________ («снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли») передают негативные деяния человека. Употребление в тексте ___________(предложения 8, 13, 14) подчёркивает, что всё сказанное автору далеко не безразлично. Употреблённый в 15-м предложении ___ «оригинальная» придаёт рассуждению печальный финал, который заканчивается вопросом».
Список терминов:
1) эпитет;
2) литота;
3) вводные слова и вставные конструкции;
4) ирония;
5) развёрнутая метафора;
6) парцелляция;
7) вопросно-ответная форма изложения;
8) диалектизм;
9) однородные члены предложения.
Ответ:5,9,3,1
Слайд 47Текст для анализа.
Крик.
(1)Стоял осенний теплый ясный день, везде в воздухе была
Текст для анализа.
Крик.
(1)Стоял осенний теплый ясный день, везде в воздухе была
(7)И вдруг... (8)Мне показалось: где-то женщина кричала, это было в доме, над этими безлюдными тротуарами, одинокими, засыпанными листьями машинами.
(9)Я вздрогнул, остановился, поднял голову, глядя на окна, освещенные солнцем, пронзенный неожиданным страшным криком боли, страдания, как будто там, на верхних этажах обычного московского дома, пытали человека, заставляя его корчиться, извиваться в муке под каленым железом. (10)Они были все одинаковы, эти окна, были уже по-предзимнему закрыты наглухо. (11 )Крик женщины то затихал наверху, то нарастал нечеловеческим воплем, визгом и рыданиями последнего отчаяния, какое бывает перед холодом небытия и бездной...
(12)Что там было? (13)Кто мучил ее? (14)3ачем? (15)Почему она рыдала так страшно?
(16)И всё прекрасное погасло во мне: и благословенный московский листопад, и свет осеннего дня, и умиление естественной прекрасной порой бабьего лета. (17)Счастье вдруг обернулось жгучей(-им)... (18)Почудилось, что кричало от непереносимой боли само человечество, потерявшее ощущение великого и единственного блага всякого сущего — радости неповторимого своего существования.
(По Ю. Бондареву)
5.
Слайд 48В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя
В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя
«Композиционно текст делится на две части, противопоставленные друг другу. В первой Ю. Бондарев, передавая «умиление» героя «прекрасной порой бабьего лета», использует (…) «мягкая розовая дымка», «винный запах» (осени), «солнечная осень»), (..)(«в шуршащих ворохах осеннего золота») и (..) («листья... собирались кучками», «природа добра»).
В конце первой части чувство восхищения усиливается: автор использует (..) (предложение 4). В конце текста автор, напротив, показывает героя, страдающего от мысли о несовершенстве человеческого бытия, героя, испытывающего чувство отчаяния от невозможности помочь несчастной, и передано это с помощью риторической фигуры (..) (предложение 16).»
Список терминов:
1) парцелляция;
2) риторическое восклицание;
3) эмоциональный повтор;
4) метафора;
5) многосоюзие;
6) эпитеты;
7) олицетворение;
8) анафора;
риторический вопрос.
Ответ: 6,4,7,9,5
Слайд 49Демонстрационный вариант ЕГЭ 2010 г.
(1)Рядовой Федосеев, телефонист, появился на батарее с
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2010 г.
(1)Рядовой Федосеев, телефонист, появился на батарее с
новостями: он сам видел, как фашистов выбили из Красной Поляны.
(2)Теперь нетрудно было догадаться, что батарею вот-вот
перебросят на другой участок.
(3)Лейтенант решил воспользоваться этим. (4)Увидел замполита и
попросил разрешения, пока батарея будет менять позицию, отлучиться в
город ему и молоденькому телефонисту Федосееву: парень никогда не
видел Москвы.
– (5)За счёт положенного времени разрешу, – сказал замполит
строго. – (6)В самом деле, негоже защитнику Москвы не увидеть Москвы!
(7)Выбрались заулками и переулками на Дмитровское шоссе, потом
на трамвае добрались до станции метро «Сокол», вошли в почти
невидимую дверь, окутанную морозным паром. (8)Федосеев был
разочарован тем, что на станции не оказалось эскалаторов, но в вагоне всё
очень понравилось.
(9)Неожиданно быстро доехали до площади Революции.
(10)Москвич-лейтенант сказал, что она в самом центре города. (11)Пора выходить. (12)Федосеев весьма неуверенно ступил на эскалатор. (13)Всё ему
было ново в подземном этаже Москвы. (14)«Стоять справа, проходить
слева, тростей, зонтов и чемоданов не ставить». (15)Те, кто спускается им
навстречу по соседнему эскалатору, только что с мороза – румяные,
особенно девушки… (16)Но вот снова твёрдый пол под ногами.
Слайд 50(17)Они перешли площадь, прошагали мимо Стереокино, мимо Центрального детского театра, постояли на
(17)Они перешли площадь, прошагали мимо Стереокино, мимо Центрального детского театра, постояли на
(18)Фасад Большого театра, знакомый Федосееву по фотографиям и киножурналам, неузнаваем. (19)Вся верхушка завешена двумя декорациями: слева двухэтажный дом, правее роща. (20)Лейтенант объяснил, что это камуфляж.
(21)Вышли на Красную площадь, и Федосеева сопровождало ощущение, что он ходит по давно знакомым местам. (22)Лейтенант обещал показать Минина и Пожарского, народных ополченцев старой Руси, но памятник заложили мешками с песком.
(23)А вот Пушкин, до которого они вскоре дошли, оказался ничем не укрыт: стоит с непокрытой головой, бронзовые плечи присыпаны снегом. (24)Лейтенанта это всерьёз тревожило. (25)Правда, в пепельном небе маячит аэростат воздушного заграждения, но всё же…
(26)По бульварам дошли до Арбата и не торопясь вернулись на площадь Революции. (27)Вторично спустились в метро: есть время прокатиться, осмотреть подземные дворцы. (28)Понравилась Федосееву станция «Маяковская» со стальными колоннами, приглянулись «Красные ворота» – красные и белые плиты под ногами.
(29)В огромном бомбоубежище, каким стало московское метро, складывался свой быт. (30)На станции «Арбатская» на служебной двери – табличка «Для рожениц». (31)На станции «Курская» работал филиал публичной Исторической библиотеки: он открывался, когда прекращалось движение поездов. (32)Федосеев проникся уважением к подземным читателям: занимаются в часы воздушной тревоги!
(33)Телефонистом владела радость узнавания нового большого города. (34)Это чувство острее у человека, который мало путешествовал и жил где-то в медвежьем углу. (35)А ещё в сердце Федосеева всё больше росла гордость: не всякому довелось защищать столицу такой страны.
(36) Но каждый солдат, где бы он ни воевал, защищал столицу.
(37)Ему было что защищать! (По Е. Воробьёву)
Слайд 51B8 «Для того чтобы перенести читателя в военную Москву, Е. Воробьёв использует
B8 «Для того чтобы перенести читателя в военную Москву, Е. Воробьёв использует
Список терминов:
1) эпитет;
2) ряды однородных членов;
3) ирония;
4) метафора;
5) профессиональная лексика;
6) диалектизм;
7) антитеза;
8) сравнительный оборот;
9) риторическое обращение.
5,2,1,4